В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.12.2021 N 1508/45 "О региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год.
2. Организационному управлению Главгосстройнадзора Московской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Деятельность. Контрольно-надзорная деятельность. Государственный строительный надзор" в подразделе "Публичные обсуждения правоприменительной практики".
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Главгосстройнадзора Московской области Д.В. Белолипецкого.
Министр Правительства Московской области |
А.П. Гарибян |
УТВЕРЖДЕН
приказом Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 16.02.2023 N 18
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год
Раздел 1. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год подготовлен Главным управлением государственного строительного надзора Московской области (далее - Главгосстройнадзор Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.12.2021 N 1508/45 "О региональном государственном строительном надзоре на территории Московской области".
В целях обеспечения единообразных подходов к применению должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований, обобщена правоприменительная практика Главгосстройнадзора Московской области.
Раздел 2. Обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Главгосстройнадзор Московской области осуществляет полномочия по региональному государственному строительному надзору при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории Московской области с соблюдением основных принципов государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом N 248-ФЗ:
1) законность и обоснованность действий и решений Главгосстройнадзора Московской области и его должностных лиц;
2) стимулирование добросовестного соблюдения лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (далее - контролируемое лицо) обязательных требований;
3) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
4) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимость злоупотребления правом (как со стороны Главгосстройнадзора Московской области и его должностных лиц, так и со стороны контролируемых лиц, организаций и граждан);
6) соблюдение охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной или иной);
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении регионального государственного строительного надзора;
8) оперативности и разумности (обоснованности) при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
В целях реализации части 3, 4 статьи 21 Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области, используемые формы документов должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области готовятся в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Главгосстройнадзора Московской области от 15.02.2022 N 22 "Об утверждении типовых форм документов, используемых должностными лицами Главного управления - государственного строительного надзора Московской области в рамках осуществления государственного строительного надзора Московской области", а также доведения их до контролируемых лиц посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области".
Информирование контролируемых лиц о совершаемых действиях и принимаемых решениях должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области осуществляется путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
На официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в сети "Интернет" обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Главгосстройнадзора Московской области, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, а также информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц о проводимых контрольных (надзорных) мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.
Раздел 3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений
Анализ административной практики свидетельствует, что к наиболее типичным нарушениям обязательных требований контролируемыми лицами, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора Московской области, относятся:
1) нарушения проектной документации, порядка внесения изменений в проектную документацию, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе и для строительства которых разрешение не требуется, с нарушением требований правил землепользования и застройки, эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию;
2) нарушения, связанные с некачественным осуществлением функций строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства либо, застройщиком, техническим заказчиком, либо иной привлеченной на основании договора осуществления строительного контроля организацией, индивидуальным предпринимателем;
3) нарушение требований по порядку и ведению исполнительной документации контролируемыми лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в том числе отсутствие текстовых и графических материалов, отражающих фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ, что оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.
Раздел 4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Источниками риска, факторами и условиями, способствующими причинению вреда (ущерба) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства является:
- нарушение проектной документации, требований технических регламентов, обязательных требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий);
- действия, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающее конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
- строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство;
- нарушение сроков направления в Главгосстройнадзор Московской области извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального строительства или неуведомление Главгосстройнадзора Московской области о сроках завершения работ, которые подлежат проверке;
- эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию;
- непредставление или несвоевременное представление в Главгосстройнадзор Московской области сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления Главгосстройнадзором Московской области его законной деятельности, либо представление в Главгосстройнадзор Московской области таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;
- некачественное осуществление строительного контроля лицами, осуществляющими строительство;
- необеспечение устранения контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и преступление к продолжению работ до составления акта, об устранении выявленных нарушений обязательных требований контролируемым лицом.
Раздел 5. Подготовка предложений об актуализации обязательных требований, о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
При рассмотрении проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, в пределах компетенции, подготовлены и направлены следующие предложения, замечания:
- к проекту постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил проведения, строительного контроля, предполагающего актуализацию стадий разработки проекта объекта капитального строительства, актуализацию состава исполнительной документации, в которой отражены этапы работ, выполнение проектных решений и фактическое положение объекта и его элементов при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства;
- предложение о внесении изменений в статью 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предполагающих приостановку государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект капитального строительства, в отношении которого в органом местного самоуправления поступило уведомления о выявлении самовольной постройки до принятия решения о сносе судом либо органом местного самоуправления.
Раздел 6. Статистические данные о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ результатов проведения таких мероприятий
За 2022 год должностными лицами Управления надзора за строительством Главгосстройнадзора Московской области (далее - Управление) проведено 4419 проверок объектов капитального строительства.
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 4795 нарушений.
По фактам выявленных нарушений составлено 1068 протоколов об административных правонарушениях.
В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется в соответствии с частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории в органы местного самоуправления направлялись уведомления о выявлении самовольной постройки для рассмотрения и по результатам рассмотрения принятии решения в соответствии с частью 2 статьи 55.32 ГрК РФ. За отчетный период общее количество направленных уведомлений в отношении проверенных в соответствии с частью 4 статьи 54 ГрК РФ объектов капитального строительства составило 1116.
В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Главгосстройнадзора Московской области:
1) размещено и поддерживаются в актуальном состоянии на постоянной основе сведения, информацию по вопросам соблюдения обязательных требований с учетом требований законодательства Российской Федерации на своем официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц информационных систем: федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), Регионального портала государственных и муниципальных услуг" Московской области, федеральной государственной информационной системы "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", Единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности Московской области;
2) проведено в режиме видеоконференцсвязи по порядку исполнения функций при подаче заявлений (извещений, уведомлений и т.д.) и пакетов документов 54 вебинара, 4 мероприятия по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Московской области;
3) объявлено и направлено 223 предостережения должностными лицам Управления, контролируемым лицам о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) проведено 6852 консультации контролируемых лиц и (или) их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора, порядком обжалования действий (бездействии) должностных лиц Управления, разъяснения требований проектной документации;
5) осуществлено 1620 профилактических визитов в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
По результатам анализа проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований:
1) нарушение, связанное с некачественным осуществлением функций строительного контроля, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства либо, застройщиком, техническим заказчиком, либо иной привлеченной на основании договора осуществления строительного контроля организацией, индивидуальным предпринимателем осуществляющим подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации;
2) нарушение обязательных требований в области строительства, неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации, нарушение проектной документации, нарушение порядка внесения изменений в проектную документацию, строительство объектов, для строительства которых разрешение не требуется, с нарушением требований правил землепользования и застройки, эксплуатация объектов капитального строительства без полученного в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 16 февраля 2023 г. N 18 "Об утверждении доклада по результатам обобщения правоприменительной практики Главного управления государственного строительного надзора Московской области при осуществлении регионального государственного строительного надзора за 2022 год"
Вступает в силу с 16 февраля 2023 г.
Опубликование:
сайт Главного управления государственного строительного надзора Московской области (gusn.mosreg.ru) 16 февраля 2023 г.