В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 21.09.2021 N 893/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о правоприменительной практике Министерства культуры и туризма Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области за 2022 год.
2. Отделу продвижения и популяризации культуры и туризма Министерства культуры и туризма Московской области обеспечить официальное размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Министерства культуры и туризма Московской области (http://mk.mosreg.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Министр культуры и туризма |
B.C. Кузнецов |
УТВЕРЖДЕН
приказом министра
культуры и туризма
Московской области
от 10 марта 2023 г. N 17П-9
Доклад
о правоприменительной практике Министерства культуры и туризма Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области за 2022 год
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Министерства культуры и туризма Московской области (далее - Министерство) при осуществлении государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
обеспечение единства практики применения Министерством законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применений обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения Министерством культуры и туризма Московской области государственного контроля за состоянием Государственной части Музейного фонда Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) при осуществлении государственного контроля (надзора), взаимодействием контрольного (надзорного) органа, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия должностного лица на общедоступных производственных объектах).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятии:
документарная проверка;
выездная проверка.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения должностным лицом контрольно (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта государственного контроля (надзора), если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действии, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, способов фиксации доказательств, в ходе контрольного (надзорного) принятия включает в себя:
принятие должностным лицом контролирующего органа решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи иных способов фиксации доказательств;
указание при ведения аудио- и (или) видеозаписи должностным лицом контролирующего органа наименования проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, адреса, даты и времени его проведения, а также должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) всех лиц, принимающих участие в проводимом контрольном (надзорном) мероприятии;
внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия информации о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств;
обеспечение сохранности информации, полученного по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи используемые для фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в том числе руководителем группы должностных лиц контрольного (надзорного) органа, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Проведение выездной проверки осуществляется с применением проверочных листов.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы заполняются должностным лицом в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" с использованием Единой государственной информационной системы обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области (далее - ЕГИС ОКНД).
По требованию контролируемого лица должностное лицо контрольного (надзорного) органа обязано предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо контрольного (надзорного) органа составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанном уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия) указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора) информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученные при осуществлении государственного контроля (надзора) вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольным (надзорным) органов о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного контроля (надзора).
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
IV. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления, которых регулируется Федеральным законом N 248-ФЗ.
В целях повышения информированности подконтрольных субъектов Министерством на официальном сайте Министерства культуры и туризма Московской области в сети "Интернет" размещен Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за состоянием музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области, утвержденный распоряжением Министерства культуры Московской области от 08.12.2021 N 17РВ-136 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за состоянием музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области".
В соответствии с ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Министерства культуры Московской области на 2022 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Министерства культуры Московской области от 26.11.2021 N 17РВ-123 "Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований при реализации Министерством культуры Московской области регионального государственного контроля (надзора) за состоянием музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов", в целях недопущения нарушения обязательных требований в отношении музейных предметов и музейных коллекций, отнесенных к государственной части Музейного фонда Российской Федерации в 2022 году проведено 5 профилактических мероприятий в отношении следующих подконтрольных субъектов:
Государственное автономное учреждение культуры Московской области "Серпуховский историко-художественный музей" (профилактический визит);
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Звенигородский государственный музей-заповедник" (профилактический визит);
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник" (консультирование);
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим" (консультирование);
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области Государственный музей-заповедник "Зарайский кремль" (консультирование).
Согласно пункту 4.1 Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" предметы, в результате экспертизы которых установлена их историко-культурная, художественная и научная ценность, подлежит приему в музеи на постоянное хранения после оформления экспертного заключения, утверждения экспертного заключения на экспертной фондово-закупочной комиссии (далее - ЭФЗК) и оформление договора купли-продажи или безвозмездной передачи с собственником/владельцем предмета.
В процессе проведения экспертизы культурных ценностей, подлежащих включению в Музейный фонд Российской Федерации, формируются следующий комплект документов:
Экспертное заключение. Экспертное заключение содержит: описание предмета, информацию об авторе (при наличие), датировке, материале и технике изготовления, марках/клеймах; обоснование художественного, историко-культурного значения предложенного к приобретению предмета, необходимости его включения в музейное собрание и определение места в этом собрании; обоснование стоимости; составляется и подписывается хранителем, главным хранителем музея и (или) заместителем руководителя по научной части. Экспертное заключение стороннего специалиста (в случае официального обращения к нему с целью получения компетентного суждения) на бланке организации, в трудовых отношениях с которой он состоит, и имеющие подпись специалиста и руководителя организации.
Заявление владельца или уполномоченного им лица о передаче в музей культурных ценностей с указанием формы их передачи: дарение/пожертвование, завещание, решение судебного органа об обращении культурных ценностей в доход государства и иная форма передачи.
В заявлении излагаются сведения об истории происхождения и бытования предметов музейного значения, при наличии прикладываются копии документов, подтверждающих право собственности заявителя на культурные ценности.
Акт приема предметов на временное хранение для рассмотрения ЭФЗК (далее - акт ВХ ЭФЗК) или его копия. Акт ВХ ЭФЗК содержит следующую информацию:
номер и дата акта;
фамилия, имя, отчество (при наличии), должность сотрудника музея, принявшего предмет на ответственное хранение;
фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица/название организации владельца предмета;
наименование и краткое описание предметов, место и время создания;
количество передаваемых предметов;
сохранность предметов на момент передачи);
фотографии предметов (при необходимости).
Результат экспертизы оформляется протоколом, содержащим следующие сведения:
дата проведения экспертизы;
сведения о лицах, проводивших экспертизу (фамилия, имя отчество, телефон, адрес электронной почты, специальность, стаж работы по специальности, должность, ученое звание и ученая степень (при наличии);
описание объекта экспертизы на дату начала исследования;
вопросы, поставленные в отношении объекта экспертизы;
описание хода и результатов проведенных исследований с указанием примененных методов, приборов и оборудования, использованных для сравнения эталонов и аналогов, и их происхождения;
выводы о наличии историко-культурно, художественной, научной и иной ценности объекта экспертизы и отнесении его к музейным предметам;
первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Экспертное заключение составляется на основании мнений членов ЭФЗК и представленных заключений специалистов.
Счет музейных предметов включает комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов, регистрацию в специальной учетной документации в целях идентификации, организации оптимального хранения, оперативного установления местонахождения, контроля за изменениями в составе и состоянием сохранности, научного изучения и эффективного использования.
Не допускается хранение и использование музейных предметов, не зарегистрированных в учетной документации музея. Все учетные документы необходимо вести аккуратно без помарок и подчисток.
Изменения и исправления записей в них допускается в случаях связанных с изменениями или уточнениями в атрибуции предмета, его состоянии сохранности и дополнительных технико-технологических исследований, выявленных техническими ошибками (например, неправильное название металла, техники изготовления).
В соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон) Музейный фонд Российской Федерации совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных Законом.
Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Музеи, во владении и в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры:
физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры;
безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций;
учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.
Государственный учет состоит из первичного государственного учета (далее - первичный учет) и централизованного государственного учета (далее - централизованный учет).
Первичный учет включает в себя:
экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям;
первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекции, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В государственных музеях экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях реализации настоящего Федерального закона проводятся уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Первичная регистрация проводится музеями, иными организациями, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции на основании приказа руководителя музея, иной организации, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащее включению в состав Музейного фонда Российской Федерации в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.
Централизованный учет включает в себя:
внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог;
присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.
Музейные предметы и музейные коллекции, включённые в состав Музейного фонда Российской Федерации, исключению из состава Музейного фонда Российской Федерации не подлежат, за исключением случаев утраты, разрушения, а также отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленною экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, наличия судебного решения, вступившего в законную силу.
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации осуществляется с учетом заключения экспертизы, проведенной в их отношении, по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры.
Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащие в своем составе драгоценные камни и драгоценные металлы или относящиеся к предметом геологии, зоологии, археологии, палеонтологии, к оружию, государственным наградам, государственным знакам почтовой оплаты и иным видам объектов гражданских прав, учет, хранение и использование, которых подпадают под правовое регулирование законодательства Российской Федерации в соответствующих сферах, осуществляют учет, обеспечивает хранение и использование таких музейных предметов и музейных коллекций с учетом требований законодательства Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным музеям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров, в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 N 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", по решению Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам (далее - Комиссия), лица награжденные государственными наградами, могут передавать их на постоянное хранение и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи при ходатайстве музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурной о наследия.
Передача государственных наград на постоянное хранения и для экспонирования в государственные или муниципальные музеи осуществляется, как правило, на основании договора дарения.
Переданные музеям на постоянное хранение и для экспонирования государственные награды не возвращаются.
Государственные награды не могут передаваться на постоянное хранение и для экспонирования государственным музеям, в которых не созданы необходимые условия для хранения государственных наград.
По решению Комиссии государственные награды и документы к ним умершего о награжденного лица или лица, награжденного посмертно, могу быть переданы государственным или муниципальным музеям на постоянное хранение и для экспонирования с согласия лица, которому переданы (вручены) для хранения государственные награды и документы к ним, и при наличии ходатайства музея, поддержанного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находятся вопросы сохранения культурного наследия.
Акт о принятии государственных наград на постоянное хранение и для экспонирования направляется музеем в Администрацию Президента Российской Федерации.
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 N 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям" музейные предметы и музейные коллекции передаются музеям и другим организациям в безвозмездное пользование с разрешения Министерства культуры Российской Федерации. Соответствующее разрешение оформляется приказом Министерства культуры Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности в безвозмездное пользование музеям на основании договоров, заключенных Министерством культуры Российской Федерации и соответствующим музеем. В целях получения в безвозмездное пользование музейных предметов и музейных коллекции, находящихся в федеральной собственности в Министерство культуры Российской Федерации направляют следующие документы:
а) обращение, в котором указываются цель использования музейных предметов и музейных коллекций и информация о площадях, занимаемых музеем или другой организацией, в том числе фондохранилищ;
б) ходатайство учредителя музея или ходатайство другой организации, подписанное лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) копия устава музея или другой организации, заверенная в установленном порядке;
г) 2 экземпляра подписанного музеем или другой организацией проекта договора о передаче в безвозмездное пользование музейных предметов и музейных коллекций с приложением перечня передаваемых музейных предметов и музейных коллекций и (или) выписки (описи) из книги поступлении основного фонда музея или другой организации (главной инвентарной книги музея);
д) заключение уполномоченного коллегиального органа музея (экспертной фондово-закупочной комиссии музея) об историко-культурной и художественной значимости передаваемых музейных предметов и музейных коллекций;
е) документ территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения музея или другой организации о наличии или об отсутствии охраны музея или другой организации, об оснащении посещений охранной сигнализацией;
ж) документ территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту расположения музея или другой организации об оснащении помещении музея или другой организации пожарной сигнализацией;
з) документ, подтверждающий наличие в штатном расписании музея или другой организации должностей, обеспечивающих учетно-хранительскую деятельность музея или другой организации.
Сведения о передаче музейных предметов и музейных коллекций в безвозмездное пользование музеям и другим организациям подлежат внесению в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. При ликвидации музея Министерство культуры Российской Федерации или орган исполнительной власти принимает решение о возврате музейных предметов и музейных коллекций.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации" определен:
порядок проведения экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее музейные предметы, Музейный фонд), а также порядок организации Министерством культуры Российской Федерации проведения экспертизы бесхозяйственно содержимых собственниками Музейных предметов;
порядок включения музейных предметов, находящихся в частной собственности, в состав Музейного фонда;
порядок первичного учета музейных предметов, находящихся в негосударственной (кроме муниципальной) собственности;
порядок исключения музейных предметов из состава Музейного фонда;
порядок уведомления собственниками музейных предметов, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда, Министерства о сделках, подлежащих регистрации в реестре сделок с музейными предметами Государственного каталога Музейного фонда;
порядок передачи при ликвидации государственных и муниципальных музеев, иных государственных и муниципальных организаций музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда и находящихся в указанных музеях и организациях на праве оперативного управления и (или) безвозмездного пользования, в другие государственные и муниципальные организации, осуществляющие хранение музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда;
порядок уведомления Министерства собственниками включенных в состав негосударственной части Музейного фонда и находящихся в частной собственности музейных предметов (далее собственник музейных предметов) о ликвидации музея и о лице, принявшем на себя гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов;
порядок организации доступа граждан к музейным предметам.
Согласно Закону Московской области N 113/2007-ОЗ "О музеях в Московской области" (далее - Закон) музеи в Московской области осуществляют свою деятельность при наличии:
музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяет организовать их публичный показ и публичное представление в форме музейной экспозиции, материально-технической базы (помещения, оборудования, благоустройства, технических средств защиты и безопасности), обеспечивающей условия для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций, музейных специалистов, обеспечивающих все основные вины деятельности музея;
постоянных источников финансирования деятельности музея.
Дополнительно в соответствии со статьей 11 Закона размещение государственных и муниципальных музеев в зданиях (помещениях), не соответствующих требованиям к обеспечению сохранности и безопасности фондов музея, условия хранения, охраны труда персонала музеев и ограничивающих доступ посетителей, запрещается.
Обращаем внимание, что перевод государственных и муниципальных музеев в здания (помещения), ухудшающие условия их деятельности, запрещается.
V. Ответственность за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" физические и юридические лица, органы государственной власти и органам местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом N 248-ФЗ, Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра культуры и туризма Московской области от 10 марта 2023 г. N 17П-9 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Министерства культуры и туризма Московской области в сфере регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации на территории Московской области за 2022 год"
Опубликование:
сайт Министерства культуры и туризма Московской области (mk.mosreg.ru) 10 марта 2023 г.