г. Краснодар |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А32-9695/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Собербаш" (ИНН 2303020722, ОГРН 1022300713753) - Семиной Ю.М. (доверенность от 07.03.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Собербаш" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2013 (судья Гладков В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-9695/2013, установил следующее.
ООО "Собербаш" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2013 N 1.13/94-3/1 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 380 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013, постановление министерства признано незаконным в части назначения штрафа, превышающего 300 тыс. рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса. Штраф снижен ввиду отсутствия отягчающих вину обстоятельств.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить. Общество считает, что при осуществлении разработки Садового месторождения в 2012 году не только не допускало нарушений имеющейся технической документации, но и своевременно приняло все зависящие от него меры по выполнению условий лицензии, предусматривающих необходимость корректировки планов развития горных работ в случае увеличения объемов добычи полезного ископаемого. Вина общества не доказана, состав административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса отсутствует.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 17.01.2013 N 1.13/94 министерством проведена проверка общества на предмет соблюдения при осуществлении деятельности законодательства в области добычи полезных ископаемых. В ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения условий лицензии на пользование недрами, а именно: не соблюдены условия в части увеличения объема добычи полезного ископаемого; на территории горного отвода имеются многочисленные разливы горюче-смазочных материалов, емкости из-под нефтепродуктов и металлолом размещены на открытом грунте; на территории горного отвода при отсутствии инженерно-геологического обоснования выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, проектных и правоустанавливающих документов возведено трехэтажное здание производственных, складских и вспомогательных помещений.
По результатам проверки составлены акт от 06.02.2013 N 1.13/94-1 и протокол об административном правонарушении от 08.02.2013 N 1.13/94/3.
19 февраля 2013 года по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении обществом законодательства в области добычи полезных ископаемых, министерством вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа в размере 380 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (статья 9 Закона о недрах).
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение в том числе, требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 1 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно пункту 50 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России по 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр) годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ, определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
Составление годового плана по разработке общераспространенных полезных ископаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России может осуществляться в упрощенном порядке. В случаях, когда проектной документацией предусматривается разработка месторождения полезных ископаемых на срок до трех лет, составления годового плана не требуется.
В соответствии с пунктом 146 Правил охраны недр при пользовании недрами обеспечиваются безопасность для жизни и здоровья населения, охрана зданий и сооружений, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, животного мира у других объектов окружающей среды.
При пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. При выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию вносятся необходимые изменения (пункт 147 Правил охраны недр).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию от 16.03.2005 N КРД 02469 ТР на право пользования недрами с целевым назначение - разведка с одновременной добычей открытым способом валунно-песчано-гравийных отложений Садового месторождения, расположенного в Белореченском районе Краснодарского края, в 1,5 км северо-западнее от п. Садовый.
Приложением N 1 к лицензии от 16.03.2005 N КРД 02469 ТР установлены условия пользования недрами с целью разведки с одновременной добычей открытым способом валунно-песчано-гравийных отложений Садового месторождения. Из подпункта 1 пункта 3.1 данного приложения следует, что по объемам, основным работам и срокам их проведения владелец лицензии обязуется обеспечить добычу не менее 150 тыс. мi полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
Дополнительным соглашением к лицензии от 16.03.2005 N КРД 02469 ТР, заключенным обществом с Департаментом строительства Краснодарского края, предусмотрено, что годовой уровень добычи полезного ископаемого установлен на основании заявки владельца лицензии - 150 тыс. мi; значительное (+/- 20%) изменение уровней добычи должно быть согласовано с органами, предоставившими право пользование недрами.
По годовому плану развития горных пород на 2012 год по Садовому месторождению годовая проектная производительность карьера установлена в размере 200 тыс. мi.
Из представленных обществом статистических отчетов по формам 2-ЛС, 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП и актов контрольных маркшейдерских замеров объемов добычи и потерь полезного ископаемого за 2012 год, годовой объем добычи полезного ископаемого составил 395,2 тыс. мi при годовой проектной производительности карьера 200 тыс. мi.
Таким образом, обществом не соблюдены требования технических проектов и технической документации по разработке месторождения.
Довод общества о том, что увеличение уровня добычи полезных ископаемых согласовано с Департаментом строительства Краснодарского края обоснованно не принят судами во внимание. Руководствуясь положениями о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию", суд обоснованно указал, что согласование увеличения объема добычи полезных ископаемых осуществляется с Управлением по недропользованию по Краснодарскому краю, а не с Департаментом строительства Краснодарского края.
Исходя из пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод.
В силу пункта 31 Правил охраны недр не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.
По подпункту 8 пункта 4.1 Приложения N 1 к лицензии от 16.03.2005 N КРД 02469 ТР владелец лицензии обязуется обеспечить предотвращение загрязнения недр при проведении всех видов работ, а согласно подпункту 9 и 10 пункта 4.1 данного Приложения владелец лицензии обязуется обеспечить предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях, а также инженерно-геологическое обоснование выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, обеспечивающее сохранность зданий,сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок.
В ходе проверки установлено, что на территории горного отвода Садового месторождения имеются многочисленные разливы горюче-смазочных материалов, металлические емкости из-под нефтепродуктов, металлолом, части отработанных автомобильных покрышек, промасленные деревянные брусья размещены на открытом грунте; места для сбора твердых бытовых отходов отсутствуют.
Кроме того, на территории горного отвода при отсутствии инженерно-геологического обоснования выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, проектных и правоустанавливающих документов возведено трехэтажное здание производственных, складских и вспомогательных помещений.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, установленного часть 2 статьи 7.3 Кодекса, и с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, суды правомерно снизили размер штрафа до минимального, что составило 300 тыс. рублей.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 по делу N А32-9695/2013, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.