В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Московской области за 2022 год.
2. Управлению обеспечения деятельности Министерства и защиты информации разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в течение 3 дней с момента подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия С.Б. Воскресенского.
Министр |
B.C. Мурашов |
УТВЕРЖДЕН
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 28.02.2023 N 19П-23
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Московской области за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен в целях:
обеспечения единообразных подходов к применению Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области о государственном контроле (надзоре) и о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Московской области;
выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализа случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовки предложений об актуализации обязательных требований;
подготовки предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики Министерством подготовлен за 2022 год при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Московской области в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с животными при содержании и использовании домашних животных, ином обращении с животными, по обращению с животными без владельцев, при организации приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях, лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, в области обращения со служебными животными (далее - государственный надзор).
I. Общие положения
Основные нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными:
1. Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ);
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ);
3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
4. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 N 819 "Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование животных включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию";
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 N 974 "Об утверждении перечня потенциально опасных собак";
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
9. Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях";
10. Приказ Минсельхоза России от 22.04.2016 N 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету";
11. Приказ Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 "Об утверждении ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов";
12. Закон Московской области N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области";
13. Закон Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП Московской области);
14. Закон Московской области N 201/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области обращения с собаками без владельцев";
15. Закон Московской области N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области";
16. Постановление Правительства Московской области от 21.09.2021 N 890/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Московской области";
17. Постановление Правительства Московской области от 30.11.2021 N 1230/42 "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными";
18. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-436 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области";
19. Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-437 "Об утверждении Порядка по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области";
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, определяющие порядок и условия осуществления государственного надзора в области обращения с животными, размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный надзор в области обращения с животными. Профилактика нарушений обязательных требований. Перечень обязательных требований".
II. Правоприменительная практика осуществления государственного надзора в области обращения с животными
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований
В соответствии с Федеральным законом N 498-ФЗ, а также постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области", Министерство наделено полномочиями по:
установлению порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них;
установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев;
осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными;
установлению порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, с учетом требований, предусмотренных частью 4 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 269-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Распоряжениями Минсельхозпрода Московской области от 27.12.2019 N 20РВ-436, N 20РВ-437, вступившими в силу с 01.01.2020, утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Московской области (далее - Порядок 1) и Порядок по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них на территории Московской области (далее - Порядок 2).
Согласно данным ежегодного мониторинга на территории Московской области по состоянию на 01.06.2022 численность собак без владельцев составила 17 932 собаки.
В соответствии с Федеральным законом N 498-ФЗ животные без владельцев подлежат отлову, транспортировке в приют и возврату на прежнее место обитания. Проведение указанных мероприятий регулируется Порядком 1. Мероприятия необходимо проводить так, чтобы не наносить животным увечья, травмы и не допускать их гибели. Осуществляют мероприятия по отлову животных без владельцев юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые подлежат государственному надзору в области обращения с животными.
На территории Московской области в 2022 году действовало 35 приютов для животных без владельцев (1 - муниципальный, остальные частные) и 6 специализированных организаций по отлову животных без владельцев.
На территории Московской области осуществляют деятельность 15 специализированных организаций по отлову животных.
В городских округах Московской области заключено 146 муниципальных контрактов на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на общую сумму 176,0 млн руб.
Порядок 2 устанавливает требования к организации приютов для животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности, на которых владельцы отказались. Также Порядок 2 содержит требования к размещению приюта и обустройству помещений, необходимых для содержания животных, требования к обустройству ветеринарного пункта, карантинного помещения, помещения, предназначенного для лечения животных в условиях стационара, требования к осуществлению мероприятий по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними. Содержание отловленных животных без владельцев в местах и пунктах временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, не допускается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 248-ФЗ и Законом Московской области 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) в Московской области" Правительством Московской области принято постановление от 30.09.2021 N 890/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Московской области" (далее - постановление N 890/33), которым утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Московской области (далее - Положение).
В соответствии с Положением предметом государственного контроля (надзора) являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона N 498-ФЗ (далее - обязательные требования), исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Положением установлено, что должностные лица Министерства, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, вправе привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области обращения с животными.
Административная ответственность за нарушения правил обращения с животными предусмотрена статьями 3.1.2 и 3.1.3 КоАП Московской области, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил выгула домашних животных.
На основании постановления N 890/33 издан приказ министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 21.09.2021 N 19П-138 "Об утверждении форм документов, используемых уполномоченными должностными лицами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области при осуществлении на территории Московской области государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, регионального государственного контроля за соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе её единообразия
В первом квартале 2022 года были проведены 1 внеплановый инспекционный визит и 1 документарная проверка в отношении индивидуальных предпринимателей.
По результатам проведенных мероприятий возбуждены дела об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях назначены административные наказания в виде административного штрафа на общую сумму - 20,6 тыс. руб.
На 2022 год был сформирован и утвержден ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий было запланировано, начиная с апреля 2022 года. В связи мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), начиная с 10.03.2022, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
Документарная проверка, незавершенная до вступления Постановления N 336 в силу, прекращена актом контрольного (надзорного органа в соответствии с п. 7 Постановления N 336.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в части, касающейся регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, могут проводиться, исключительно, по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
б) без согласования с органами прокуратуры:
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;
внеплановые проверки основания, для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Такие случаи отсутствовали, поэтому внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводились.
По 7 предписаниям об устранении нарушений обязательных требований, срок проверки исполнения, которых наступил после 11.03.2022, должностными лицами Управления государственного надзора в области обращения с животными (далее - Управление) была рассмотрена информация, представленная контролируемыми лицами через региональный портал государственных услуг Московской области и приняты процессуальные решения об исполнении выданных предписаний.
С целью снижения административного давления и оптимизации взаимодействия контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами на региональном портале государственных и муниципальных услуг Московской области реализован электронный сервис "Комплексный сервис для бизнеса в рамках контрольно-надзорной деятельности". Для работы с сервисом распоряжением Министерства от 12.07.2022 N 19РВ-243 утвержден Порядок подачи документов, предоставляемых контролируемыми лицами в электронном виде в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Московской области.
В 2022 году электронным сервисом воспользовались 249 подконтрольных лиц. В сложившихся обстоятельствах деятельность Управления сосредоточилась на проведении профилактических мероприятий.
Профилактические мероприятия проводились в рамках ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Министерства в сфере регионального надзора в области обращения с животными, утвержденной приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23.11.2020 N 20П-195.
В целях информирования контролируемых лиц, на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" размещены:
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; утвержденные проверочные листы; руководства по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
Основные виды жалоб, по которым проводились профилактические мероприятия:
выгул собак в неустановленных местах;
неконтролируемый выгул собак;
нападение собаки на человека.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, при осуществлении государственного контроля (надзора) осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
совершено выездов для оценки достоверности сведений в обращениях граждан - 6853;
проведено мероприятий по профилактике (информирование, консультирование) - 2391;
выдано предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области обращения с животными - 724;
проведено 5 профилактических визитов.
В 2022 году проведено 595 мероприятий без взаимодействия в местах массового отдыха граждан (парки, скверы, места общественного пользования) с целью информирования граждан о недопустимости бесконтрольного выгула домашних животных в неустановленных местах.
Было роздано гражданам и размещено на информационных стендах в городских округах Московской области 3262 листовки о правилах выгула собак.
По вопросам противодействия правонарушениям законодательства в области обращения с животными без владельцев Министерством были проведены 26 совещаний в режиме ВКС с представителями органов местного самоуправления городских округов Московской области, зоозащитного сообщества, организаций - владельцами приютов для животных
Представители Министерства приняли участие в работе 2 круглых столов, организованных Комитетом по аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы по обсуждению законопроекта о регулировании отдельных правоотношений в области обращения с домашними животными и в одном заседании этого Комитета.
Представленный законопроект был рассмотрен и принят на заседании Московской областной Думы - Закон Московской области N 230/2022-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в области обращения с животными в Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства". Закон вступает в силу с 01.09.2023.
Оценка эффективности реализации программы профилактики контрольного (надзорного) органа на 2022 г. составила 100%.
В соответствии с данным значением уровень результативности профилактической работы контрольного (надзорного) органа определен как "Уровень лидерства".
В целях совершенствования законодательства о государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными Министерство полагает целесообразным внести изменения в Постановление N 336, исключив из него мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении граждан - владельцев домашних животных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 28 февраля 2023 г. N 19П-23 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными на территории Московской области за 2022 год"
Опубликование:
сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (msh.mosreg.ru) 3 марта 2023 г.