Доклад
о результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края за 2022 год и изменениях в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Лицензирование деятельности
по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. N 350-п, а также Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 (далее - Положение о лицензировании) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, предоставляющим государственную услугу по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, а также осуществляющим федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов на территории Пермского края.
По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории Пермского края действовало 357 лицензий (2021 - 340) на 466 объектах (2021 - 425), из них:
на ЧМ, ЦМ - 298 лицензий (2021 - 280) на 403 объектах (2021 - 362);
на ЧМ - 26 лицензии (2021 - 28) на 29 объектах (2021 - 30);
на ЦМ - 33 лицензии (2021 - 32) на 34 объектах (2021 - 33).
В рамках полномочий по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов Министерством за 2022 год принято 23 решения о предоставлении лицензии (за 2021 - 29), 27 решений о переоформлении лицензии (за 2021 - 19), 7 решений о прекращении действия лицензии (за 2021 - 20).
Также принято 2 решения об отказе в предоставлении лицензии и 1 решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии послужил пп. 2 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно:
1. несоответствие пп. "г" п. 8(1) Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369, пп. "б" п. 5 и пп. "б" п. 7 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287, выраженное в отсутствии у соискателя лицензии на заявленном производственном объекте одной единицы любого из следующих видов оборудования наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования: пресс для пакетирования лома черных металлов; пресс-ножницы; установка для дробления и сортировки легковесного лома; оборудование для сортировки или измельчения стружки; копер для разбивки металлолома.
2. несоответствие пп. "б" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980, п. 9 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 N 980, выраженное в отсутствии у соискателя лицензии на заявленном производственном объекте работника, прошедшего соответствующую подготовку и аттестацию на должность контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда.
Основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий послужил пп. 2 п. 7 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно несоответствие пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287, выраженное в отсутствии у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельного участка или зданий, строений, сооружений, помещений, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов. Заявленный производственный объект имел вид разрешенного использования "Водный транспорт". Согласно пункту 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ, земельные участки с видом разрешенного использования "Водный транспорт" не могут предоставляться для осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
За 2022 год Министерством в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов проведено 49 выездных оценок соответствия соискателей лицензий (лицензиатов) (2021 - 42) и 53 оценки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах (2021 - 48).
Подводя итог по данному разделу, хочется отметить, что количество лицензиатов по сравнению с 2021 годом увеличилось на 5%, также произошло увеличение лицензионных объектов на 9,6%. Наличие отказов в предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий) свидетельствуют о недостаточной осведомленности соискателей лицензии и лицензиатов о действующих лицензионных требованиях.
Государственный лицензионный контроль (надзор)
за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов
В течение 2022 года Министерством в соответствии с утвержденным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 проведена 1 плановая выездная проверка в результате которой, нарушения обязательных требований выявлены не были.
Проведение 9-ти плановых выездных проверок в 2022 году было отменено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Совместные проверки с иными органами государственного контроля (надзора) в 2022 году не проводились.
В целях соблюдения лицензионных требований и предупреждения совершения административных правонарушений Министерством в 2022 году в соответствии со статьей 49 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" выдавались предостережения. За 2022 год Министерством направлено 53 предостережения (в 2021 году - 33) о недопустимости нарушения обязательных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лом черных металлов, цветных металлов.
За непредставление или несвоевременное представление информации, в том числе и об исполнении предостережения, статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа (на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Изменения
в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Основные изменения в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, вступившие в силу в 2022 - 2023 годах.
1. Согласно изменениям в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в силу с 1 марта 2022 года (Федеральный закон от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ) ответственные должностные лица лицензирующих органов вместо проверки соискателей лицензий и лицензиатов должны проводить оценку соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований (п. 2.1 ст. 7 Федерального закона N 99-ФЗ).
Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится с применением Оценочного Листа (списка контрольных вопросов). Результаты оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям оформляются актом оценки.
2. Взамен переоформления лицензии введено понятие "внесение изменений в реестр лицензий" (ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ). Основания для внесения изменений остались практически такие же, как были и при переоформлении лицензии (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ), но важно отметить, что лицензиаты теперь имеют возможность самостоятельно внести изменения в реестр лицензий, в части номера телефона и адреса электронной почты.
1. Внесение изменений в реестр лицензий осуществляется в следующих случаях:
1) реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния (при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица по состоянию на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности), присоединения лицензиата к другому юридическому лицу;
2) изменение наименования лицензиата, изменение наименования филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений о филиале лицензиата, изменение наименования филиала иностранного юридического лица;
3) изменение адреса места нахождения лицензиата, изменение адреса места нахождения филиала лицензиата в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено внесение в реестр лицензий сведений об адресе места нахождения филиала лицензиата, изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица;
4) изменение имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя;
5) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
6) изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;
7) изменение номера телефона, адреса электронной почты лицензиата;
8) изменение мест осуществления лицензируемого вида деятельности;
9) изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
10) изменение в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
11) иные случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Сведения, предусмотренные пунктами 1 - 6, лицензирующий орган вносит в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации без поданного в лицензирующий орган заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
3. Отменено взимание платы за предоставление выписки из реестра лицензий (п. 2 ст. 10 Федерального закона N 99-ФЗ).
Ранее плата за выписку из реестра лицензий на бумажном носителе составляла 3000 руб. (Приказ Минэкономразвития России от 06.11.2020 N 742).
4. Реализована возможность подачи заявления через единый портал государственных услуг - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form?_=1662114542063, а также через региональный портал "Услуги и сервисы Пермского края" - https://www.gosuslugi.ru/600222/1/form. Но для подачи заявления у юридического лица или индивидуального предпринимателя должна быть подтвержденная учетная запись на едином портале государственных услуг.
5. Закреплена возможность отозвать заявление о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) до принятия лицензирующим органом соответствующего решения (п. 11 ст. 13 Федерального закона N 99-ФЗ).
6. В случае, выявления грубых нарушений лицензионных требований при проведении оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям по заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, лицензирующий орган должен направить лицензиату уведомление о необходимости устранения таких нарушений в предусмотренный уведомлением срок, при этом указанный срок должен составлять не менее десяти дней (п. 15 ст. 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В срок, предусмотренный уведомлением о необходимости устранения грубых нарушений лицензионных требований, лицензиат обязан устранить указанные нарушения и уведомить об этом лицензирующий орган. Лицензирующий орган осуществляет оценку устранения лицензиатом грубых нарушений в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения от лицензиата уведомления об устранении грубых нарушений лицензионных требований (п. 17 ст. 19.1 Федерального закона N 99-ФЗ).
В случае, если лицензиат не устранил грубые нарушения лицензионных требований, выявленные в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, то данное бездействие является основанием для приостановления лицензии лицензирующим органом (пп. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
7. Внесено новое основание для прекращения действия лицензии, а именно установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии или о внесении после проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям изменений в реестр лицензий (пп. 5 п. 13 ст. 20 Федерального закона N 99-ФЗ).
8. Сокращен срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и внесении изменений в реестр лицензий до 10 рабочих дней со дня приема заявления (пункты 7 и 8 Положения о лицензировании).
9. Утверждено 3 категории риска: высокий риск; средний риск; низкий риск.
Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 августа текущего года, для применения в следующем календарном году. Сведения об объектах лицензионного контроля и присвоенной им категории риска размещаются на официальном сайте лицензирующего органа в сети "Интернет".
К категории высокого риска, относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований или им было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
К категории среднего риска, относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которые в течение 3 лет, предшествующих формированию плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, были привлечены к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения лицензионных требований, либо в отношении которых в течение 3 лет, предшествующих формированию лицензирующим органом плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, не были проведены плановые контрольные (надзорные) мероприятия либо оценка соответствия лицензионным требованиям при получении ими лицензии.
К категории низкого риска, относится деятельность, осуществляемая лицензиатами, которая не была отнесена к высокой и средней категории риска.
Лицензиат вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска. Данное заявление рассматривается в течении 5 рабочих дней. (пункты 22 - 24 Положения о лицензировании).
10. Установлены 3 вида контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля:
а) выездная проверка. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
б) инспекционный визит. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта лицензионного контроля.
в) документарная проверка. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
11. Определена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от присвоенной категории риска:
а) для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 2 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 2 лет;
б) для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка - 1 раз в течение 3 лет;
инспекционный визит - 1 раз в течение 3 лет.
Для категории низкого риска плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (пункты 28 - 29 Положения о лицензировании).
12. Установлены виды профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля (пункты 35 - 50 Положения о лицензировании):
а) Информирование. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
б) Обобщение правоприменительной практики. Обобщение правоприменительной практики оформляется в виде доклада лицензирующим органом ежегодно, который утверждается руководителем либо заместителем руководителя лицензирующего органа и представляется в электронной форме посредством ГАС "Управление" не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Доклад размещается на официальном сайте Министерства в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня представления такого доклада посредством ГАС "Управление";
в) Объявление предостережения. Направляется лицензиату в случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с предложением принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
В течение 10 дней со дня получения предостережения лицензиат вправе подать в лицензирующий орган, направивший предостережение, возражение.
г) Консультирование. Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа;
- гарантии и защита прав лицензиатов.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц лицензирующих органов.
д) Профилактический визит. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по заготовке, хранению, переработке, реализации лома черных и (или) цветных металлов, а также в отношении объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска.
В ходе обязательного профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, предъявляемых к его деятельности, а также о периодичности и содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов лицензионного контроля различных категорий риска. В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом лицензирующего органа может осуществляться консультирование.
Лицензиат должен быть уведомлен о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Важно отметить, что в марте 2022 года Правительством Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, устанавливающие ряд послаблений, в том числе и для деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Так на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", запланированные к проведению в 2023 году плановые выездные мероприятия в рамках осуществления лицензионного контроля были отменены.
Также, согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" не требуется производить оплату государственной пошлины по заявлениям о предоставлении лицензии и о внесении изменений в реестр лицензий, в период до 31 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Министерства промышленности и торговли Пермского края "О результатах правоприменительной практики Министерства промышленности и торговли Пермского края за 2022 год и изменениях в законодательстве по лицензированию деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов"
Опубликование:
-