В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2022 год.
2. Управлению обеспечения деятельности Министерства и защиты информации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области Мороза С.И.
Министр |
B.C. Мурашов |
Утвержден
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 28.02.2023 N 19П-21
Доклад
по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2022 год
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (далее - Положение), является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим регулирование отношений, возникающих в области лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов и исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (далее - федеральный государственный контроль (надзор) подготовлен во исполнение пункта 2 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, за исключением деятельности по реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, лицензионных требований.
Настоящий доклад подготовлен в целях:
а) обеспечения единства практики применения Министерством федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
б) обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
в) снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
г) повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сфере оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
д) совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
е) повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.
I. Общие положения
Основные нормативные правовые документы, определяющие полномочия Министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):
а) Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 ("Российская газета", 25.12.1993, N 237);
б) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340);
в) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (источник опубликования: "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства Российской Федерации", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1);
г) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 09.05.2011, N 19, ст. 2716);
д) Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020, "Собрание законодательства Российской Федерации", 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007, "Российская газета", N 171, 05.08.2020);
е) Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (источник опубликования: "Парламентская газета" N 17, 08-14.04.2011, "Российская газета", N 75, 08.04.2011, Собрание законодательства Российской Федерации, 11.04.2011, N 15, ст. 2036);
ж) Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (источник опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.05.2022, Собрание законодательства Российской Федерации, 06.06.2022, N 23, ст. 3808);
з) Закон Московской области 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (Источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 13.05.2016, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 91, 24.05.2016);
и) постановление Правительства Московской области от 08.10.2015 N 919/38 "О Единой информационной системе обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений" (источник опубликования: официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 08.10.2015, "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 203, 29.10.2015, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 1, 29.01.2016);
к) постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 19.03.2020).
Постановлением Правительства Московской области от 16.11.2021 N 1146/38 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), утвержден:
приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 15.09.2022 N 19П-120 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов".
II. Правоприменительная практика осуществления федерального государственного контроля (надзора)
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В 2022 году контрольная (надзорная) деятельность осуществлялась в соответствии с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).
В соответствии с положениями Постановления N 336 внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились исключительно при условии их согласования с органами прокуратуры по следующим основаниям:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Указанных оснований в 2022 году не усматривалось.
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Учет объектов лицензионного контроля осуществляется путем ведения реестров объектов лицензионного контроля с использованием ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
В зависимости от вероятности наступления негативных событий и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, объекты лицензионного контроля (надзора) относятся к категориям риска:
- высокий риск;
- средний риск;
- низкий риск.
Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 29.07.2022 N 19П-93 "Об отнесении объектов лицензионного контроля к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержден перечень отнесения объектов контроля к соответствующим категориям риска.
Плановые контрольные мероприятия проводятся с периодичностью, установленной статьей 28 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом присвоенной категорией риска.
В 2022 году плановые проверки не проводились.
В ходе федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов проведено 1 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия, по результатам которого выдано 1 предостережение.
В 2022 году при предоставлении государственной услуги при лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных и цветных металлов проведено 241 оценка соответствия лицензионным требованиям, в 46 случаях из которых, установлено несоответствие лицензионным требованиям.
Наиболее распространенными причинами отказа в предоставлении или переоформлении лицензии на деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов являлись несоответствие заявителя лицензионным требованиям, а именно:
- отсутствие в полном объеме условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения;
- отсутствие у соискателя лицензии технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
- земельный участок не соответствует требованиям законодательства, необходимым для осуществления лицензируемой деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
2. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Министерства в досудебном и судебном порядке.
Случаи оспаривания в суде результатов проведения Министерством мероприятий по контролю за деятельностью лицензиатов в 2022 году отсутствуют.
3. Анализ результатов применения мер прокурорского реагирования на решения и действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц.
Меры прокурорского реагирования при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов не применялись.
4. В целях совершенствования государственного регулирования в сфере деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов необходимо:
1) конкретизировать нормы пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных и цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980, а именно: установить требования, которым должны соответствовать заявленные земельные участки в части категории и разрешённого использования;
2) дополнить пункт 9 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов:
а) необходимостью наличия сведений о прохождении соответствующей подготовки и аттестации заявленных работников в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";
б) необходимостью оснащения площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов, подъездными путями с асфальтовым, бетонным, железобетонным или другим твердым покрытием (включая временные технологические проезды и дороги), ливневой канализацией и очистными сооружениями для сбора и очистки ливнестока;
в) необходимостью наличия непрозрачного ограждения и наружного освещения объекта по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов. Высота хранящегося на открытом воздухе лома и отходов металлов не должна превышать высоту установленного ограждения;
3) в состав лицензируемого вида деятельности включить новые виды работ - заготовка, хранение и реализация лома чёрных металлов;
4) значительно повысить штрафные санкции, предусмотренные частями 1, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) рассмотреть вопрос о разработке и внедрении Единой государственной автоматизированной системы по учёту объемов заготовки и реализации лома чёрных и цветных металлов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 28 февраля 2023 г. N 19П-21 "Об утверждении Доклада по итогам обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов за 2022 год"
Опубликование:
сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (msh.mosreg.ru) 3 марта 2023 г.