г. Краснодар |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А32-31647/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рускон" (ИНН 2315094729, ОГРН 1022302380044) - Шенкель Ю.В. (доверенность от 22.10.2012), Абакумова А.Г. (доверенность от 18.11.2013), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2013 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2013 (судьи Стрекачев А.Н., Герасименко А.Н., Николаев Д.В.) по делу N А32-31647/2012, установил следующее.
ООО "Рускон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.07.2012 N 56412 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2013, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа в применении налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по оказанным обществом транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки и неправомерно начислил обществу налог на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе инспекция просит судебные акты отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на неправильное истолкование судами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применительно к установленным по делу обстоятельствам. Оказанные услуги общества в рамках представленных договоров опровергают факт непосредственного участия общества в организации международной перевозки. В представленных коносаментах и поручениях на погрузку экспортного груза общество не выступает ни грузоотправителем, ни грузополучателем, ни перевозчиком, поэтому право на применение ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость в отношении реализованных услуг у общества отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалобе не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 года. По результатам проверки составлен акт от 23.05.2012 N 43272 и вынесено решение от 30.07.2012 N 56412 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, по которому обществу начислено 18 857 675 рублей налога на добавленную стоимость по ставке 18 %, 699 383 рубля 79 копеек пеней, а также общество привлечено к ответственности в виде 45 437 рублей 89 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса.
Не согласившись с решением налогового органа от 30.07.2012 N 56412, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы Краснодарского края. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 02.10.2012 N 20-12-1024 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации. Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Аналогичные виды транспортно-экспедиционных услуг установлены и в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Основанием для начисления обществу налога на добавленную стоимость послужил вывод инспекции о необоснованном применении обществом налоговой ставки 0 %. По мнению инспекции, применение ставки 0 % при оказании транспортно-экспедиционных услуг возможно при непосредственной организации экспедитором международной перевозки, тогда как общество не участвовало в организации самой международной перевозки.
Судебные инстанции признали ошибочным данный вывод налогового органа, сославшись на доказанность материалами дела оказания обществом услуг в связи с международной перевозкой товара. При этом суды установили, что все договоры, заключенные обществом с контрагентами, являются договорами транспортной экспедиции и соответствуют нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обществом во исполнение договоров оказаны услуги по перевалке груза в порту Новороссийск, перетарке из вагонов в контейнеры, услуги по организации железнодорожной транспортировки до Новороссийска, по обработке грузов FOB НМТП, по документационному сопровождению, услуги по организации перевозки груженых контейнеров на платформе собственности общества в составе ускоренного контейнерного поезда FOB Новороссийск, организации автодоставок контейнеров, услуги по досмотру контейнеров, организации терминальной обработки контейнеров в порту, транспортно-экспедиционное обслуживание в ОАО "НМТП", услуги по переливу цистерн-контейнеров, услуги по организации работ по креплению/раскреплению контейнеров на палубе судов-контейнеровозов, организация работ по тальманскому учету экспортных контейнеров на судне, что также подтверждается по представленным налоговому органу счетам-фактурам.
При этом судами установлено, что в своем решении от 30.07.2012 N 56412 инспекция указывает, что не ставит под сомнение тот факт, что налогоплательщиком оказаны услуги на основании договора транспортной экспедиции, предусмотренного гражданским законодательством (страница 13 решения). Инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю в своих решениях подтвердили, что услуги общества, оказанные в целях исполнения заключенных договоров, соответствуют услугам, указанным в пункте 3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004.
Следовательно, представленных обществом документов налоговому органу достаточно, чтобы сделать вывод о фактически оказанных транспортно-экспедиционных услугах. Оказание обществом вышеуказанных транспортно-экспедиционных услуг являлось необходимым условием реализации экспедируемого груза (товара) по внешнеторговым контрактам контрагентов.
Налоговый орган считает, что у общества отсутствует право на применение налоговой ставки 0 % по оказанным услугам, поскольку транспортировка экспортируемого груза осуществлялась в пределах территории Российской Федерации. При этом, в своем решении Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю подтвердило, что не опровергает сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых обществом.
Данный довод суды обоснованно не приняли во внимание, установив, что перевозка товара, экспедируемого обществом, осуществлялась в смешанном сообщении. Согласно пункту 2.7. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, при перевозке грузов, находящихся под таможенным контролем, отправляемых со станций железных дорог Российской Федерации и вывозимых через порты Российской Федерации и другие пункты перевалки на водный транспорт в непрямом международном сообщении, в графе транспортной железнодорожной накладной "Станция назначения" указываются наименование и код припортовой станции. При этом в правом верхнем углу всех листов накладной должна быть сделана отметка "Экспорт". Данные отметки имеются на транспортных железнодорожных накладных, оформленных на перевозку грузов, экспедируемых обществом. Погрузка экспедируемых грузов на борт судна для дальнейшей перевозки морским транспортом подтверждается коносаментами и поручениями на отгрузку с отметками таможни "погрузка разрешена".
Как указывает суд, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов представляет собой комплексный вид услуг и/или работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении. Следовательно, понятие перевалки грузов в морском порту, включающее в себя оборот "при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении", полностью соответствует формулировке статьи 164 Кодекса "при организации международной перевозки".
Оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск неразрывно связано с организацией международной перевозки, так как в процессе перевалки груза ее результатом является погрузка груза на борт судна, которое по сути является территорией иностранного государства, поэтому общество, организуя перевалку груза непосредственно оказывает транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки.
Исходя из изложенного, суды установили, что общество правомерно применило ставку 0 % по налогу на добавленную стоимость при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договоры транспортной экспедиции при организации международной перевозки, в связи с чем требования общества подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалованных судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2013 по делу N А32-31647/2012, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.