г. Краснодар |
|
21 апреля 2014 г. |
Дело N А53-14872/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мацко Ю.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Форатекс" (ИНН 6143072815, ОГРН 1096174001967) и заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2013 (судья Грязева В.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-14872/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Форатекс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ростовской таможни (далее - таможня) от 20.06.2013 N 10313000-431/2013 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 23.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2013, требования удовлетворены со ссылкой на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, поскольку на момент принятия обжалуемого постановления таможни спорный товар исключен из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает, что ввезенный обществом товар на момент декларирования подпадал под действие Технического регламента о безопасности машин и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 (далее - Технический регламент) и подлежал обязательному подтверждению на соответствие требованиям Технического регламента в форме предоставления декларации о соответствии. Представленная обществом декларация не является надлежащим документом, подтверждающим соответствие товара требованиям Технического регламента, поэтому общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможня полагает, что в данном случае отсутствуют основания для применения статьи 1.7 Кодекса.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта с компанией "Aisia International Industrial Company Limited" (Китай) от 07.12.2009 N 4 общество ввезло на единую таможенную территорию Таможенного союза товар N 2 (винты прочие с внутренним шестигранником; код ОКП 16 5000, применяются для сборки мебели; винты несамонарезающие; винт-конфирмат артикул SW001A, длина 50 мм, диаметр 7.0 мм, диаметр головки 10 мм, изготовленные методом штамповки, с резьбой, без гайки из стали 5, с оцинкованным покрытием, представляют собой винт с головкой, с внутренним шестигранником с глубоким отверстием, цвет белый цинк, упакованные в 475 картонных коробок - 950 000 шт" (код ТН ВЭД ТС 7318156900)); товар N 6 (ключи гаечные ручные, неразводные, код ОКП 39 2654, ключ для винта-конфирмата, артикул SW602-4, ключ в виде Z-образного изделия, концы которого выполнены в форме шестигранника, изготовленный из оцинкованной стали диаметром 4 мм, длина 43,5 - 20 мм, предназначенный для сборки мебели для закручивания винта-конфирмата, упакованный в 900 картонных коробок, размеры: загиба - 1 800 000 шт." (код ТН ВЭД ТС 8204110000)), который задекларировало по ДТ N 10313030/250712/0000758.
В качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, при таможенном декларировании товаров N 2 и 6 в графе 44 ДТ N 10313030/250712/0000758 общество указало и представило в таможню декларации о соответствии от 15.02.2012 N РОСС CN.ДМ35.Д01597 и от 12.12.2011 N РОСС CN.ДМ35.Д01487.
В ходе таможенной проверки таможня установила, что по состоянию на дату декларирования товаров N 2 и 6 товар (винты с внутренним шестигранником (код ТН ВЭД ТС 7318156900), ключи гаечные неразводные (код ТН ВЭД ТС 8204110000)) отсутствовал в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, и едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.
Согласно письму ОАО "РНИИГЭС" от 12.03.2013 N 46, декларациям о соответствии от 15.02.2012 N РОСС СN.ДМ35.Д01597, от 12.12.2011 N РОСС СN. ДМ35.Д01487 товар "ключ для винта-конфирмата, диаметр головки 4 мм, код ТН ВЭД 8204110000, код ОКП 39 2654; винта-конфирмата 7*50 мм, стальной оцинкованный, код ТН ВЭД 7318156900, код ОКП 16 5000", выпускаемый серийно Международной Промышленной Компанией с ограниченной ответственностью "Эйшиа" (Китай) по контракту N 4 от 07.12.2009", попадает под действие Технического регламента и подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента в форме предоставления декларации о соответствии техническим регламентам, установленным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22.03.2006 N 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов" (далее - приказ N 54).
Поскольку декларации о соответствии товара от 15.02.2012 N РОСС СN.ДМ35.Д01597, от 12.12.2011 N РОСС СN. ДМ35.Д01487 на товар "ключ для винта-конфирмата, диаметр головки 4 мм, код ТН ВЭД 8204110000, код ОКП 39 2654; винта-конфирмата 7*50 мм, стальной оцинкованный, код ТН ВЭД 7318156900, код ОКП 16 5000" не соответствовали по форме и содержанию требованиям по их заполнению, установленным приказом N 54, таможня не признала их в качестве документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям Технического регламента.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода таможни о том, что при таможенном декларировании товара в нарушение пункта 1 статьи 183, статьи 201, подпункта 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза общество не представило декларации о соответствии товара N 2 и 6 техническим регламентам, установленным приказом N 54, т. е. обществом не соблюдены запреты и ограничения при таможенном декларировании товара N 2 и 6 по ДТ 10313030/250712/0000758.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, составлении протокола от 08.05.2013 N 10313000-431/2013 и принятия постановления от 20.06.2013 N 10313000-431/2013 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление таможни в арбитражный суд.
Суды обоснованно удовлетворили требования общества, исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач и, до их выпуска таможенными органами. Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Кодекса).
При помещении товара под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза). Согласно части 1 статьи 183 Кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам, в соответствии со статьей 183 Кодекса, относятся, в том числе и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Пунктом 2 примечания к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В статье 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (пункт 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ).
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие указанной нормы, с указанием кодов ТН ВЭД утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
На момент таможенного оформления спорный товар подлежал обязательному подтверждению соответствия в силу пункта 1 утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 Перечня машин и оборудования, подлежащих декларированию соответствия требованиям Технического регламента (далее - постановление N 753).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 92 "Об утверждении списка машин и оборудования, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 92) утвержден список машин и оборудования, подлежащих обязательному подтверждению при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с их назначением на таможенной территории Российской Федерации.
Однако постановления N 753 и 92 утратили силу с 15.02.2013 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1124 и принятием ЕЭС Комиссии Таможенного союза решения от 18.10.2013 N 823 "О принятии Технического регламента таможенного союза "О безопасности машин и оборудования"".
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что на дату привлечения общества к административной ответственности ввезенные товары исключены из перечня объектов, на которые необходимо представление декларации о соответствии.
Суды учли часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Данная норма предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением об обжаловании неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон.
Постановление о назначении административного наказания от 20.06.2013 N 10313000-431/2013 в отношении общества не исполнено, доказательства обратного в материалы дела не представлены. Таким образом, с 15.02.2013 (даты утраты силы постановлений N 753 и 92) представление декларации о соответствии на ввезенный обществом товар не требовалось. Вмененное обществу деяние на дату привлечения его к административной ответственности не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А53-14872/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.