г. Краснодар |
|
01 апреля 2014 г. |
Дело N А63-3243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" (ОГРН 1062645013518) - Бычихина В.В. (доверенность от 12.01.2014), Тихомировой А.И. (доверенность от 24.03.2014), от заинтересованного лица - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600631006) - Нелиновой Л.В. (доверенность от 24.03.2014), рассмотрев кассационную жалобу администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Годило Н.Н.) по делу N А63-3243/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Темнолесское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51 (далее - земельные участки),
- обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельных участков (уточненные требования, т. 1, л. д. 224 - 226, 230 - 231).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 исковое заявление в части обязания администрации заключить договор купли-продажи земельных участков оставлено без рассмотрения, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемые в собственность земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые зарегистрировано за Шпаковским муниципальным районом Ставропольского края, являются землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых урегулирован специальным законодательством. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Ставропольского края, по общему правилу, осуществляется с 1 января 2052 года (пункт 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, статья 16 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-КЗ "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", далее - Закона края N 21-КЗ). Приобретение земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такой участок сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него (пункт 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ) к числу исключений, предусмотренных пунктом 2 статьи 16 Закона края N 21-КЗ, не относится. Исковое требование об обязании администрации заключить договор купли-продажи спорных земельных участков оставлено без рассмотрения, ввиду несоблюдения обществом досудебного порядка урегулирования спора, установленного нормами статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 решение от 05.08.2013 отменено в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, в отмененной части принят новый судебный акт, которым признан незаконным отказ администрации в заключении договора купли-продажи спорных земельных участков. Апелляционный суд обязал администрацию в течение месяца с момента изготовления постановления в полном объеме принять решение о предоставлении обществу в собственность испрашиваемых им в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельных участков. Судебный акт мотивирован тем, что пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено исключительное право сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, на приобретение такого участка без проведения торгов в собственность или аренду. Названная норма, имеющая специальный характер, введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ и ее действие не может быть ограничено принятой ранее статьей 16 Закона края N 21-КЗ. Сельскохозяйственная организация, претендующая на приобретение доли, должна доказать факт использования земельного участка. Обществом представлены документы в обоснование заявленного требования, тогда как администрация отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность незаконно. Восстановить нарушенные права заявителя апелляционный суд счел возможным путем возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении обществу в собственность спорных земельных участков.
В кассационной жалобе и дополнении к ней администрация просит отменить решение от 05.08.2013 и апелляционное постановление от 13.01.2014. По мнению подателя жалобы, решение об отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков от 14.12.2012 принято не администрацией, а комитетом имущественных и земельных отношений администрации (далее - комитет), который является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Шпаковского муниципального района Ставропольского края. Комитет, в права и обязанности которого входят полномочия по исполнению заявленных обществом требований, к участию в деле не привлечен. В силу пункта 4 статьи 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и пункта 1 статьи 16 Закона края N 21-КЗ спорные земельные участки не могут быть предоставлены обществу в собственность на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения ранее 01.01.2052.
Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В заседании, состоявшемся 18.03.2014, по правилам статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) объявлен перерыв до 25.03.2014, 14 часов 05 минут, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжилось с участием представителей сторон.
В судебном заседании представитель администрации настаивал на удовлетворении жалобы, против этого возразили представители общества.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20.06.2011 признано право собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на 4553,46 га земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491, площадью 7903 2314 кв. м, расположенного на территории Шпаковского района Ставропольского края (т. 1, л. д. 82 - 119).
Из земельного участка с кадастровым номером 26:11:000000:491 сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в марте 2012 года спорные земельные участки с кадастровыми номерами 26:11:100902:36, 26:11:101202:12, 26:11:100802:56, 26:11:101301:40, 26:11:101302:43, 26:11:101201:15, 26:11:100801:51, расположенные в Шпаковском районе Ставропольского края, на территории бывшего колхоза СПКк "Заря" (т. 1, л. д. 156 - 222).
04 сентября 2012 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о праве собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на вышеназванные земельные участки (т. 1, л. д. 133 - 139).
14.09.2012 в газете "Наша Жизнь" N 68 (10719) в соответствии со статьей 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения комитетом опубликовано сообщение о регистрации права муниципальной собственности Шпаковского муниципального района и предстоящем предоставлении в аренду сроком на 10 лет спорных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Комитет также информировал неопределенный круг лиц о том, что указанные земельные участки передаются использующим их сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или в аренду без проведения торгов в случае, если такие организация или хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды участков в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Заявления предложено подавать в течение месяца по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 113 (т. 1, л. д. 120 - 121, 124).
15.10.2012 общество на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения обратилось в администрацию с заявлением, в котором указало на использование с 2007 года земли, образованной в счет невостребованных долей, принадлежащей по решению Шпаковского районного суда от 20.06.2011 администрации, и просило заключить с ним договор купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 4 553,46 га (т. 1. л. д. 11 - 12).
Письмом от 11.10.2012 администрация предложила обществу представить материалы, подтверждающие использование испрашиваемых земельных участков (т. 1, л. д. 13).
Указывая, что такими документами являются протокол собственников собрания из невостребованных долей и публикация в газете, общество направило их в администрацию (т. 1, л. д. 9 - 10, 15, 19).
Рассмотрев по существу заявление общества от 15.10.2012 и дополнительно представленные 14.12.2012 материалы, комитет письмом от 14.12.2012 отказал в заключении договора купли-продажи земельных участков общей площадью 4 553,46 га (т. 1, л. д. 14).
Полагая, что администрацией незаконно принято решение об отказе в заключении договора купли-продажи земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Частью 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражными судами нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает, в том числе наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Из материалов дела следует, что истцом по гражданскому делу о признании права муниципальной собственности на часть земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:11:000000:491 (в счет невостребованных земельных долей) выступала администрация. При этом оспариваемое решение об отказе в заключении договора купли-продажи спорных земельных участков принято комитетом. Комитетом также обеспечена публикация в средствах массовой информации сообщения о возможности приобретения данных земельных участков на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Вместе с тем, вопрос об органе местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края, уполномоченном принимать решения об отчуждении находящихся в муниципальной собственности земельных участков и заключать договоры их купли-продажи, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, судебные инстанции не исследовали. Основания, по которым адресованное администрации заявление общества от 15.10.2012, с учетом дополнительно представленных документов, рассмотрено комитетом, и правомерность такого рассмотрения, суды не установили.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (пункт 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения дополнена пунктом 5.1, императивно установившим специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность или в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующими такие земельные участки сельскохозяйственными организациями или крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Апелляционный суд при разрешении настоящего дела обоснованно исходил из недопустимости ограничения применения на территории Ставропольского края законом Ставропольского края (или иным нормативным правовым актом) норм пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В то же время, вывод суда апелляционной инстанции о том, что администрация без какого-либо основания отказала в предоставлении обществу в собственность в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения спорных земельных участков не соответствует материалам дела. Решение администрации по указанному вопросу в дело не представлено, принятие комитетом решения от 14.12.2012 от имени (по поручению) администрации документально не подтверждено. Письмо комитета от 14.12.2012 основано на неподтвержденности представленными обществом протоколом от 27.11.2008 и объявлением в газете "Наша жизнь" от 20.10.2008 факта пользования испрашиваемыми в собственность земельными участками. Возможность принятия положительного решения по переданным заявителем в орган местного самоуправления документам суды не оценили.
При таких обстоятельствах решение от 05.08.2013 и апелляционное постановление от 13.01.2014 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 3 статьи 15, статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, часть 4 статьи 200, пункт 12 части 2 статьи 271, пункт 3 части 1 статьи 287, части 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установить и исследовать все существенные для рассмотрения дела обстоятельства, привлечь к участию в деле комитет, определив с учетом обстоятельств настоящего дела его процессуальный статус, дать надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам в их совокупности, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу N А63-3243/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд при разрешении настоящего дела обоснованно исходил из недопустимости ограничения применения на территории Ставропольского края законом Ставропольского края (или иным нормативным правовым актом) норм пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В то же время, вывод суда апелляционной инстанции о том, что администрация без какого-либо основания отказала в предоставлении обществу в собственность в порядке пункта 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения спорных земельных участков не соответствует материалам дела. Решение администрации по указанному вопросу в дело не представлено, принятие комитетом решения от 14.12.2012 от имени (по поручению) администрации документально не подтверждено. Письмо комитета от 14.12.2012 основано на неподтвержденности представленными обществом протоколом от 27.11.2008 и объявлением в газете "Наша жизнь" от 20.10.2008 факта пользования испрашиваемыми в собственность земельными участками. Возможность принятия положительного решения по переданным заявителем в орган местного самоуправления документам суды не оценили."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2014 г. N Ф08-1288/14 по делу N А63-3243/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1075/15
18.02.2015 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
19.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
07.08.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1288/14
13.01.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13