Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Воронежской области
от 27 марта 2023 г. N 197
Стратегия
развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года
I. Общие положения
Стратегия развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и основные направления военно-патриотического воспитания, организации подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Правовой основой разработки Стратегии являются:
- Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне";
- Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- Федеральный закон от 09 мая 2006 N 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи";
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2010 года N 194 "Вопросы межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию";
- постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";
- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р;
- приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах";
- приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 мая 2001 года N 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";
- приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года N 745 "Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации";
- Закон Воронежской области от 12 мая 2009 N 32-ОЗ "О молодежной политике в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 06 октября 2010 N 103-ОЗ "О патриотическом воспитании в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 06 ноября 2013 N 159-ОЗ "О кадетском образовании в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 31 июля 2014 N 100-ОЗ "О почетном звании Воронежской области "Населенный пункт воинской доблести";
- Закон Воронежской области от 01 июня 2016 N 64-ОЗ "О развитии военно-прикладного спорта на территории Воронежской области".
II. Основные понятия системы военно-патриотического воспитания
Определение стратегических целей и задач военно-патриотического воспитания основывается на следующих основных понятиях:
патриотизм - любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
традиционные российские духовно-нравственные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (далее также - традиционные ценности);
патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
система патриотического воспитания - совокупность субъектов патриотического воспитания, используемых ими средств и методов патриотического воспитания, а также мероприятий, проводимых в целях патриотического воспитания;
военно-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к военной и государственной службе иных видов и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков;
субъекты военно-патриотического воспитания - исполнительные органы Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, общественные объединения, организации и граждане, участвующие в военно-патриотическом воспитании, спортивной подготовке;
государственная поддержка субъектов патриотического воспитания - совокупность принятых и осуществляемых государственными органами организационных мер образовательного, информационного, финансово-экономического, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы;
допризывная подготовка - комплекс мер и мероприятий, предусмотренный федеральным и областным законодательством в целях подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Иные понятия, используемые в Стратегии, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.
III. Краткий анализ состояния подготовки граждан к военной службе
Сильными сторонами военно-патриотического воспитания в Воронежской области являются:
1. Военно-патриотическое воспитание осуществляется с учетом особенностей региона, его культуры, истории, традиций и тенденций развития.
2. Нормативное обеспечение патриотического воспитания в Воронежской области реализуется, как правило, в порядке опережающего правового регулирования.
3. Военно-патриотическое воспитание входит в полномочия исполнительных органов Воронежской области и структурных подразделений Правительства области, а также реализуется общественными организациями, казачьими обществами, военно-патриотическими клубами и инициативными гражданами.
4. В целях обеспечения реализации Законов Воронежской области от 06.10.2010 N 103-ОЗ "О патриотическом воспитании в Воронежской области", от 29.04.2016 N 45-ОЗ "Об отдельных мерах по поддержке проведения поисковой работы на территории Воронежской области" и от 01.06.2016 N 64-ОЗ "О развитии военно-прикладного спорта на территории Воронежской области", а также координации деятельности субъектов военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области в 2013 году создан Координационный совет по военно-патриотическому воспитанию при Правительстве Воронежской области, утвержденный постановлением Правительства Воронежской области от 19 июня 2013 N 537 "О создании координационного совета по военно-патриотическому воспитанию при правительстве Воронежской области" (далее - Координационный совет).
5. С целью формирования системы военно-патриотического воспитания, а также координации деятельности заинтересованных ведомств и организаций, в том числе зональных центров подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области, в сфере осуществления допризывной подготовки молодежи к военной службе на территории Воронежской области создан Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области.
6. В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 13 марта 2019 года N ПР-443 в целях военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, а также проведения учебных сборов, предусматривающих получение обучающимися начальных знаний в области обороны, с юношами допризывного возраста, проходящими обучение по основам военной службы, создано государственное автономное учреждение дополнительного образования Воронежской области "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард".
Помимо этого, повышается эффективность использования системы средств патриотического воспитания, включающая три основных компонента, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота-защитника Отечества: материально-технический, образовательный и организационный
В целях реализации указанных задач созданы зональные центры подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области:
- в Борисоглебском городском округе;
- в Лискинском муниципальном районе;
- в Богучарском муниципальном районе с филиалами в с. Верхний Мамон и с. Петропавловка.
В настоящее время на территории Воронежской области действуют:
728 общеобразовательных организаций;
168 организаций дополнительного образования детей;
54 профессиональных образовательных организации;
317 военно-патриотических объединений.
Помимо этого, в установленном приказом департамента образования Воронежской области порядке предусмотрена информационная открытость деятельности военно-патриотических объединений Воронежской области.
Кроме того, в Воронежской области с мая 2016 года функционирует региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" (далее - ВВПОД "ЮНАРМИЯ"), которое было создано по инициативе Минобороны России и поддержано Президентом Российской Федерации.
В настоящее время действуют 434 юнармейских отряда с общим количеством участников 11 254 человека.
На сегодняшний день в 38% общеобразовательных организаций Воронежской области имеется тир (место, приспособленное для проведения стрельбы (электронный стрелковый тренажер)), 31% - спортивный городок с элементами полосы препятствий, 44% - предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, 50% - массогабаритные макеты автомата Калашникова (7,62-мм или 5,45-мм), 44% - медицинское имущество (индивидуальные средства медицинской защиты, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи), 30% - макеты гранат.
Большое значение имеет развитие кадрового потенциала. На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" проводится повышение квалификации учителей и преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Доля учителей, охваченных подготовкой, составила 40% от общего числа вышеназванной категории.
Структуру системы патриотического воспитания на текущий период составляют:
- организации, осуществляющие патриотическое (военно-патриотическое) воспитание, педагогические работники (специалисты), граждане, в том числе несовершеннолетние граждане и их родители (законные представители);
- государственные и иные органы, осуществляющие управление в сфере патриотического (военно-патриотического) воспитания, и созданные ими консультативные, совещательные и иные коллегиальные органы;
- организации, осуществляющие обеспечение допризывной подготовки, патриотического (военно-патриотического) воспитания и оценку качества патриотического воспитания;
- общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере патриотического воспитания.
Особое место в системе патриотического воспитания занимает семья как начальное звено этой системы.
Активному участию Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" Воронежской области (далее - ДОСААФ), ветеранских и молодежных общественных объединений, военно-патриотических и военно-спортивных клубов в организации и проведении военно-патриотического воспитания молодежи на территории Воронежской области будет способствовать выделение отдельного направления грантовой поддержки, предусмотренного на реализацию проектов некоммерческих организаций в сфере военно-патриотического воспитания, а также иные формы поощрений за достижения в сфере развития военно-прикладного спорта на территории Воронежской области.
Развиваются направления воспитания у молодежи чувства патриотизма и уважения к истории региона и защитникам Отечества через организацию поисковой деятельности.
Подготовка к военной службе должна строиться на целостной системе мер, направленных на физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку граждан. Получение гражданами начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы должны вестись в объемах, необходимых для военной службы с использованием всего комплекса механизмов обязательной и добровольной подготовки. Выбор мероприятий (механизмов) Стратегии базируется на выборе по каждому направлению подготовки наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом общих негативных факторов, нашедших отражение в разделе II Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р (далее - Концепция).
Слабые стороны практики военно-патриотического воспитания в Воронежской области:
1) недостаточная организация военно-патриотического воспитания в системе высшего профессионального образования. Отсутствие базовых опорных образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию и инновационных площадок. Формальное проведение в некоторых общеобразовательных организациях учебных сборов по основам военной службы в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности;
2) нерешенность проблемы определения реальных состояния, уровня и оценки военно-патриотического воспитания. Часто оценка сводится к количеству мероприятий, а не к качеству их проведения. Главным считается процесс военно-патриотического воспитания, а не его результат;
3) разобщенность работы органов публичной власти, ведомств, молодежных общественных объединений, ветеранских организаций по военно-патриотическому воспитанию осложняется отсутствием с 2021 года государственной программы Воронежской области в сфере подготовки граждан к военной службе;
4) несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сопровождается отчуждением объектов недвижимости, предназначенных для военно-спортивной подготовки;
5) отсутствие ресурсных возможностей, инструкторско-тренерского состава и унифицированного методического обеспечения исполнения уставных задач и иного функционала, предусмотренного законодательством, в ВВПОД "ЮНАРМИЯ";
6) требует совершенствования и развития военно-шефская работа со стороны военных комиссариатов, воинских частей и соединений, иных силовых структур, дислоцирующихся на территории Воронежской области;
7) отсутствует система подготовки и повышения квалификации инструкторов и организаторов допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
8) недостаточно развита сеть военно-патриотических, военно-технических, военно-спортивных объединений, клубов, секций, курсов, различных кружков военно-патриотической направленности;
9) практически отсутствуют предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" учебные пункты изучения основ военной службы в организациях для работающей молодежи, не прошедшей подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
IV. Цели, задачи и инструменты Стратегии
Целями реализации стратегии являются:
- координация мер по объединению усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе, в пределах компетенции исполнительных органов Воронежской области;
- учет традиционных российских духовно-нравственных ценностей в допризывной подготовке граждан;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;
- формирование и развитие профессионально значимых качеств граждан, умений и готовности к их активному проявлению в процессе военной и государственной службы иных видов, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, повышение мотивации к военной службе;
- участие в создании системы военно-спортивной подготовки во взаимодействии с иными органами и организациями в пределах компетенции исполнительных органов Воронежской области;
- повышение роли общественно-государственных организаций в допризывной подготовке граждан в Воронежской области.
Задачами реализации стратегии являются:
- разработка единых критериев и показателей работы по военно-патриотическому воспитанию для субъектов военно-патриотического воспитания;
- разработка единой программы подготовки граждан к военной службе для военно-патриотических объединений, формирующей готовность и практическую способность к защите Отечества, а также единого календаря мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания;
- организация повышения квалификации специалистов в сфере военно-патриотического воспитания для обеспечения развития системы военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе;
- увеличение количества граждан допризывного возраста с наличием первого спортивного разряда и спортивного звания;
- обеспечение ежегодной организации и проведения регионального этапа Спартакиады молодежи допризывного возраста, проживающей на территории Воронежской области, с привлечением максимального количества команд, укомплектованных юношами и девушками;
- развитие системы профильных образовательных учреждений соответствующей направленности, а именно кадетских корпусов, школ, классов;
- совершенствование системы организации военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в организациях ДОСААФ путем создания действенной оптимизированной модели, способствующей переходу от подготовки по военно-учетным специальностям к подготовке граждан к защите Отечества;
- развитие авиационных, технических видов спорта, участие в развитии
физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
Целевыми группами Стратегии являются граждане Российской Федерации, обучающиеся в образовательных организациях Воронежской области, воспитанники военно-патриотических объединений, а также руководители и инструкторы военно-патриотических объединений и зональных центров.
Актуальность военно-патриотического воспитания как одного из направлений патриотического воспитания обусловлена:
ростом геополитической нестабильности и конфликтности, усилением межгосударственных противоречий, сопровождающихся повышением угрозы использования военной силы;
значительно возросшими ролью и значением заблаговременной подготовки к военной службе молодежи допризывного возраста.
Работа механизмов Стратегии будет обеспечена следующими инструментами:
единый календарь мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания;
единые критерии и показатели работы по военно-патриотическому воспитанию для субъектов военно-патриотического воспитания;
единая программа повышения квалификации представителей военно-патриотических объединений, специалистов в сфере военно-патриотического воспитания;
круглогодичная система соревнований, нацеленных на проверку уровня физической подготовленности молодежи и владения прикладными навыками по критериям военно-учетных специальностей;
военно-патриотические сборы для обучающихся образовательных организаций в Воронежской области по созданию резерва специалистов в сфере военно-патриотического воспитания;
военно-патриотические сборы с представителями военно-патриотических объединений;
формирование и ведение реестра военно-патриотических объединений в Воронежской области;
дополнительная подготовка граждан, пребывающих в запасе;
мониторинг нормативных правовых актов Воронежской области, комплексно регулирующих сферу реализации военно-патриотического воспитания.
Важными направлениями деятельности исполнительных органов Воронежской области, общественных объединений (клубов) и иных организаций, являющихся субъектами военно-патриотического воспитания, являются определение, обоснование и применение на практике единых критериев и показателей работы по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе. Большое значение имеют не только определенные ценности, позиции, принципы, цели, установки, специфические признаки и качественные характеристики личности, группы, но и их реализация в действительности, реальное проявление в практике военно-патриотической деятельности.
Согласно Концепции базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.
Несмотря на то, что существующая система сохранения и укрепления здоровья детей и подростков позволяет решить задачу по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо обратить внимание на повышение уровня физического развития молодежи, в том числе путем создания системы военно-спортивной подготовки, реализуемой на базе межведомственного взаимодействия заинтересованных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Оценка эффективности Стратегии
Оценка эффективности реализации Стратегии осуществляется на основе качественных и количественных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Оценка результативности реализации Стратегии осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры - это качественные показатели, полученные в результате конкурсных мероприятий, данных официальной статистики, мониторингов и опросов: утверждение в сознании граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Воронежской области, к русским воинским традициям, повышение престижа военной и государственной службы иных видов.
Количественные параметры:
- количество мероприятий военно-патриотической направленности для детей и молодежи в соответствии с планом реализации Стратегии;
- количество военно-патриотических, оборонно-спортивных сборов, смен, лагерей;
- количество образовательных и иных организаций, в которых открыты отделения и секции по военно-прикладным видам спорта;
- количество информационных материалов (освещение в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов власти, а также региональных учреждений деятельности военно-патриотических объединений, проведения мероприятий, направленных на военно-патриотического воспитание и деятельности по развитию военно-прикладных видов спорта);
- количество воспитанников военно-патриотических объединений (клубов), призванных на военную службу, поступивших в военные образовательные организации высшего образования;
- количество видов (дисциплин) военно-прикладного спорта, развиваемых в Воронежской области;
- количество спортсменов-разрядников по военно-прикладным, техническим и авиационным видам спорта;
- количество спортивных соревнований по военно-прикладному виду или видам спорта, имеющих статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Воронежской области;
- количество членов ВВПОД "ЮНАРМИЯ", призванных на военную службу, поступивших в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;
- доля руководителей военно-патриотических клубов (объединений), прошедших подготовку по единой программе;
- доля победителей/призеров из числа членов военно-патриотических клубов (объединений), принявших участия в мероприятиях военно-патриотической направленности в соответствии с планом реализации Стратегии.
Реализация оценочных показателей обеспечивается исполнительными органами Воронежской области и организациями Воронежской области в пределах установленной компетенции. Контроль эффективности стратегии осуществляется Координационным советом.
Оперативный мониторинг применения Стратегии проводится по инициативе председателя Координационного совета в установленном порядке.
Результатом реализации Стратегии должно стать создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками.
VII. Основные этапы Стратегии
Стратегия подлежит реализации в три основных этапа:
1. Этап формирования социально-педагогических, материально-технических, организационных ресурсов допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2023 год.
2. Этап развития допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2024 год.
3. Этап совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2025 год.
План реализации Стратегии утверждается решением Координационного совета.
Изменение основных этапов и содержания мероприятий реализации Стратегии осуществляется на основании решения Координационного совета.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Воронежской области от 27 марта 2023 г. N 197 "Об утверждении стратегии развития военно-патриотического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.