г. Краснодар |
|
23 апреля 2014 г. |
Дело N А32-23268/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гермес" (ИНН 2311155272, ОГРН 1132311003538) - Зайцевой Н.В. (доверенность от 01.07.2013), в отсутствие Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2013 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 (судьи Стрекачев А.Н., Николаев Д.В., Сулименко Н.В.) по делу N А32-23268/2013, установил следующее.
ООО "Гермес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Краснодарской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:
1) признать незаконными действия таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ:
- N 10309200/060513/0006575, выразившиеся в принятии решения о корректировке таможенной стоимости от 05.06.2013 и осуществлении корректировки таможенной стоимости, путем заполнения 18.06.2013 бланков КТС и ДТС-2;
- N 10309200/210513/007491, выразившиеся в принятии решения о корректировке таможенной стоимости от 18.06.2013 и осуществлении корректировки таможенной стоимости, путем заполнения 18.06.2013 бланков КТС и ДТС-2;
2) обязать таможню принять первый метод определения таможенной стоимости и в течение 10 дней от даты вступления решения суда в законную силу, заполнить формы КТС на уменьшение суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Решением суда от 03.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2013, заявление удовлетворено, с таможни взыскано 4 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров общество представило все документы, предусмотренные таможенным законодательством. Достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, таможенным органом документально не опровергнута. Таможня не доказала наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости по первому методу, и правомерность ее корректировки.
Таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.10.2013 и постановление апелляционной инстанции от 26.12.2013, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что таможенная стоимость товаров документально не подтверждена. Прайс-лист содержит сведения, адресованные конкретному лицу, банковские документы не идентифицируются с данной поставкой. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В рамках внешнеторгового контракта купли-продажи от 18.03.2013 N KZ030, заключенного с фирмой CHANGZHOU HOMEYEAR DECORATION MATERIALS CO. LTD (Китай), на таможенную территорию Таможенного союза ввезены товары - древесноволокнистые плиты средней плотности 8,4 г/см3, применяемые в качестве напольного покрытия, страна происхождения Китай, по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10309200/060513/0006575, 10309200/210513/0007491.
Доставка товаров осуществлялась из Китая на условиях поставки CFR Новороссийск.
При таможенном оформлении таможенная стоимость товаров заявлена на основании первого метода определения таможенной стоимости в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" представлены следующие документы:
- контракт от 18.03.2013 N KZ030 и спецификации к нему от 21.03.2013 N 01 на сумму 103 420,80 долларов США и от 06.04.2013 N 02 на сумму 64 622,55 долларов США (с переводом);
- коммерческие инвойсы от 21.03.2013 N VN-01 на сумму 103 420,80 долларов США с переводом, от 06.04.2013 N VN-02 на сумму 64 622,55 долларов США с переводом;
- коносаменты;
- паспорт сделки от 21.03.2013 N 13030011/2518/0000/2/1;
- упаковочные листы с переводом;
- прайс-листы производителя с переводом;
- экспортные декларации;
- пояснительное письмо о качественных характеристиках товара;
- транспортные накладные.
В ходе таможенного оформления таможня не согласилась с заявленной таможенной стоимостью и приняла решения от 07.05.2013 и 21.05.2013 о проведении дополнительной проверки с указанием причин принятия таких решений (низкий уровень таможенной стоимости), перечня документов, которые необходимо дополнительно представить в срок до 05.07.2013 по ДТ N 10309200/060513/0006575 и до 20.07.2013 по ДТ N 10309200/210513/0007491 (экспортной декларации, заверенной официальным органом страны отправления; прайс-листа производителя либо его коммерческого предложения, представляющего собой открытую оферту неограниченному кругу лиц; банковских платежных документов, подтверждающих оплату за товар по данной поставке; бухгалтерских документов об оприходовании товара (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта); ведомости банковского контроля).
После внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (124 285 рублей 40 копеек по ДТ N 10309200/060513/0006575 и 253 081 рубль 63 копейки по ДТ N 10309200/210513/0007491), товары выпущены таможней в свободное обращение.
В соответствии с решениями о проведении дополнительной проверки таможне представлены (вх. N 2622 от 14.05.2013 и вх. N 2835 от 22.05.2013) дополнительно запрашиваемые документы, в том числе и ранее представленные: прайс-лист с переводом, экспортные декларации; заявление на перевод от 07.05.2013 N 1, бухгалтерские документы: выписка из ОС по счету 41.01, товарная накладная об оприходовании товаров на склад, справка расчет рублевой суммы документа, отражение НДС, таможенной пошлины и таможенного сбора в бухгалтерском учете.
Таможня приняла решения от 05.06.2013 по ДТ N 10309200/060513/0006575 и от 18.06.2013 по ДТ 10309200/210513/0007491 о корректировке таможенной стоимости товаров из-за отсутствия ее документального подтверждения. О принятых решениях таможня сообщила заявителю путем направления решений о корректировке таможенной стоимости в его адрес.
В связи с отказом заявителя откорректировать таможенную стоимость, таможня 18.06.2013 самостоятельно откорректировала таможенную стоимость товаров в рамках третьего метода определения таможенной стоимости (метода по стоимости сделки с однородными товарами).
Вышеуказанные действия таможни по корректировке таможенной стоимости, выразившиеся в принятии решений о корректировке таможенной стоимости от 05.06.2013 и от 18.06.2013, а также самостоятельном осуществлении корректировки таможенной стоимости, путем заполнения 18.06.2013 бланков КТС и ДТС-2 обжалованы заявителем в суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применили нормы права и приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне Глав государств от 27.11.2009 N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).
Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (вступившим в силу с 01.01.2011).
В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.
Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Таможенного кодекса Таможенного союза).
По смыслу статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Согласно статье 111 Таможенного кодекса Таможенного союза полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу обязан доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
Суды установили, что общество представило все необходимые документы, из которых следует, что расчет таможенной стоимости товаров оно произвело на основании цены, фактически уплаченной продавцу.
При определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
Судебные инстанции оценили доводы таможни о недостаточности документов, представленных обществом для подтверждения заявленной стоимости товара, и сделали вывод о том, что обществом представлены все документы, которые позволяют определить товар, его количество и цену и необходимы для достоверного определения таможенной стоимости товара. Необходимость в иных документах для определения таможенной стоимости по первому методу таможня не доказала.
Суды не выявил противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в представленных документах, указали, что представленные обществом в таможенный орган документы не содержат признаки недостоверности, и сделали вывод о надлежащем подтверждении заявленной таможенной стоимости товаров.
Суды установили, что таможенная стоимость товаров определена на основании цены, подлежащей уплате иностранному поставщику, соответствующей размеру фактурной стоимости в графах N 42 ДТ и суммах в инвойсах поставщика. Доказательства того, что общество по контракту уплатило цену больше заявленной, таможня не представила. Необходимость в иных документах для определения таможенной стоимости по первому методу таможня не доказала.
Судебные инстанции проверили довод таможни о низком ценовом уровне и обоснованно отклонили его. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке общества с компанией CHANGZHOU HOMEYEAR DECORATION MATERIALS CO. LTD (Китай), не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Судебные инстанции полно, всесторонне и объективно оценили представленные сторонами доказательства и сделали вывод о том, что таможня не представила надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, и соблюдения последовательности применения методов определения таможенной стоимости.
Таможня не доказала правомерность действий по отказу в принятии таможенной стоимости товаров, заявленной по первому методу, и при корректировке использовала ценовую информацию на товары, не полностью соответствующие по сопоставимым условиям товарам, ввезенным обществом.
Доводы кассационной жалобы таможни не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А32-23268/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.