Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 23.03.2023 N 642
Информация
о деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в 2022 году
(представлена в областную Думу руководителем Управления Росреестра по Тюменской области В.Г. Кораблёвым 22.02.2023)
1. Нормотворческая деятельность Росреестра
С 2020 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) осуществляет полномочия по государственной политике и нормативному регулированию в сфере земли и недвижимости.
За 3 года по инициативе ведомства принято 47 федеральных законов, из них 16 - в 2022 году, в числе которых:
- Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон, определивший пакет антикризисных мер, ориентированный на поддержание строительного комплекса и других участников предпринимательского сообщества, в том числе по вопросам землепользования и регистрации недвижимости);
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (до 01.03.2023 продлен срок действия упрощенного порядка бесплатной приватизации земельного участка, стало возможным проведение "электронных" голосований общего собрания членов товарищества; с 01.01.2023 голосование может быть проведено также с использованием единого портала государственных услуг), созданы условия для возможности разведения домашней птицы и кроликов для собственных нужд в СНТ, упрощено управление общим имуществом товариществ, а также закреплены полномочия субъектов Российской Федерации по определению условий для включения территорий садоводства или огородничества в границы существующего населенного пункта либо образования нового;
- Федеральный закон от 28.06.2022 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ускорено вступление в силу закона о продлении "дачной амнистии" с 01.09.2022 на 01.07.2022);
- Федеральный закон от 05.12.2022 N 513-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 22-1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" (внесены изменения в Закон о кадастровой оценке, предусматривающие, что при заключении договора аренды, купли-продажи или соглашения в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, применяется кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН на дату подачи соответствующего заявления, а не на дату заключения договора аренды, купли-продажи или соглашения. При этом, если после подачи заявления кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась в сторону понижения, то применяется сниженная кадастровая стоимость);
- Федеральный закон от 01.05.2022 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в отношении "бытовой недвижимости" сокращены сроки учетно-регистрационных процедур, установлен трехдневный срок выполнения кадастровых работ);
- Федеральный закон от 05.12.2022 N 493-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (01.01.2023 вступил в силу закон, который снизил размер госпошлины за регистрацию изменений в договорах аренды с 2 000 до 350 рублей для граждан и предпринимателей и с 22 000 до 1 000 рублей для юридических лиц);
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с 01.03.2023 вступает в силу закон, направленный на защиту персональных данных граждан, ограничивающий доступ к информации из реестра для третьих лиц (за исключением супругов, наследников, арендаторов, нотариусов, кадастровых инженеров и представителей госучреждений); сведения о персональных данных собственника недвижимости (фамилии, имени, отчестве и дате рождения) могут быть представлены только с разрешения и согласия правообладателя объекта недвижимости).
В работе у Росреестра еще порядка 15 законодательных инициатив по дальнейшему улучшению регулирования в сфере земли и недвижимости.
Реализация положений законодательства на территории Тюменской области осуществляется Управлением Росреестра по Тюменской области (далее - Управление) во взаимодействии с депутатами Тюменской областной Думы. В частности, вопросы осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ о выявлении правообладателей, рассматривались на выездных совместных совещаниях Департамента имущественных отношений Тюменской области и Управления с главами муниципальных образований с участием Ковина Владимира Анатольевича.
Также взаимодействие Управления с Тюменской областной Думой осуществляется по направлениям повышения правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области. Сотрудники Управления принимали участие в заседаниях Тюменской областной Думы, заседаниях комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы, семинарах для депутатов Тюменской областной Думы по вопросам противодействия коррупции, и представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форумах, организуемых при поддержке Тюменской областной Думы, - форуме по недвижимости, форуме садоводов г. Тюмени и иных мероприятиях.
2. Реорганизация подведомственных Росреестру учреждений. Создание территориальных органов Росреестра на территории новых субъектов Российской Федерации
С 01.01.2023 начала работу публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), объединившая в единое предприятие ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". В течение 2023 года запланировано присоединение АО "Роскартография".
Среди полномочий компании - проведение геодезических и картографических работ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах, предоставление сведений из ЕГРН и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - Госфонд данных), выездной прием и курьерская доставка документов, научная деятельность. Компания является оператором информационных систем Росреестра.
В связи с передачей функционала по ведению архивного фонда в ППК "Роскадастр". Управлением проведены мероприятия по передаче архивов реестровых дел, документов Госфонда данных, а также помещений для их хранения.
С 2023 года территориальные органы Росреестра и филиалы ППК "Роскадастр" начали осуществление полномочий по регистрации прав, кадастровому учету и выдаче сведений ЕГРН на территории Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Управление определено Росреестром в качестве базового территориального органа по организации обучения сотрудников, осуществляющих деятельность на данных территориях. В феврале 2023 года на базе Управления прошли обучение сотрудники из Донецкой и Луганской народных республик.
3. Реализация проектов Росреестра на территории Тюменской области
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 утверждена государственная программа "Национальная система пространственных данных" (далее - ГП НСПД).
Программа направлена на достижение четырех стратегических целей: создание и внедрение цифрового отечественного геопространственного обеспечения, обеспечение полноты и качества сведений ЕГРН, достижение "цифровой зрелости" Росреестра, повышение качества госуслуг и сервисов ведомства.
Планируется создание единой федеральной сети геодезических станций, мультимасштабной карты страны, полного и точного реестра недвижимости, цифровой платформы пространственных данных, вовлечение в оборот новых земель для жилищного строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2022 N 1040 утверждено положение о федеральной государственной информационной системе "Единая цифровая платформа "Национальная система пространственных данных" (далее - ФГИС ЕЦП НСПД).
В 2022 году Тюменская область вошла в число 30 пилотных регионов, на территории которых в числе первых будут реализованы сервисы ФГИС ЕЦП НСПД.
В 2022 году органы власти и органы местного самоуправления Тюменской области совместно с Управлением приступили к реализации ГП НСПД, задач, обозначенных Президентом Российской Федерации в рамках поручений по вопросам ГП НСПД (поручения от 11.08.2022 N Пр-1424) по обеспечению качества сведений ЕГРН.
В Тюменской области создан оперативный штаб по реализации ГП НСПД (распоряжение Правительства Тюменской области от 02.09.2022 N 909-РП). Разработана и утверждена "дорожная карта" по координации создания ФГИС ЕЦП НСПД на территории Тюменской области, определены информационные системы для интеграции. Мероприятия, предусмотренные на 2022 год, исполнены в полном объеме.
Совместно с Правительством Тюменской области продолжена реализация региональной "дорожной карты" по проекту "Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями" на территории Тюменской области" (проект "Полный и точный реестр"). 14 марта 2022 года "дорожная карта" утверждена в новой редакции, с учетом мероприятий по реализации ГП НСПД.
В ЕГРН внесены 100% сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, сведения об объектах культурного наследия, 98% границ населенных пунктов и территориальных зон.
Доля объектов недвижимости в ЕГРН без правообладателей уменьшилась на 4,15% и составила 16,7%.
В 2022 году в Тюменской области муниципалитетами заключено 15 контрактов на выполнение комплексных кадастровых работ в отношении 19 кварталов, расположенных на территории 10 муниципальных образований (город Ишим, Ишимский, Викуловский районы, город Тюмень, Тюменский район, Тобольский, Омутинский районы, город Ялуторовск, Голышмановский и Заводоуковский городские округа).
По 11 контрактам завершены комплексные кадастровые работы (в том числе по 6 контрактам, заключенным в 2021 году), по результатам которых в ЕГРН внесены сведения о 2 210 объектах недвижимости.
Одна из составляющих наполнения ЕГРН полными и точными сведениями - это оцифровка накопленных документарных архивов.
Управлением и филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области в электронный вид переведено 70,2% реестровых дел (2 001 632 из 2 850 840 дел, подлежащих переводу).
Оцифровано 60,8% материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Целевые значения показателей, предусмотренные ГП НСПД на 2022 год, достигнуты.
Продолжены мероприятия по анализу использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство (проект "Земля для стройки").
На территории Тюменской области данная работа проведена при участии представителей федеральных и региональных органов власти, вошедших в состав оперативного штаба, созданного на базе Управления. В качестве перспективных для целей жилищного строительства за период реализации проекта по состоянию на 31.12.2022 определены 39 земельных участков и территорий общей площадью 491,72 га. Вовлечено для строительства - 191,37 га. Информация размещается на публичной кадастровой карте посредством разработанного и внедренного Росреестром сервиса "Земля для стройки".
В 2022 году по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина Росреестром начата работа по запуску пилотного проекта "Земля для туризма". 20.12.2022 между Правительством Тюменской области и Росреестром заключено Соглашение, предусматривающее информационное взаимодействие для создания условий активного использования туристского потенциала Тюменской области.
В рамках реализации ГП НСПД действует созданный Росреестром в 2021 году консорциум образовательных учреждений высшего образования, в который вошли МИИГАиК, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Тюменский государственный университет (ТюмГУ) и Казанский (Приволжский) федеральный университет. В 2022 году начато обучение сотрудников Управления по программе магистратуры "Государственная регистрация недвижимости в условиях цифровой трансформации".
На территории Тюменской области для обеспечения всех заинтересованных организаций, учреждений, органов власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами в сферах, связанных с деятельностью Росреестра, Управлением совместно с ТюмГУ в 2022 году осуществлена разработка региональной образовательной программы магистратуры по подготовке специалистов в сфере земельно-имущественных отношений, эффективного управления и развития территорий.
Решением ученого совета ТюмГУ от 28.02.2022 Институтом государства и права открыта магистерская программа "Государственная регистрация недвижимости в цифровом государственном управлении" по направлению подготовки 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление". Срок обучения на программе - 2 года очно, 2,5 года заочно.
4. Деятельность в учетно-регистрационной сфере
О получении услуг в учетно-регистрационной сфере поступило 2 750 105 заявлений.
Принято 1 133 578 решений об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав. Рост составил 33,8%.
Среднее количество учетно-регистрационных действий в день составило 4 589, что на 33,8% больше показателя прошлого года (2022 год - 3 430).
Средний срок регистрации прав сокращен до 1,3 дня, кадастрового учета - до 2 дней, единой процедуры - до 3 дней. В отношении объектов бытовой недвижимости учет и регистрация осуществлялись в течение 1,7 дней.
Из общего объема услуг по кадастровому учету и регистрации прав 55,3% оказано в электронном виде, что выше показателя прошлого года на 10,1% (РФ - 48,3%).
Органами государственной власти и местного самоуправления Тюменской области в электронном виде подано 99,8% документов (РФ - 94,8%).
Продолжена работа по переходу на исключительно электронное взаимодействие с кредитными организациями и застройщиками.
Доля ипотечных сделок в электронном виде выросла в течение года на 14,2% и составила 73,9%. В рамках реализации проекта по регистрации ипотеки за 24 часа 95,2% электронных ипотек зарегистрировано менее чем за сутки.
В сентябре 2022 года Управлением проведена первая в Российской Федерации электронная регистрация прав на объект недвижимости, средства на приобретение которого предоставлены банком в рамках проекта "Военная ипотека".
В электронном виде представлено 93,1% заявлений о регистрации договоров долевого участия.
В рамках проекта "Стоп-бумага" с 29.06.2022 обеспечен переход на безбумажный документооборот между органом регистрации прав и МФЦ.
Мероприятия по реализации межведомственного плана по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области
В целях совершенствования процедур межведомственного взаимодействия, координации деятельности сторон при выполнении возложенных государственных функций и повышения качества налогооблагаемой базы с 12.11.2010 действует межведомственная рабочая группа (далее - Региональная межведомственная группа) Управления и Управления ФНС России по Тюменской области (далее - УФНС). Согласован комплекс мероприятий и совместных действий по выработке решений и единых подходов, утверждены планы работы.
Управлением в УФНС России по Тюменской области годовой выгрузкой за 2022 год переданы сведения о 982 612 объектах недвижимости. Показатель прохождения форматно-логического контроля составил 99,95%. Высокий показатель прохождения форматно-логического контроля (далее - ФЛК) свидетельствует о качестве и корректности сведений ЕГРН.
В целях повышения налогового потенциала Тюменской области за счет имущественных налогов на территории Тюменской области с 2013 года, ежегодно, на предстоящий период утверждается и реализуется план мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов Тюменской области (далее - План).
Мероприятия Плана предусматривают комплекс работ по вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости, "выпадающих" из налогообложения, а также организацию работ по формированию полных и достоверных сведений о земельных участках, объектах недвижимости и их правообладателях.
Мероприятия, направленные на улучшение инвестиционного климата Тюменской области, реализацию целевой модели по государственной регистрации прав и кадастровому учету
Совместно с Правительством Тюменской области продолжена работа по реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата субъекта.
По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2020, 2021 и 2022 годов значения всех показателей Тюменской области по направлению "Эффективность процедур по регистрации прав собственности" входят в группу "А".
В 2021 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 N 1139-р утверждена единая целевая модель по государственной регистрации прав и кадастровому учету, включающая 30 показателей, из них согласно методическим рекомендациям Росреестра 12 отнесены к действиям территориального органа Росреестра или филиала ППК "Роскадастр".
Ряд достигнутых показателей соответствует целевым значениям, установленным на 2024 и 2025 годы.
Мероприятия по реализации Закона о лесной амнистии
В рамках реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ (далее - Закон N 280), приведения в соответствие сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и ЕГРН осуществляет работу внутриведомственная рабочая группа. Кроме того, положения данного закона применяются при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
На момент вступления в силу Закона N 280 разница площадей лесных участков в ГЛР и ЕГРН составляла 4 183 103 га.
Результатом проведенных работ за 2018 - 2022 годы является приведение в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР и уменьшение разницы в площадях лесных участков на 4 182 297 га по состоянию на 01.01.2023.
Общее значение площади лесных участков, содержащихся в ЕГРН, входит в площадь лесных участков, пересечение с границами которых допускается положениями ч. 13 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации недвижимости).
В соответствии со ст. 60.2 Закона о регистрации недвижимости работы продолжаются в рамках текущей деятельности при рассмотрении обращений граждан, поступающих в орган регистрации прав.
5. Деятельность в сфере осуществления полномочий в области геодезии и картографии
В 2022 году наполнение ГИС ведения единой электронной картографической основы (далее - ЕЭКО) картографическими материалами по территории Тюменской области выросло с 25,8 до 66,09%, что на 15% выше целевого показателя (51,1%).
Росреестром в 2022 году выполнены работы по созданию цифровых ортофотопланов (ЦОФП) на территорию Тюменской области масштабов 1:2 000 - по 52 населенным пунктам, в том числе город Тюмень, и 1:10 000 на площадь 22 230 км для включения в состав ЕЭКО. По материалам аэрофотосъемочных работ Росреестром в 2023 году запланировано обновление цифрового топографического плана и создание цифрового плана открытого пользования масштаба 1:10 000 на территорию города Тюмень.
Во взаимодействии с Правительством Тюменской области проведены мероприятия по включению пространственных данных сверхвысокого разрешения, полученных в результате проведения аэрофотосъемки в 2012 - 2017 годах, в Федеральный фонд пространственных данных (ФФПД), для обеспечения деятельности органов государственной власти области. В данный Фонд включены цифровые ортофотопланы и цифровые топографические планы масштаба 1:2 000 на территорию 609 населенных пунктов. В настоящее время Роскадастром проводятся мероприятия по включению указанных материалов в состав ЕЭКО.
На территории Тюменской области расположено 2 289 пунктов государственной геодезической сети (далее - ГГС). Мероприятия по актуализации сведений об их состоянии проводятся во взаимодействии с Департаментом лесного комплекса Тюменской области, Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Департаментом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, ООО "РН-Уватнефтегаз". Доля обследованных пунктов составила 61,42%.
Совместно с Департаментом ЖКХ и Фондом капитального ремонта многоквартирных жилых домов продолжено осуществление мероприятий по обеспечению сохранности геодезических пунктов при проведении капитального ремонта зданий (в 2022 году предотвращено уничтожение 3 пунктов ГГС, повреждение 2 пунктов ГГС; восстановлен доступ к 1 пункту ГГС).
В целях повышения качества и точности геодезических измерений Росреестром проводятся мероприятия по объединению разрозненных частных геодезических станций в федеральную сеть.
В 2022 году проведены мероприятия по подключению 11 станций частных операторов, на 2023 год запланированы мероприятия в отношении 8 станций.
Сеть дифференциальных спутниковых геодезических станций Тюменской области (оператор АО "Терминал-Рощино") включена в состав федеральной сети.
Методика и технология взаимодействия операторов ФСГС отработаны в рамках реализации пилотного проекта по отработке технологических задач в области инфраструктуры пространственных данных с использованием глобальных навигационных спутниковых систем ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и АО "Терминал-Рощино".
Осуществляется мониторинг правильности употребления географических наименований (проанализировано 6 147 материалов). В результате проводимой разъяснительной работы неверное употребление снижено в 9 раз в сравнении с аналогичным показателем 2021 года (выявлено 10 случаев несоответствия, в 2021 году - 91), в отношении проверяемых лиц приняты профилактические меры реагирования, наименования приведены в соответствие.
При мониторинге материалов, размещенных на открытых картографических сервисах, факты некорректного отображения административных границ муниципальных образований Тюменской области не выявлены.
В рамках цифровой трансформации ведомства Росреестром совместно с Минцифры России осуществлены мероприятия по выводу государственной услуги по лицензированию геодезической и картографической деятельности на Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В результате сроки получения услуг сокращены в 3 раза и составляют при получении лицензии 15 рабочих дней, при предоставлении сведений - не более 3 рабочих дней. Взаимодействие с соискателем лицензии осуществляется в дистанционной форме (с использованием средств фото-, аудио и видеофиксации, видео-конференц-связи).
С 01.03.2022 в состав лицензируемых видов работ включены работы по установлению и изменению границ населенных пунктов и границ зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ).
6. Осуществление полномочий в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 25 октября 2022 г. N 905/16 в 2022 году утверждены результаты государственной кадастровой оценки всех земельных участков, учтенных в ЕГРН. Общее количество составило 603 772 ед. Сведения о кадастровой стоимости содержатся в ЕГРН.
На территории Тюменской области полномочия по государственной кадастровой оценке осуществляет бюджетное учреждение Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации". В 2023 году во всех субъектах Российской Федерации запланировано проведение государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства. Распоряжение о проведении кадастровой оценки данных объектов на территории Тюменской области принято Департаментом имущественных отношений Тюменской области 17.06.2022 N 683/16.
7. Деятельность в сфере государственного земельного надзора
Результативность и эффективность осуществления государственного земельного надзора
В 2022 году Управлением в рамках осуществления государственного земельного надзора проведено 2 630 мероприятий, из них 2 369 мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом ("Невидимый надзор").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2022 году.
В период действия Постановления N 336 Управлением проводились мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактические мероприятия.
Доля контрольных мероприятий без взаимодействия, проведенных Управлением в 2022 году, составила 95,7%. Дистанционно обследовано более 17 тыс. га земельных участков.
В соответствии с задачами Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" количество профилактических мероприятий увеличилось на 41,3%, общее количество контрольно-надзорных мероприятий уменьшено на 34,5%.
Основными видами выявленных нарушений являются:
- самовольное занятие земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав, - 88,2% от общего количества;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, - 7,2% от общего количества;
- использование земельного участка не по целевому назначению - 4,6% от общего количества.
В сравнении с 2021 годом сумма наложенных Управлением административных штрафов в 2022 году снизилась на 83,9%, а доля предупреждений от общего числа наказаний увеличилась на 64%.
Согласно результатам анализа, осуществляемого службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, Управление входит в число контрольно-надзорных органов, лидирующих по доле предупреждений от общего числа наказаний.
Применение риск-ориентированного подхода
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора до 30.06.2021 было закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2017 N 943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора".
С 01.07.2021 применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)".
В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081 (далее - Положение о надзоре), определены три категории риска: средний, умеренный, низкий. В планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются лица, земельные участки которых отнесены к категориям среднего и умеренного риска. Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании утвержденных Положением о надзоре критериев.
Во исполнение Постановления N 336 плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан из плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Управления на 2022 год исключены и не проводились.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации при формировании планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок на 2023 год подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия, проверки в отношении контролируемых объектов, относящихся к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда.
Положением о надзоре не предусмотрено отнесение объектов земельных отношений к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска причинения вреда.
В связи с этим план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан на 2023 год Управлением не формировался.
При рассмотрении обращений и заявлений, в которых отсутствуют достаточные данные, указывающие на нарушение требований земельного законодательства, должностными лицами Управления проводится оценка достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В 2022 году проведено 859 оценок достоверности поступивших сведений, по результатам которых в 262 случаях факты нарушения земельного законодательства не подтвердились, что составило 30,5%. Таким образом, исключается необходимость взаимодействия с лицами и административная нагрузка еще на стадии рассмотрения обращений.
Таблица 1
Информация о проверках в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ГЗН
N п/п |
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
Запланировано плановых проверок, всего |
6 |
7 |
9 |
8 |
2 |
1.1 |
Сравнение количества проверок с предыдущим периодом, % |
- 85,7 |
+ 16,7 |
+ 28,6 |
- 11,1 |
- 75 |
2 |
Исключено плановых проверок |
- |
- |
9 |
3 |
2 |
3 |
Проведено плановых проверок |
6 |
7 |
0 |
5 |
0 |
4 |
Проведено внеплановых проверок |
- |
28 |
6 |
25 |
4 |
|
из них: |
|||||
4.1 |
соблюдения земельного законодательства |
9 |
2 |
0 |
14 |
1 |
4.2 |
исполнения предписаний |
48 |
26 |
6 |
11 |
3 |
5 |
Обжаловано постановлений о привлечении к административной ответственности |
1 |
- |
- |
- |
0 |
5.1 |
из них оставлено в силе |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
Доля проверяемых ЮЛ и ИП от общего количества ЮЛ и ИП на территории Тюменской области, %* |
0,004 |
0,004 |
0,00009 |
0,0004 |
0,00005 |
-----------------------------
* По состоянию на 31.12.2022 согласно сведениям ФНС на территории Тюменской области осуществляют деятельность ЮЛ и ИП - 77 467 (в 2020 г. - 72 603).
Применение элементов риск-ориентированного подхода осуществляется Управлением с 2016 года.
Взаимодействие с контрольно-надзорными органами
Сотрудники Управления приняли участие в проведении 11 проверок органов прокуратуры.
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль
Взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее - ОМС), регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В целях повышения эффективности взаимодействия в июле 2018 года заключены новые соглашения о взаимодействии при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля между Управлением и ОМС.
В период действия Постановления N 336 в Управление материалы контрольных (надзорных) мероприятий от ОМС не поступали.
Профилактика нарушений обязательных требований
Цель проводимых мероприятий - довести подробную информацию до подконтрольных субъектов, каким способом можно самостоятельно проверить, соблюдаются ими требования или нет, а главное - предоставить возможность своевременно принять необходимые меры.
В рамках профилактики предупреждения нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по компетенции Управления, проведено 8 "горячих линий" для консультирования заинтересованных лиц.
В 2022 году Управлением в рамках профилактики правонарушений при использовании земельных участков проводилась разъяснительная работа:
- через средства массовой информации;
- при проведении проверочных мероприятий;
- при проведении личных приемов по вопросам проведения проверочных мероприятий, прав и обязанностей подконтрольных субъектов.
В целях проведения мониторинга эффективности профилактических мероприятий Управлением для самообследования на предмет уровня развития программы профилактики нарушений обязательных требований в рамках осуществления государственного земельного надзора проводится анкетирование лиц, участвующих в профилактических мероприятиях, за 2022 год проведено анкетирование 279 лиц.
В 2022 году Управлением объявлено 834 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Общее количество профилактических мероприятий увеличилось в сравнении с аналогичным показателем 2021 года с 2 202 до 3 112.
Согласно результатам анализа за 2022 год, осуществляемого службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области, доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных мероприятий в Управлении составила 97,2%.
Представители Управления являются активными участниками Единого дня консультаций, проводимого службой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области.
8. Деятельность в сфере осуществления полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций
Привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности
В течение 2022 года Арбитражным судом Тюменской области рассмотрено 124 заявления Управления о привлечении арбитражных управляющих к административной ответственности.
По результатам рассмотрения к арбитражным управляющим судом применены меры:
- в виде дисквалификации - 5;
- в виде штрафа - 36;
- в виде предупреждения - 64;
- в виде устного замечания - 19 (освобождены от ответственности).
Доля взысканных с арбитражных управляющих в доход бюджетной системы Российской Федерации административных штрафов составила 100%.
В рамках мероприятий Росреестра Управлением осуществлено направление информации в СРО кадастровых инженеров о допущенных нарушениях кадастровыми инженерами.
За 2022 год в СРО кадастровых инженеров направлено 112 обращений в отношении 380 кадастровых инженеров по 593 нарушениям.
Саморегулируемыми организациями приняты различные меры в отношении 180 кадастровых инженеров, из них мер дисциплинарного воздействия в виде предупреждений, предписаний и замечаний - 29.
Участие в принятии теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих
В 2022 году обучение прошли 9 человек, состоялся экзамен и пересдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Успешно сдали экзамен и получили свидетельства 3 человека.
Исполнение арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате
Особое внимание уделяется вопросам исполнения арбитражными управляющими обязанностей на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате. Работа осуществляется во взаимодействии с Правительством Тюменской области и прокуратурой Тюменской области.
Управление в течение 2022 года приняло участие в 10 городских и областных комиссиях по вопросу погашения задолженности по заработной плате и в 9 проверках действий арбитражных управляющих, проведенных органами прокуратуры.
Всего в 2022 году задолженность по заработной плате погашена на 9 предприятиях, находившихся на контроле Управления, в сумме 24,8 млн рублей. Из них на 5 предприятиях полностью в сумме 12,9 млн рублей, на 4 частично - в сумме 11,9 млн рублей.
9. Информирование граждан о доступности получения государственных услуг Росреестра и преимуществах использования электронных сервисов
В рамках обеспечения информационной открытости и доступности осуществляется информирование заявителей посредством размещения публикаций в средствах массовой информации, предоставления интервью для программ регионального телевидения и радио, проведения "прямых" телефонных линий. Ведутся постоянные рубрики в региональных печатных изданиях.
В информировании принимают участие члены Общественного совета, действующего при Управлении, путем размещения публикаций на сайтах профессиональных сообществ, участия в пресс-конференциях.
В средствах массовой информации Управлением размещено 5 675 материалов (2021 г. - 5 268).
Количество публикаций в социальных сетях увеличено в сравнении с аналогичным показателем 2021 года на 35,3% и составило 1 302 (2021 г. - 962).
В рейтинге территориальных органов Росреестра по реализации информационной политики Управление по итогам первого полугодия 2022 года занимало первое место (за 2022 год итоги не подведены).
Продолжает деятельность кабинет консультирования. В 2022 году проконсультированы 51 075 обратившихся, в том числе специалистами кабинета на постоянной основе посредством телефонной связи осуществляется консультирование сотрудников МФЦ, осуществляющих прием заявлений на услуги Росреестра.
В 2022 году в рамках работы по развитию комфортных условий получения государственных услуг Управлением совместно с ГАУ ТО "МФЦ" организовано консультирование заявителей в офисах многофункциональных центров. Посетители МФЦ могут в режиме реального времени обратиться к специалистам Управления по вопросам, связанным с постановкой на кадастровый учет и регистрацией объектов недвижимости, в том числе в электронном виде.
Консультирование посетителей МФЦ осуществляется ежедневно с 9:00 до 18:00 (в пятницу до 16:45) по адресу офиса в г. Тюмени, ул. Первомайской, 50/1; еженедельно (один день в неделю, по графику) в офисах МФЦ, расположенных в г. Тюмени (по ул. 50 лет Октября, д. 57а), в городах Ишиме, Тобольске, Ялуторовске, Заводоуковске, с. Викулово, р.п. Голышманово, селах Исетском, Нижняя Тавда, Омутинском, Уват, с. Ярково.
В 2022 году за консультационными услугами к специалистам Управления в офисах МФЦ обратилось и проконсультировано 3 148 посетителей.
10. Деятельность Общественного совета, первичной профсоюзной организации, Молодежного совета. Спортивные мероприятия
При Управлении продолжает работу Общественный совет. В течение 2022 года члены Общественного совета производили информирование предпринимательского и профессиональных сообществ, принимали участие в работе коллегиальных и совещательных органов Управления, рассмотрении предложений по совершенствованию правоприменительной практики выполнения комплексных кадастровых работ, иных направлений учетно-регистрационной деятельности, отдельное внимание уделено мероприятиям, проводимым Общественной палатой Тюменской области.
Продолжено проведение мероприятий по мониторингу качества оказания услуг Росреестра - осуществлены выездные мероприятия в Ишимский и Омутинский территориальные отделы Управления, в ходе которых проведены встречи с их коллективами, посещены офисы МФЦ, обсуждены направления взаимодействия с представителями органов местного самоуправления, включая выполнение комплексных кадастровых работ, а также с представителями профессиональных сообществ нотариата и кадастровых инженеров.
В последующем сотрудники Управления инициировали и приняли участие в проведении мероприятий разъясняющего характера с гражданами населенных пунктов, на территории которых выполняются комплексные кадастровые работы.
В ноябре 2022 года состоялось совместное заседание Общественного совета Росреестра и региональных советов, в ходе которого получила положительную оценку практика проведения Общественным советом и первичной профсоюзной организацией Управления мероприятий, направленных на решение общественно значимых задач.
В рамках деятельности первичной профсоюзной организации и Молодежного совета Управления проводятся мероприятия патриотического, профессионального, социального и спортивно-массового направлений.
Члены первичной профсоюзной организации и Молодежного совета являются активными участниками общественных объединений волонтерских движений Российской Федерации и Тюменской области, таких как: Всероссийское общественное объединение "Волонтеры Победы", Тюменское региональное отделение волонтерского центра "Единой России", регионального штаба помощи "Мы вместе", Всероссийского общественного объединения добровольцев в сфере культуры, опорного центра развития добровольчества Тюменской области в сфере физической культуры и спорта.
Успешно осваиваются программы дополнительного образования, специализированные курсы, в том числе по развитию компетенций для волонтеров. Сотрудник Управления стал победителем Международного конкурса "Внуки Победы. Сталинград", проводимого Всероссийским общественным объединением "Волонтеры Победы", и 31 января 2023 года в составе 100 лучших добровольцев из 66 регионов страны принял участие в слете волонтеров в городе Волгограде.
На постоянной основе осуществляется взаимодействие с "серебряными волонтерами" Тюменской области, Тюменским региональным отделением Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия "Единой России", молодежными советами территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти - УФНС России по Тюменской области, Тюменской таможни и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, проводятся межведомственные культурно-массовые мероприятия "Семейные дни" с привлечением членов семей военнослужащих и мобилизованных граждан, принимающих участие в специальной операции на Украине.
Осуществляется работа по оказанию бытовой, психологической, гуманитарной и юридической помощи военнослужащим и мобилизованным гражданам, их семьям, а также эвакуированным мирным жителям. Активное участие Управление принимает в региональных акциях "100 миллионов для Победы" и "Двойное добро", сборе вещей первой необходимости для оказания гуманитарной помощи жителям Краснодона, в патриотических концертах-митингах, флеш-мобах, автопробегах в поддержку военнослужащих, проходящих службу в зоне СВО, и мобилизованных граждан, жителей вновь присоединенных территорий России.
Большое внимание в Управлении уделяется спортивным мероприятиям. По итогам XIX Спартакиады федеральных органов государственной власти, действующих на территории Тюменской области, команда Управления заняла 2-е место в общекомандном зачете в своей группе.
Специалисты Управления ежегодно принимают участие в различных спортивных мероприятиях федерального, регионального и городского масштаба, что способствует повышению личной физической подготовки и пропаганде здорового образа жизни в коллективе.
Среди сотрудников Управления более 20 человек имеют знак отличия ГТО, 16 из которых золотые.
11. Оценка деятельности Управления
Таблица 2
Показатели оценки эффективности, результативности и цифровизации деятельности территориальных органов Росреестра
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Итоговая интегральная оценка |
"Хорошо" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
"Отлично" |
Группа ** "ААА" |
Таблица 3
Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных органов Росреестра
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
9 месяцев 2022 * |
Место в рейтинге |
5 |
9 |
1 |
7 |
4 |
2 |
Среднее качество финансового менеджмента |
Высокое качество финансового менеджмента |
Высокое качество финансового менеджмента |
Высокое качество финансового менеджмента |
Таблица 4
Оценка эффективности и результативности осуществления территориальными органами Росреестра государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 * |
Оценка |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" ** |
Таблица 5
Оценка эффективности и результативности осуществления территориальными органами Росреестра государственного земельного надзора
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 * |
Оценка |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" |
"Хорошо" ** |
Таблица 6
Доля лиц, положительно оценивающих качество работы регистрационных органов, в общем количестве лиц, обращающихся за государственными услугами, по данным сайта "Ваш контроль", %
Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Целевое значение показателя |
65 |
70 |
80 |
85 |
85 |
90 |
90 |
90 |
95 |
99 |
Показатель, достигнутый Управлением |
75,5 |
78,6 |
84,7 |
96,1 |
98,1 |
98,06 |
98,85 |
98,44 |
98,58 |
99,11 |
-----------------------------
* За 2022 год итоги не подведены.
** Максимальная оценка в рейтинге.
Результаты деятельности Управления за 2022 год 3 февраля 2023 года рассмотрены на итоговом заседании коллегии Управления с участием Губернатора Тюменской области А.В. Моора и главного федерального инспектора по Тюменской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Д.Б. Кузьменко.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 23 марта 2023 г. N 642 "Об информации Управления Федеральной службы государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.