г. Краснодар |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А20-4407/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ" (ИНН 0721055800, ОГРН 1020700739036) - Желихажевой Т.Х. (доверенность от 08.11.2012 N 41), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 (судья Пономарев С.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А20-4407/2012, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Нальчику (далее - общество) утратившей право на взыскание 3 356 589 рублей 58 копеек задолженности по налогу на имущество, 1565 54 рублей 52 копеек пени и 51 492 рублей 60 копеек штрафа.
Инспекция обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с общества 5 007 391 рубля 39 копеек, из них: 3 386 084 рубля 44 копейки налог на имущество, 1 569 814 рублей 35 копеек пени и 51 492 рубля 60 копеек штраф.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество уточнило требование и просило признать безнадежной к взысканию задолженность, указанную в выданной обществу справке N 892 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 21.09.2012, в связи с истечением установленного срока взыскания, а именно: 3 156 084 рублей налога на имущество, 1 565 584 рублей 52 копеек пени и 51 492 рублей 60 копеек штрафа.
Инспекция в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленное требование и просила взыскать с общества 4 773 161 рубль 12 копеек задолженности по налоговым платежам за 2007 - 2008 годы, из них: 3 156 084 рубля налог на имущество, 1 565 584 рубля 52 копейки пени и 51 492 рубля 60 копеек штраф. Инспекция заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи встречного заявления о взыскании с общества 4 773 161 рубля 12 копеек задолженности по налоговым платежам.
Решением от 12.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2013, суд признал инспекцию утратившей возможность взыскания с общества задолженности, отраженной в справке N 892 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени, штрафам по состоянию на 21.09.2012, а именно: 3 156 084 рублей налога на имущество, 1 565 584 рублей 52 копеек пени и 51 492 рублей 60 копеек штрафа; отказал инспекции в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи встречного заявления и в удовлетворении встречного заявления о взыскании с общества 4 773 161 рубля 12 копеек задолженности по налоговым платежам, из которых: 3 156 084 рубля налог на имущество, 1 565 584 рубля 52 копейки пени и 51 492 рубля 60 копеек штраф. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для удовлетворения ходатайства инспекции о восстановлении пропущенного срока подачи встречного заявления в связи с отсутствием уважительных причин пропуска процессуального срока; утратой инспекцией права на принудительное взыскание налогов, пени, штрафов в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации и в судебном порядке; наличием в выданной обществу справке сведений по видам налогов без отражения информации о невозможности взыскания задолженности по налогам в принудительном порядке.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению инспекции, "заявитель пропустил срок для обжалования образовавшейся за период 2007 - 2008 годов задолженности по налогам и пени по налогу на имущество, в том числе общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с целью получения кредита в банке общество обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам. Инспекция 25.09.2012 выдала обществу справку N 892 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 21.09.2012", в которой указала на наличие у общества задолженности по налоговым платежам.
Считая незаконными действия инспекции по выдаче справки по налогам, сборам и взносам по состоянию на 21.09.2012 N 892 с указанием задолженности по налогу на имущество в сумме 3 156 084 рублей и начисленными на эту сумму пени и штрафом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о выдаче инспекцией справки, в которую включена задолженность по налоговым платежам, право на взыскание которой утрачено во внесудебном и судебном порядке.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговые органы возложена обязанность представления налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
В отличие от выписки из лицевого счета, справка о состоянии расчетов является официальным документом, прямо указанным Налоговым кодексом Российской Федерации для выдачи налогоплательщику. Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09).
Суды установили, что указанная в справке задолженность по налогу на имущество в сумме 3 156 084 рублей образовалась в 2007 - 2008 годах, на которую инспекция начислила пени и штраф. Доказательства взыскания в установленном порядке недоимки по налогу на имущество, налоговая инспекция не представила.
По данному делу суд отказал инспекции в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании с общества задолженности, возникшей в 2007 - 2008 годах и удовлетворении встречного заявления о взыскании с общества 3 156 084 рублей налога на имущество, 1 565 584 рублей 52 копеек пени и 51 492 рублей 60 копеек штрафа.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса российской Федерации" разъяснил, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Учитывая совокупность фактических обстоятельств по делу, вывод судов о неправомерности действия инспекции по отражению в выданной обществу справке по состоянию на 21.09.2012 N 892 сведений о задолженности по налогу на имущество, пени и штрафу в оспариваемых обществом суммах без отражения информации о невозможности взыскания в принудительном порядке, является правильным. Действия инспекции по выдаче справки N 892 по состоянию на 21.09.2012 нарушают нормы законодательства о налогах и сборах и права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод инспекции о том, что налоговый орган отразил в справке достоверные сведения с указанием реальной обязанности общества по уплате налоговых платежей, отклонен судом кассационной инстанции, в связи с утратой инспекцией возможности понуждения общества к исполнению обязанности, в данном случае, по уплате 3 156 084 рублей налога на имущество, 1 565 584 рублей 52 копеек пени и 51 492 рублей 60 копеек штрафа. Не принят судом кассационной инстанции и довод инспекции о пропуске обществом срока для обжалования образовавшейся за период 2007 - 2008 годов задолженности по налогу на имущество, поскольку в данном случае общество обратилось в суд с заявлением о признании безнадежной к взысканию задолженности, указанной в выданной инспекцией 25.09.2012 справке N 892 "О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 21.09.2012" в пределах установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока - 19.10.2012.
Доводы инспекции выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А20-4407/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н.Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.