В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о региональном государственном строительном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1085/38 "О региональном государственном строительном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области за 2022 год.
2. Организационному управлению Главгосстройнадзора Московской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Главгосстройнадзора Московской области В.М. Набикова.
Министр Правительства Московской области |
А.П. Гарибян |
Утвержден
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 15.03.2023 N 29
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области за 2022 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области (далее - государственный контроль (надзор) за 2022 год подготовлен Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Московской области от 26.10.2021 N 1085/38 "О региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области".
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьей 123.1 Жилищного кодекса (далее - обязательные требования).
Целью обобщения и анализа правоприменительной практики Главгосстройнадзора Московской области при осуществлении государственного контроля (надзора) за 2022 год являются:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Главгосстройнадзором Московской области и его должностными лицами обязательных требований;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
II. Статистические данные о проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий, выявление типичных нарушений обязательных требований
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 336) в 2022 году введены ограничения на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом требований постановления Правительства Российской Федерации N 336 с 10.03.2022 года внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по инициативе Главгосстройнадзора Московской области не проводились.
Проведено 25 мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований к раскрытию и размещению информации посредством анализа информации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства (https://наш.дом.рф) в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). С учетом требований части 2 статьи 74 Федерального закона N 248-ФЗ при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц обязанности, не установленные обязательными требованиями, не возлагались.
По результатам проведенных на основании заданий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом по наблюдению за соблюдением обязательных требований в соответствии требованиями пункта 1 части 3 статьи 56, части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в отношении 25 контролируемых лиц объявлены 20 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из них:
- в 14 случаях основаниями для объявления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований послужили факты неразмещения информации и документов в Единой информационной системе жилищного строительства в соответствии требованиями части 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса;
в 6 случаях основаниями для объявления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований послужили факты неразмещения информации и документов в Единой информационной системе жилищного строительства в соответствии требованиями пункта 3.3 части 2 статьи 123.2 Жилищного кодекса.
Также по результатам рассмотрения поступивших в Главгосстройнадзор Московской области обращений граждан объявлены 8 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами в соответствии с требованиями статьи 59, пункта 2 статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ. '
По итогам изучения сведений, характеризующих состояние строительной готовности объектов, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами. Поводом для предостережений послужили выявленные факты несоответствий между показателями в графиках строительства и показателями в отчетности, вследствие чего установлено отставание от графиков строительства.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 44, части 5 статьи 49, статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ с использованием данных выданных контролируемым лицам предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с согласия контролируемых лиц проведены 13 профилактических визитов, в ходе которых разъяснены обязательные требования, которые подлежат исполнению.
Анализ результатов проведенных проверок свидетельствует, что типичными нарушениями, во взаимосвязи с наличием признаков которых жилищно-строительным кооперативам объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, явились:
1) неисполнение жилищно-строительным кооперативом обязанности по размещению документов, информации в Единой информационной системе жилищного строительства (часть 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса);
2) неисполнение жилищно-строительным кооперативом требования членов кооператива предоставить документы для ознакомления, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства (часть 2 статьи 123.1 Жилищного кодекса).
Причиной данных нарушений является недостаточная осведомленность контролируемых лиц о мерах ответственности за несоблюдение обязательных требований.
III. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В 2022 году с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 336, на основании требования прокуратуры Московской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям Главгосстройнадзором Московской области проведена одна документарная проверка. В ходе проверки случаи причинении вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требованиях или признаки нарушений обязательных требований Главгосстройнадзором Московской области не выявлены.
IV. Информация о проведенных мероприятиях по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В целях предупреждения нарушений в деятельности жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирного дома на территории Московской области, Управлением по работе с застройщиками Главгосстройнадзора Московской области (далее - Управление по работе с застройщиками) осуществлялись профилактические мероприятия в соответствии с программой профилактики на 2022 - 2024 годы, утвержденной приказом Главгосстройнадзора Московской области 29.11.2021 N 150 "Об утверждении ведомственной программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления государственного строительного надзора Московской области на 2022 - 2024 годы при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов на территории Московской области".
Управлением по работе с застройщиками в 2022 году проведено 61 профилактическое мероприятие в соответствии со статьями 46, 49, 50, 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а именно:
- на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещено материалов - 6 (статья 46 Федерального закона N 248-ФЗ): перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора); разъяснительные материалы, информационные письма, руководства по вопросам соблюдения обязательных требований; перечень типичных нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами;
- объявлено предостережений - 30 (статья 49 Федерального закона N 248-ФЗ);
- проведено профилактических визитов (с использованием видео-конференцсвязи) - 13 (часть 7 статьи 44, часть 5 статьи 49, статья 52 Федерального закона N 248-ФЗ);
- проведено консультирований (по телефону, с использованием видео-конференц-связи) - 12 (статья 50 Федерального закона N 248-ФЗ).
Проводимые Главгосстройнадзором Московской области профилактические мероприятия дают положительные результаты, в связи с чем в 2023 году в отношении двух из восьми контролируемых лиц дальнейший контроль утрачивает свою актуальность вследствие получения жилищно-строительным кооперативном, в одном случае, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в другом случае - ввиду принятия публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" решения о выплате пайщикам возмещения.
V. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Актуализация обязательных требований и внесение изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области, не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 15 марта 2023 г. N 29 "Об утверждении доклада по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, на территории Московской области за 2022 год"
Вступает в силу с 15 марта 2023 г.
Опубликование:
сайт Главного управления государственного строительного надзора Московской области (gusn.mosreg.ru) 15 марта 2023 г.