В соответствии с Законами Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области", от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", руководствуясь Типовым кодексом этики и служебного поведения, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010, в целях установления этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
2. Управлению информационно-коммуникационной политики разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Кстовского муниципального округа.
3. Постановление администрации Кстовского муниципального района от 05.09.2011 N 181 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Кстовского муниципального района" признать утратившим силу.
4. Отделу контроля, документационного обеспечения, писем и обращений граждан управления организационной работы довести настоящее постановление до сведения заместителей главы администрации, правового управления, департамента финансов, управления экономики, управления по бухгалтерскому учету, сектора мобилизационной подготовки и режимно-секретного делопроизводства.
5. Заместителям главы администрации довести настоящее постановление до сведения руководителей курируемых отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Кстовского муниципального округа.
6. Руководителям отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации ознакомить подчиненных муниципальных служащих с Кодексом этики и служебного поведения под роспись.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, курирующего деятельность управления организационной работы.
Глава местного самоуправления |
И.Г. Уланов |
Утвержден
постановлением администрации
Кстовского муниципального округа
Нижегородской области
от 31.01.2023 N 312
Кодекс
этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области
1. Общие положения
Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральными законами от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Законами Нижегородской области от 03.08.2007 N 99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области", от 07.03.2008 N 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области", Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 (протокол N 21), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
2. Сфера действия Кодекса
2.1. Муниципальным служащим Кстовского муниципального округа Нижегородской области (далее - муниципальные служащие) надлежит руководствоваться положениями настоящего Кодекса при исполнении должностных обязанностей и во внеслужебное время.
2.2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:
- лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, в том числе в отраслевых (функциональных) и территориальных органах, наделенных правами юридического лица;
- работников, не замещающих должности муниципальной службы администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области, в том числе в отраслевых (функциональных) и территориальных органах, наделенных правами юридического лица.
2.3. Гражданин, поступающий на муниципальную службу в орган местного самоуправления Кстовского муниципального округа Нижегородской области, должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом под роспись.
3. Цель Кодекса
3.1. Обобщение этических норм и установление правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.
3.2. Формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы и уважительно отношения к муниципальной службе в общественном сознании.
3.3. Повышение нравственной ответственности муниципальных служащих за свою профессиональную деятельность.
3.4. Повышение эффективности выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
3.5. Повышение доверия граждан к органам местного самоуправления.
3.6. Профилактика коррупции в органах местного самоуправления.
4. Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих
4.1. Муниципальный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
4.2. Исполнять должностные обязанности в рамках установленной компетенции добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления.
4.3. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих.
4.4. Обеспечить равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан.
4.5. Исключить действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
4.6. Соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным и региональным законодательством для муниципальных служащих.
4.7. Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность, решений политический партий, других общественных (религиозных) объединений и иных организаций.
4.8. Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.
4.9. Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами, представителями организаций.
4.10. Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
4.11. Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органов местного самоуправления.
4.12. Принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей.
4.13. Не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.
4.14. Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего. При реализации уполномоченным на то лицом публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти и местного самоуправления необходимо исключить возможность неправильного или альтернативного толкования представляемой информации, которая должна соответствовать требованиям законодательства, регулирующего данные отношения.
4.15. Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общественности о работе органов местного самоуправления, а также оказывать им в установленных законами и нормативными правовыми актами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.
4.16. Экономно и эффективно использовать муниципальное имущество и средства организационно-технического, материального и иного обеспечения, пользование и распоряжение которыми входит в компетенцию муниципального служащего.
4.17. Принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
4.18. Соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
5. Этика взаимоотношений с представителями проверяемых организаций
5.1. Во взаимоотношениях с представителями проверяемых организаций муниципальный служащий не должен допускать нарушений законных прав и интересов проверяемых организаций и обязан строго руководствоваться нормами законодательства, своей должностной инструкцией, установленными правилами и методическими рекомендациями.
5.2. Муниципальный служащий обязан быть нейтральным и принимать решения вне зависимости от интересов проверяемых и других организаций, а также должностных лиц. Ничто не должно влиять на объективность муниципального служащего, в том числе внешнее давление или влияние на муниципального служащего, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, проверяемой организации, проекта или программы, предшествующая проверке работа в проверяемой организации и т.п.
5.3. Муниципальный служащий, заботясь о своей независимости, должен избегать любых конфликтов интересов и исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (подарки, вознаграждения и т.п.) и иных интересов.
5.4. Муниципальному служащему не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемой организации, которые могут его скомпрометировать или повлиять на способность действовать независимо.
5.5. Муниципальный служащий не вправе использовать свой официальный статус, а также служебную информацию в личных целях либо в интересах третьей стороны.
5.6. Если на муниципального служащего оказывается воздействие с целью склонения его к принятию неправомерного решения, и при этом муниципальный служащий не может самостоятельно противостоять такому воздействию, следует поставить в известность о данном факте своего непосредственного руководителя.
6. Этика взаимоотношений с коллегами и подчиненными
6.1. Муниципальные служащие должны способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений. Их конструктивное сотрудничество друг с другом является основой эффективной деятельности органов местного самоуправления Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
6.2. Муниципальный служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
6.3. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, быть примером доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
7. Этика взаимоотношений с общественностью
7.1. Для информирования общественности о своей деятельности муниципальные служащие осуществляют связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
7.2. Муниципальный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
7.3. Муниципальный служащий должен соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
Воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
7.4. В процессе общения с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами муниципальный служащий не должен:
- наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
- рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
- пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности;
- использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
8. Этические конфликты
8.1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.
8.2. Этическая неопределенность возникает в том случае, когда муниципальный служащий не может определить степень соответствия своего поведения основным принципам служебной этики.
8.3. Муниципальный служащий в ходе выполнения своих должностных обязанностей может оказаться в ситуации этического конфликта, вызванной:
- отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его служебную деятельность;
- неправомерным давлением со стороны руководства;
- просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы он действовал вразрез со своими должностными обязанностями, в том числе в форме воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа, морального и физического давления.
Во всех этих и других подобных ситуациях муниципальный служащий должен вести себя выдержанно и достойно, действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, Нижегородской области и нормативными правовыми актами Кстовского муниципального округа Нижегородской области, своей должностной инструкцией, а также этическими принципами настоящего Кодекса.
8.4. Муниципальный служащий должен избегать ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органов местного самоуправления Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
8.5. В случае если муниципальному служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо обсудить проблему с непосредственным руководителем.
Если участие непосредственного руководителя не приводит к решению проблемы и муниципальный служащий решает обратиться к руководству более высокого уровня, то непосредственный начальник должен быть уведомлен об этом.
Если предшествующие шаги не привели к желаемому результату, муниципальный служащий может обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
8.6. Руководителям органов местного самоуправления необходимо своевременно принимать меры для предупреждения и разрешения возможных этических конфликтов.
9. Конфликт интересов и его предупреждение
9.1. Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу муниципального служащего.
9.2. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий).
9.3. Муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
9.4. Обязанность муниципального служащего уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, требует от него самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.
К признакам, совокупность которых дает возможность констатировать наличие конфликта интересов, можно отнести:
а) наличие личной заинтересованности у муниципального служащего в реализации тех действий, которые могут стать основой для конфликта интересов;
б) наличие или возможность возникновения противоречий между этой личной заинтересованностью и законными интересами других участников общественных отношений (граждан, организаций, общества, Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования);
в) возможность причинения вреда этим законным интересам.
9.5. В целях предотвращения возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, непосредственному руководителю рекомендуется при распределении должностных обязанностей, заданий и поручений учитывать все обстоятельства, которые могут послужить возникновению конфликта интересов.
9.6. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов.
В качестве дополнительных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов представителю нанимателя и непосредственному руководителю рекомендуется:
- ограничение доступа муниципального служащего к конкретной информации;
- усиление контроля выполнения муниципальным служащим обязанностей, в ходе выполнения которых возникает конфликт интересов;
- установление коллегиального порядка принятия решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.
9.7. В процессе урегулирования конфликта интересов нормы служебной этики предписывают муниципальному служащему:
- прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
- отказаться от возможной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- принимать меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.
10. Коррупционно опасное поведение
10.1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для муниципального служащего запретов и ограничений, и порождающее их поведение (действия или бездействие) муниципального служащего, признаются коррупционно опасными.
10.2. Коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций - является обязанностью муниципального служащего.
10.3. В ходе своей служебной деятельности муниципальный служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.
10.4. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно, собственностью Кстовского муниципального округа, и передаются муниципальным служащим по акту в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кстовского муниципального округа, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
10.5. Муниципальный служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание обязанности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, предусмотренную специальным перечнем - представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, заключается в том, что личные доходы муниципального служащего и членов его семьи не могут составлять тайны. Вместе с тем эта информация имеет статус конфиденциальной.
10.6. Муниципальный служащий обязан осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Обязанностью муниципального служащего является уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, о фактах совершения другими гражданскими или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
11. Коррупционно опасное поведение руководителя
11.1. Коррупционно опасное поведение руководителя является видом аморального поведения, дискредитирующим органы местного самоуправления Кстовского муниципального округа Нижегородской области.
11.2. Видами коррупционно опасного поведения руководителя являются: протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство).
- Протекционизм представляет собой систему покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной или иной личной выгоды.
- Фаворитизм выражается в приближении к себе лиц, пользующихся благосклонностью руководителя; делегировании им тех или иных полномочий, не соответствующих статусу; незаслуженном выдвижении их по службе и поощрении, награждении; необоснованном предоставлении им доступа к материальным и нематериальным ресурсам.
- Непотизм (кумовство) является покровительством руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности в муниципальных органах (подведомственных учреждениях) производятся по признакам родовой принадлежности, личной преданности руководителю, а также религиозной, кастовой принадлежности.
11.3. Протекционизм, фаворитизм, непотизм при подборе, расстановке, обучении, воспитании кадров, как и иное злоупотребление служебным положением со стороны руководителя, несовместимы с принципами и нормами профессиональной этики.
11.4. Профилактика коррупционно опасного поведения руководителя заключается в:
- глубоком и всестороннем изучении морально-психологических и деловых качеств кандидатов для назначения на должности руководителей, учете соблюдения ими профессионально-этических правил и норм по прежнему месту службы;
- изучении руководителями всех уровней нравственных основ муниципальной службы, профессионально-этических правил и норм, выработке у них навыков антикоррупционного поведения;
- воспитании у руководителей личной ответственности за состояние служебной дисциплины, законности и антикоррупционной защиты подчиненных ему муниципальных служащих;
- предупреждении и своевременном разрешении ситуаций этических конфликтов, этической неопределенности, вызванных двойными моральными стандартами или двусмысленностью трактовки приказов, распоряжений.
12. Ответственность муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим
12.1. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- принимать меры по предупреждению коррупции;
- не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
12.2. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
12.3. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.
13. Ответственность за нарушение Кодекса
13.1. Муниципальный служащий обязан вести себя в соответствии с настоящим Кодексом, знакомиться с изменениями, вносимыми в него, и принимать необходимые меры для выполнения его требований.
13.2. Анализ и оценка соблюдения норм служебной этики являются обязательными при проведении аттестации, квалификационных экзаменов, назначении муниципального служащего на иную должность муниципальной службы округа, подготовке характеристики или рекомендации.
13.3. Нарушения муниципальным служащим норм служебной этики, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
13.4. Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер юридической ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области от 31 января 2023 г. N 312 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области"
Текст постановления опубликован не был