г. Краснодар |
|
08 апреля 2015 г. |
Дело N А63-3243/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" (ИНН 2623019758, ОГРН 1062645013518) - Бычихина В.В. (доверенность от 23.12.2014), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623018031, ОГРН 1042600631006) и комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2623018056, ОГРН 1042600631215) - Шапошниковой В.В. (доверенности от 23.03.2013 и от 29.01.2015), в отсутствие представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 (судья Быков А.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А63-3243/2013, установил следующее. вновь образуемые
Общество с ограниченной ответственностью "Темнолесское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация) о признании незаконным выраженного в письме комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - комитет) от 14.12.2012 N В-3518/12 решения об отказе от заключения договора купли-продажи земельных участков соответственно площадью и с кадастровыми номерами 9 135 880 кв. м - 26:11:100902:36, 4 355 050 кв. м - 26:11:101202:12, 6 485 856 кв. м - 26:11:100802:56, 11 721 074 кв. м - 26:11:101301:40, 9 729 634 кв. м - 26:11:101302:43, 1 566 434 кв. м - 26:11:101201:15, 2 540 672 кв. м - 26:11:100801:51, расположенных по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный район, территория бывшего СПКк "Заря", относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (далее - вновь образуемые земельные участки), о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи вновь образуемых земельных участков (с учетом изменения предмета заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 требование о понуждении к заключению договора купли-продажи оставлено без рассмотрения, в удовлетворении остальной части требований заявителю отказано. Судебный акт мотивирован выделением вновь образуемых земельных участков в счет невостребованных земельных долей, осуществлением государственной регистрации права собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на них, установлением региональным законодательством моратория на приватизацию вновь образуемых земельных участков до 01.01.2052 года, несоблюдением досудебного порядка заключения договора.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменено, оспариваемое решение администрации признано незаконным, на администрацию возложена обязанность по принятию решения о предоставлении обществу вновь образуемых земельных участков в собственность. Судебный акт мотивирован наличием у общества, являющегося сельскохозяйственной организацией и использующего вновь образуемые земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и выделенные в счет невостребованных земельных долей, исключительного права на приобретение их в собственность без проведения торгов. Апелляционный суд признал установленный региональным законодательством мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения в рассматриваемом случае не действующим, факт использования обществом вновь образуемых земельных участков - доказанным, а нарушенные права общества - подлежащими восстановлению путем понуждения администрации к принятию положительного решения по заявлению общества.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2014 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Суд кассационной инстанции указал на необходимость привлечения к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, комитета, принимавшего оспариваемое решение и обеспечивавшего опубликование в средствах массовой информации сообщения о возможности приобретения вновь образуемых земельных участков в собственность, и установления органа местного самоуправления, уполномоченного принимать решение об отчуждении находящихся в муниципальной собственности земельных участков и заключать договоры их купли-продажи. Основаниями отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и направления дела на новое рассмотрение также послужили несоответствие установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам вывода суда апелляционной инстанции о необоснованном отказе администрации в предоставлении обществу в собственность вновь образуемых земельных участков, недоказанность факта принятия администрацией оспариваемого решения или его принятия комитетом от имени или по поручению администрации, отсутствие в судебных актах результатов оценки возможности принятия положительного решения по переданным заявителем в орган местного самоуправления документам.
При новом рассмотрении дела к участию в нем в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, привлечен комитет, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Совет Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - совет).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014, иск в части понуждения администрации к заключению договора купли-продажи оставлен без рассмотрения. Выраженное в письме комитета от 14.12.2012 N В-3518/12 решение об отказе от заключения договора купли-продажи вновь образуемых земельных участков признано незаконным, на администрацию возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять положительное решение по заявлению общества. Судебные акты мотивированы недопустимостью ограничения нормами регионального законодательства возможности реализации предусмотренного федеральным законом права на приобретение в собственность земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей и поступивших в муниципальную собственность, использующей их сельскохозяйственной организацией, исключительным характером такого права, не допускающим конкуренции, а также доказанностью факта надлежащего использования обществом объектов предполагаемой купли-продажи.
Комитет обжаловал судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что собрание собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 79 032 314 кв. м с кадастровым номером 26:11:000000:491, расположенный на территории Шпаковского района Ставропольского края, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, прилегающий к административных границам ст. Темнолесская Шпаковского района Ставропольского края, (далее - исходный земельный участок) не вправе было в отсутствие необходимого кворума принимать решение о предоставлении в аренду обществу земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, протокол названного собрания не содержит информации об общем количестве участников долевой собственности на исходный земельный участок, а также о приходящейся на принадлежащие участникам собрания земельные доли площади, общество ненадлежащим образом исполняло обязанности арендатора части исходного земельного участка, договор аренды земель сельскохозяйственного назначения не мог быть заключен на срок менее десяти лет, в деле отсутствуют доказательства того, что результатом раздела исходного земельного участка явились вновь образуемые земельные участки, возможность принятия положительного решения по переданным заявителем в орган местного самоуправления документам отсутствовала, часть документов, которые по мнению общества подтверждают факт использования им вновь образуемых земельных участков, представлена только при новом рассмотрении настоящего дела.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в части удовлетворения требований общества с принятием решения об отказе в признании незаконным выраженного в письме комитета от 14.12.2012 N В-3518/12 решения об отказе от заключения договора купли-продажи вновь образуемых земельных участков.
Из материалов дела видно и судами установлено, что вступившим в законную силу решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20.06.2011 признано право собственности Шпаковского муниципального района Ставропольского края на часть площадью 45 534 600 кв. м исходного земельного участка, в результате раздела которой в марте 2012 года сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет вновь образуемые земельные участки. Государственная регистрация права муниципальной собственности на вновь образуемые земельные участки осуществлена 04.09.2012.
В выпуске газеты "Наша Жизнь" от 14.09.2012 N 68 (10719) комитет опубликовал сообщение о государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь образуемые земельные участки и их предстоящем предоставлении в аренду на 10 лет. Комитет также информировал неопределенный круг лиц о том, что земельные участки передаются использующим их сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность без проведения торгов в случае, если такие организация или хозяйство обратятся в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности. Заявления предложено подавать в течение месяца по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 113.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 15.10.2012, в котором указало на использование им с 2007 года находящихся в муниципальной собственности на основании решения Шпаковского районного суда от 20.06.2011 земель площадью 45 534 600 кв. м, выделенных в счет невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок, и просило заключить с ним соответствующий договор купли-продажи. На изложенное в письме от 11.10.2012 предложение администрации о представлении доказательств фактического использования испрашиваемых земельных участков, общество направило в орган местного самоуправления протокол от 27.11.2008 собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок. В протоколе указано, что на дату проведения собрания количество участников долевой собственности на исходный земельный участок составляет 35 человек, интересы которых представлены действующей по доверенности Рыльцевой А.С., названными лицами в присутствии представителей администрации и общества принято решение о передаче последнему в аренду земельных участков общей площадью 26 010 тыс. кв. м, причитающихся на счет невостребованных земельных долей. Рассмотрев по существу заявление общества от 15.10.2012 и дополнительно представленные 14.12.2012 материалы, комитет, сочтя недоказанным использование обществом испрашиваемых в собственность земельных участков, принял решение об отказе от заключения соответствующего договора купли-продажи, о чем известил общество письмом от 14.12.2012 N В-3518/12.
Считая названное решение комитета незаконным и нарушающим права и законные интересы использующей вновь образуемые земельные участки сельскохозяйственной организации, общество обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакции (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом и иными федеральными законами. Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность. В качестве обязательного требования к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения Законом N 101-ФЗ названо осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В аренду, согласно статье 9 Закона N 101-ФЗ, могут быть переданы только прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Статьей 12 Закона N 101-ФЗ перечень сделок, которые могут быть совершены с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения без выделения земельного участка в счет земельной доли, ограничен завещанием, отказом от права, внесением ее в уставный (складочный) капитал использующей земельный участок сельскохозяйственной организации, передачей в доверительное управление, куплей-продажей или дарением другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Согласно статьям 12, 12.1 Закона N 101-ФЗ право муниципальной собственности на земельную долю возникает при отказе от права собственности на нее и государственной регистрации прекращения указанного права или на основании решения суда о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решение об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными (статья 14 Закона N 101-ФЗ).
Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ, вступившим в силу с 31.12.2010, статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 5.1, которым предусмотрена передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующей такой земельный участок сельскохозяйственной организации в собственность без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости.
Департаментом недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации в письме от 25 ноября 2011 N Д23-4894 даны разъяснения по вопросу подтверждения факта использования земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством в целях предоставления его указанным лицам без торгов. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок по основаниям, предусмотренным действовавшими на соответствующий момент требованиями закона (например, на условиях договоров аренды или безвозмездного срочного пользования и др.), факт использования этого земельного участка подтверждается соответствующими документами. В случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Вышеприведенные нормативные положения и разъяснения не могут быть истолкованы таким образом, что лицо, использовавшее земельный участок в отсутствие на то каких-либо законных оснований и соответствующего волеизъявления собственников, то есть действуя недобросовестно, в силу закона приобретает право на льготную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на бесконкурентных началах, получает необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками оборота земель сельскохозяйственного назначения. Соответствующий вывод согласуется с закрепленным законодателем в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом добросовестности поведения участников гражданского оборота и недопустимости извлечения выгод и преимуществ из незаконных и недобросовестных действий, который ранее следовал из текста статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество, обращаясь в орган местного самоуправления, не представило доказательства правомерного использования вновь образуемых земельных участков. Отраженные в протоколе от 27.11.2008 собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок форма распоряжения невостребованными земельными долями не соответствуют вышеприведенным положениям Закона N 101-ФЗ, а площадь причитающихся в счет невостребованных долей земельных участков (26 010 тыс. кв. м) - параметрам испрашиваемых земельных участков (45 534 600 кв. м). В отсутствие таких доказательств, орган местного самоуправления не имел законных оснований для принятия положительного решения по заявлению общества, что исключает возможность квалификации оспариваемого решения как незаконного и удовлетворения требования о признании его таковым.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса арбитражному суду кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы предоставлено право отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части и принять новый судебный акт без передачи дела на новое рассмотрение, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права, либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.08.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2014 по делу N А63-3243/2013 отменить в части удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское". В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Темнолесское" в соответствующей части отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вышеприведенные нормативные положения и разъяснения не могут быть истолкованы таким образом, что лицо, использовавшее земельный участок в отсутствие на то каких-либо законных оснований и соответствующего волеизъявления собственников, то есть действуя недобросовестно, в силу закона приобретает право на льготную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на бесконкурентных началах, получает необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками оборота земель сельскохозяйственного назначения. Соответствующий вывод согласуется с закрепленным законодателем в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом добросовестности поведения участников гражданского оборота и недопустимости извлечения выгод и преимуществ из незаконных и недобросовестных действий, который ранее следовал из текста статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество, обращаясь в орган местного самоуправления, не представило доказательства правомерного использования вновь образуемых земельных участков. Отраженные в протоколе от 27.11.2008 собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок форма распоряжения невостребованными земельными долями не соответствуют вышеприведенным положениям Закона N 101-ФЗ, а площадь причитающихся в счет невостребованных долей земельных участков (26 010 тыс. кв. м) - параметрам испрашиваемых земельных участков (45 534 600 кв. м). В отсутствие таких доказательств, орган местного самоуправления не имел законных оснований для принятия положительного решения по заявлению общества, что исключает возможность квалификации оспариваемого решения как незаконного и удовлетворения требования о признании его таковым."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2015 г. N Ф08-1075/15 по делу N А63-3243/2013
Хронология рассмотрения дела:
08.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1075/15
18.02.2015 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
19.12.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
07.08.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1288/14
13.01.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3177/13
05.08.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-3243/13