Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Общий мониторинг соблюдения прав и интересов детей в Республике Татарстан в 2022 году
2.1. Основные демографические тенденции и действия, направленные на наилучшее обеспечение прав ребёнка в Республике Татарстан в 2022 году
Сегодня Татарстан - один из опорных регионов многонациональной России. Республика, благодаря высококвалифицированным кадрам, созданному мощному производственному комплексу, развитой инфраструктуре, сохраняет своё устойчивое социально-экономическое развитие. Здесь обеспечиваются социальные гарантии и реализуются все намеченные национальные проекты и республиканские программы, нацеленные на повышение качества жизни людей.
По официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность населения республики на 1 января 2022 года составила 3886395 человек (на 01.01.2021 г. - 3894120).
По итогам 2022 года Республика Татарстан:
занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе по низким показателям общей смертности и убыли населения;
в Российской Федерации входит в двадцатку лидеров по низким показателям смертности населения (16-е место из 85);
занимает 10-е место среди субъектов РФ и 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа по показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении (2021 год - 14-е место в РФ и 1-е место в ПФО).
По оперативным данным показатель рождаемости составил 9,4 на 1000 населения (на 10,5% ниже показателя в 2021 году (10,5)), что выше показателя в целом по ПФО (8,3) и по Российской Федерации (9,0). Естественная убыль на 1000 человек населения по Республике Татарстан составила -2,2, что лучше показателя в целом по ПФО (-5,4) и по Российской Федерации (-4,2).
Детское население республики по состоянию на начало 2022 года составило 851 261 человек, или 21,9% общей численности населения, и увеличилось по сравнению с 2020 годом на 7552 ребенка. Анализ статистических данных с 2010 года свидетельствует о ежегодном увеличении общей численности детского населения республики.
"Динамика детского населения за 2018-2022 годы в целом и по возрастам"
Количество малолетних детей (в возрасте от 0 до 13 лет включительно) составило 688115 человек, подростков (в возрасте от 14 до 17 лет включительно) - 155594 человека.
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан в 2022 году зарегистрировано 36924 акта о рождении, что на 10% меньше, чем в 2021 году (41216). В Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, отмечается снижение уровня рождаемости.
Суммарный коэффициент рождаемости в 2022 году составил 1,54 (в 2021 году - 1,57; 2020 году - 1,54; 2019 - 1,54).
"Динамика рождаемости в Республике Татарстан в 2018-2022 годах (человек)"
Благодаря принимаемым мерам, в Республике Татарстан наблюдается рост рождений третьих и последующих детей на 1-2% ежегодно. В результате растёт количество многодетных семей. За 10 лет их число выросло на 70%: с 24,8 тыс. семей (на 1 января 2012 года) до 41,9 тыс. семей (на 1 декабря 2022 года).
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан, по итогам 2022 года в республике 14294 ребенка (39%) являются первенцами, 13001 (35%) - вторыми детьми, 7208 (19%) - третьими, 2421 (7%) - четвертыми и более.
"Доля рождения первых и последующих детей в 2022 году"
По данным Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан сохраняется тенденция увеличения количества заключенных браков. Число зарегистрированных в 2022 году браков составило 27428, что на 11,3% больше, чем за 2021 год (24651).
Число случаев регистрации расторжения браков осталось на уровне 2021 года и составило 14567 актов (2021 год - 14876). Статистические данные о соотношении браков и разводов в 2022 году свидетельствуют о том, что на 1000 заключенных браков приходится 531 развод (2021 год - 603 развода).
Данный показатель с 2017 по 2021 годы увеличивался: 2017 год - 503, 2018 год - 541, 2019 год - 551, 2020 год - 587, 2021 - 603. В 2022 году впервые наметилась тенденция снижения.
"Динамика зарегистрированных браков и разводов в Республике Татарстан в 2018-2022 годах"
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития. Сюда включается обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В 2022 году в Татарстане в полном объеме реализованы национальные проекты, а также республиканские программы, направленные на повышение качества жизни. Их 44. Из бюджета Татарстана выделено более 46 млрд рублей. В центре внимания и заботы - семья, дети.
Выполнены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и благоустройству объектов социально-культурной сферы. Это красивые и современные школы, ресурсные центры и общежития, ФАПы и стационары, дома культуры и подростковые клубы, спортивные площадки и лыжные базы, детские оздоровительные лагеря и многие другие объекты. Это и так необходимые молодым семьям детские сады. За последние 4 года в Татарстане, благодаря полученному финансированию, на реализацию нацпроекта "Демография" построено 58 детсадов, в которых создано 11990 мест (5745 из них ясельные).
В республике оказываются беспрецедентные меры социальной поддержки многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, находящимся в социально опасном положении, одиноким родителям, пенсионерам.
В Республике Татарстан общая численность многодетных семей в настоящее время составляет 42203 семьи, в том числе детей - 134279 человек, в том числе:
- семьи с 3 детьми - 36581 семья;
- семьи с 4 детьми - 4115 семей;
- семьи с 5 детьми - 1123 семьи;
- семьи с 6 детьми - 268 семей;
- семьи с 7 детьми - 82 семьи;
- семьи с 8 детьми - 29 семей;
- семьи с 9 детьми - 3 семьи;
- семьи с 10 детьми - 2 семьи.
Всего в Республике Татарстан реализуется 61 мера социальной поддержки, в т.ч. 6 федеральных, предоставляемых 0,41 млн. человек, и 55 региональных - 0,87 млн. получателей.
В целях преодоления сложившейся негативной демографической ситуации в Республике Татарстан введены дополнительные денежные выплаты:
- единовременные выплаты женщинам, проживающим на селе, при рождении: первого ребенка женщинам до 25 лет - 50 тыс. рублей, третьего ребенка женщинам до 29 лет - 100 тыс. рублей. Охват с 2018 года - 10,8 тыс. женщин;
- 100%-компенсация оплаты за детский сад многодетным семьям с доходами ниже ПМ на душу населения (2022 г. - 11832 руб.). Охват в 2022 г. - 6,2 тыс. детей;
- электронный сертификат на лекарственные средства в размере 10 тыс. руб. в год детям в возрасте до 3 лет из семей с доходами ниже ПМ на душу населения (2022 г. - 11832 руб.). Получатели в 2022 г. - 23,8 тыс. детей;
- комплекты детских принадлежностей для семей с новорожденными с доходами ниже ПМ на душу населения (2022 г. - 11832 руб.). Охват в 2022 году - 2,8 тыс. детей.
Общие затраты республиканского бюджета на выплату денежной компенсации в сумме 200000 рублей, выплачиваемой при рождении, а также при усыновлении (удочерении) каждого ребенка в семье, участвующей в программе социальной ипотеки, составили 475,1 млн. рублей
В 2022 году в Республике Татарстан для семей, где воспитывают или воспитали семерых и более детей (при наличии не менее одного несовершеннолетнего ребенка) учреждена новая государственная награда - медаль "Родительская доблесть". Одному из родителей (усыновителей), награжденному медалью, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей. На конец 2022 года медалью "Родительская доблесть" награждены 9 семей.
Значимыми мероприятиями в рамках национальных проектов в 2022 году стали:
"Демография":
- строительство детского сада в г. Казани на 220 мест (20222023 годы);
- строительство крытого катка с искусственным льдом в п. г. т. Алексеевское (2021-2022 годы);
- модернизация Центра занятости в г. Кукмор;
- закупка оборудования и экипировки для 18 спортивных учреждений республики;
- оснащение площадок для сдачи нормативов ГТО специальным оборудованием в Альметьевском, Кайбицком, Лениногорском, Рыбно-Слободском, Тетюшском, Верхнеуслонском районах;
- предоставление выплат (пособий) отдельным категориям семей, воспитывающих детей.
"Здравоохранение":
- строительство и капитальный ремонт 49 объектов первичного звена здравоохранения:
29 ФАПов, две поликлиники, две врачебные амбулатории, один офис врача общей практики и врача педиатра;
капитальный ремонт 15 медицинских организаций;
- закупка 3616 единиц оборудования и 22 единиц транспорта для сосудистых центров, онкологического диспансера и организаций первичного звена здравоохранения.
"Образование":
строительство школы на 100 мест в с. Шильнебаш Тукаевского района РТ (2022-2023 годы);
закупка оборудования и средств обучения для создания 117 центров "Точка роста" и детского технопарка "Кванториум";
закупка 1327 единиц компьютерной техники для создания центров цифрового образования детей в 52 образовательных организациях;
создание 12 мастерских в шести учреждениях среднего профессионального образования;
открытие детского технопарка "Кванториум" в лицее N 2 Бугульминского района и центра цифрового образования детей "IT-куб" в ОЭЗ "Алабуга".
"Культура":
- строительство 3 сельских домов культуры в Арском, Бавлинском и Зеленодольском районах;
- строительство 2 центров культурного развития в г. Елабуге и в г. Зеленодольске (2021-2022 годы);
- строительство культурно-досугового центра в с. Катмыш Мамадышского района;
- строительство многофункционального центра в д. Старая Задоровка Дрожжановского района;
- реконструкция школы искусств в г. Арск;
- реконструкция Театра юного зрителя в г. Нижнекамск;
- реконструкция районного дома культуры в г. Буинск (2022-2023 годы);
- капитальный ремонт 2 сельских домов культуры в Кукморском районе и МБУК "Музей Лаишевского края имени Г.Р. Державина";
- закупка оборудования для 5 модельных муниципальных библиотек в Тюлячинском, Апастовском, Чистопольском, Актанышском и Альметьевском районах;
- закупка оборудования для 3 виртуальных концертных залов в Менделеевском, Нижнекамском и Буинском районах.
- закупка музыкальных инструментов, оборудования, нотной литературы для 14 образовательных учреждений в сфере культуры.
"Жильё и городская среда":
- система водоснабжения с водозаборным узлом г. Нурлат (2022-2024 годы);
- объездная дорога под мостом через р. Мелекеска в г. Набережные Челны (2022-2023 годы);
- магистральная улица общегородского значения в продолжение проспекта Московский до ул. Хади Такташа. Мостовой переход через р. Челна (2022-2024 годы);
- реконструкция очистных сооружений ЖК "Усадьба Царево" в Пестречинском районе (2021-2022 годы);
- благоустройство 34 парков и скверов;
- приобретение 29 квартир для расселения 71 человека из муниципальных помещений аварийного жилищного фонда в Агрызском, Актанышском, Арском, Елабужском, Кукморском, Мензелинском и Сабинском районах.
Установленный Минстроем России целевой показатель ввода жилья на 2022 год по Республике Татарстан в объёме 3092 тыс. кв. м выполнен: "на конец года Татарстан перевыполнил план на 12,2% к запланированным ранее показателям на текущую дату", - сообщил Алексей Фролов.
Самые большие объёмы в индивидуальном жилищном! строительстве - 2 млн 239 тыс. кв. м, в многоквартирном инвестиционном жилье - 747 тыс. кв. м. По социальной ипотеке введено 105,8 тыс. кв. м.
По оперативным данным Министерства финансов Республики Татарстан, общие расходы бюджета республики на оказание мер социальной поддержки детей и семей с детьми, предусмотренных действующим законодательством Республики Татарстан, в 2022 году составили 12296,7 млн рублей (в 2021 - 8199,3 млн рублей, 2020 -7015,6 млн рублей).
В настоящее время на федеральном и региональных уровнях предпринимается комплекс мер для увеличения рождаемости с целью прироста населения страны.
Семья - наше самое большое богатство. Это основа сильного государства, связующая нить между поколениями, важнейшая составляющая повышения рождаемости и роста демографии.
Сегодня среди основных причин низкой рождаемости названы:
- ослабление потребности в детях, распространение семей, не желающих, даже при благоприятных условиях, иметь двоих, тем более троих детей;
- восприятие условий жизни как неблагоприятных для рождения детей, которое связано как с объективными жизненными трудностями, так и с повышенным уровнем притязаний, низкой ценностью нескольких детей по сравнению с другими жизненными целями.
Учитывая важность решения жилищного вопроса для многодетных семей, Уполномоченным по правам ребёнка направлены обращения в федеральные органы власти с просьбой поддержать инициативу о формировании государственного жилищного фонда и предоставлении многодетным семьям государственного жилья по социальному найму. Данное решение стало бы одним из возможных вариантов улучшения жилищных условий многодетной семьи и способствовало улучшению демографической ситуации в Российской Федерации в целом.
В ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: "В России наблюдается крайне сложная демографическая ситуация, и правительству необходимо разработать дополнительные меры "кардинального характера" для поддержки семей с детьми".
В современных условиях для эффективности мер поддержки рождаемости требуется очень широкий набор самых разнообразных мер, которые смогут ответить на запросы самых разных семей.
В этой связи, одним из способов стимулирования рождаемости было бы уместным установление в России официального Дня беременных с закреплением его в календаре. Так как беременность протекает 9 месяцев, то установление Дня беременных 7 апреля и 7 октября на любом сроке беременности затронет каждую беременную женщину. Таким образом, официальное установление Дня беременных может стать еще одной мерой, направленной на преодоление демографического кризиса в России.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" Уполномоченным по правам ребёнка также было предложено ввести в Российской Федерации Всероссийского праздника благодарности родителям "Спасибо за жизнь!".
Инициатива проведения Всероссийского праздника благодарности родителям "Спасибо за жизнь!" проявлена в ходе двухмесячных стратегических сессий Демографического форума "Генерация-2050", организованного при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов и Правительства Республики Татарстан.
На Форуме была составлена дорожная карта с инициативой о Празднике, которая была представлена членам большого жюри и получила поддержку.
Введение данного Праздника будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений, укреплению семьи, связи поколений и будет иметь следующие эффекты:
для родителей - улучшение отношений с детьми, благодарных родителям и любящих жизнь детей, мотивация самим быть ещё лучше, профилактика одинокой старости;
для детей - радость от общения с родителями, мотивация радовать родителей, тёплые отношения в семье, умение правильно выражать свои чувства;
для государства - создание особенной культуры отношения детей к родителям, укрепление семейных ценностей, профилактика семейного неблагополучия, улучшение демографических показателей (снижение числа разводов, абортов, брошенных родителей, зависимостей и др.).
Согласно Конституции Российской Федерации семья, материнство и детство представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации.
Учитывая изложенное, для защиты конституционно значимых ценностей Уполномоченным по правам ребёнка были инициированы обращения в адрес Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин поддержать предложения о введении в Российской Федерации Всероссийского праздника благодарности родителям "Спасибо за жизнь!" и установлении в России официального Дня беременных с закреплением его в календаре.
2.2. Обзор новаций федерального и республиканского законодательства в области прав и интересов ребёнка в 2022 году
С учетом ситуации в стране и в мире в целом, связанной со специальной военной операцией, на законодательном уровне было продолжено принятие нормативных актов, направленных на социальную поддержку семей мобилизованных граждан и семей с детьми.
На федеральном уровне получили своё регламентирование следующие вопросы.
Федеральный закон от 11.06.2022 N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Данный Федеральный закон установил бесплатный проезд в пригородном сообщении детям в возрасте до 7 лет. Ранее таким правом могли пользоваться пассажиры с детьми в возрасте не старше 5 лет.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" урегулирован вопрос признания нуждающимися членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, который в период прохождения военной службы не был признан нуждающимся в жилье, но с учетом детей, рождённых после его гибели (смерти), имел бы основания для признания нуждающимся в жилых помещениях.
Прописан механизм реализации жилищных прав детей умерших (погибших) военнослужащих, родившихся после их гибели (смерти), если члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего сняты с учёта нуждающихся в жилье в связи с предоставлением им жилых помещений, либо жилищной субсидии без учёта таких детей.
Также увеличен максимальный размер пособия по уходу за ребёнком матерям, проходящим военную службу по контракту.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 293-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен порядок регистрации по адресам администраций муниципальных образований лиц из числа детей-сирот, не имеющих мест, где они постоянно или преимущественно проживают.
Также предусмотрено, что лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, до фактического предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений или до исключения их из списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1 указанной статьи, а также лица, указанные в пункте 9 статьи 8 данного Федерального закона, по их заявлению регистрируются по месту жительства по адресу местной администрации или территориального органа местной администрации (при его наличии) муниципального образования, на территории которого они проживают, в субъекте РФ, где они включены в список, в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 294-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрена социальная поддержка лиц, достигших 18 лет, оставшихся без родителей.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, потерявшие в период обучения обоих родителей, обучающиеся по образовательным программам основного и среднего общего образования за счёт средств бюджетов, зачисляются на полное гособеспечение до завершения обучения.
Лица, потерявшие в период обучения родителей, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам на платной основе, имеют право перехода на бесплатное обучение.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 296-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" льготным категориям граждан предоставлено преимущественное право зачисления на обучение по образовательным программам среднего профобразования.
Льгота предоставлена, в том числе, детям-сиротам, детям-инвалидам, детям погибших военнослужащих. Ранее у них было право на приоритетное зачисление только в вузы.
Право на льготное зачисление в техникумы и колледжи получили 13 социально незащищённых категорий. Преимущество отдаётся при успешном прохождении вступительных экзаменов.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 299-ФЗ "О внесении изменений в статью 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются учредителями таких организаций бесплатным двухразовым питанием за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иных источников финансирования.
Кроме этого, законом для указанных лиц предусмотрена возможность замены бесплатного двухразового питания денежной компенсацией.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 301-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что решение об открытии группы продленного дня и режиме пребывания в ней принимается образовательной организацией в порядке, определенном её уставом, с учётом мнения родителей (законных представителей) обучающихся.
Также определены виды деятельности, которые могут проводиться в группе продленного дня, в числе которых присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 309-ФЗ "О внесении изменения в статью 155-1 Семейного кодекса Российской Федерации" органы опеки и попечительства правомочны исполнять обязанности законного представителя в отношении несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне зависимости от вида организации для детей-сирот, выпускниками которой они будут являться.
Из пункта 4 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации исключено указание на конкретный вид организации для детей-сирот, по завершении пребывания в котором до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребёнка возлагается на органы опеки и попечительства.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" один из родителей ребёнка-инвалида наделен правом на совместную госпитализацию с предоставлением бесплатного спального места и питания, независимо от возраста ребёнка.
Право на бесплатное совместное нахождение с ребёнком-инвалидом в медицинской организации, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, предоставляется также иному члену семьи или иному законному представителю.
Плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено право граждан получать социальный налоговый вычет по НДФЛ за медицинские услуги по расходам на детей, в том числе усыновленных.
Ранее вычет можно было заявить на ребёнка возрастом до 18 лет. Теперь гражданин может получить социальный налоговый вычет также по расходам на детей возрастом до 24 лет. Для этого они должны проходить очную форму обучения в образовательных организациях. Указанная поправка применяется к расходам, понесённым с 2022 года.
При этом взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам добровольного страхования своих детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме, также будут учитываться при предоставлении социального налогового вычета за медицинские услуги по расходам на них.
Данный вычет также распространяется на граждан, несущих обязанности опекуна или попечителя над другим лицом, который был его подопечным, после прекращения опеки или попечительства, то есть до 24 лет при соблюдении указанных выше условий.
Федеральным законом от 14.07.2022 N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" продлена программа господдержки семей с детьми. Речь идет о выплате 450 тыс. руб. на погашение ипотеки. Право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года родились третий ребёнок или последующие дети и которые являются заёмщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Уточнены условия получения выплаты. В частности, кредитный договор должен быть заключен до 1 июля 2024 г. Расширен перечень лиц, в собственность которых может быть оформлено жилое помещение при покупке доли (долей) в таком объекте недвижимости. Теперь, помимо собственности супруга или общей собственности супругов, оно может быть также оформлено в общую собственность супруга и его ребёнка (детей) либо в общую собственность супругов и их ребёнка (детей).
Федеральным законом от 04.08.2022 N 361-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" разрешено оплачивать материнским капиталом получение ребёнком образования у индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный предприниматель должен иметь лицензию на образовательную деятельность.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 469-ФЗ "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 1 января 2023 г. лекарственное обеспечение детей с орфанными заболеваниями будет осуществляться за счет фонда "Круг добра".
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и направленные на реализацию положений закона, вступают в силу в сроки, установленные указанными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 475-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" закреплена возможность направления средств материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты до достижения ребёнком возраста трёх лет, независимо от очередности его рождения.
Средства маткапитала могут направляться на получение ежемесячной выплаты при условии, что размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ на дату обращения за назначением выплаты. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трёх лет ежемесячная выплата может быть назначена на каждого ребёнка.
Также законом внесены изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", которыми из него исключены положения о ежемесячной выплате в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка.
Кроме этого, уточняется, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка возникает в случае, если ребёнок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 года и является гражданином РФ.
Право на получение ранее назначенной ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребёнка сохраняется за гражданами до окончания периода, на который указанная выплата была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка.
Федеральным законом от 07.10.2022 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 166 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что граждане России, заключившие контракт о прохождении военной службы в связи с призывом по мобилизации, и члены их семей до прекращения действия указанного контракта освобождаются от начисления пеней в случае несвоевременного или неполного внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взноса на капремонт.
Федеральным законом от 05.12.2022 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен запрет на распространение информации, пропагандирующей либо демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения и предпочтения, педофилию, смену пола.
Соответствующие изменения внесены, в том числе, в законы РФ "О средствах массовой информации" и "О защите прав потребителей", в федеральные законы "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О рекламе", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Федеральным законом от 05.12.2022 N 491-ФЗ "О внесении изменения в статью 262 Трудового кодекса Российской Федерации" закреплено право лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, на дополнительные оплачиваемые выходные дни.
Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению. Однократно в течение календарного года можно взять до 24 дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней. Оплата каждого такого дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Федеральный закон от 05.12.2022 N 508-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" о направлении маткапитала на образовательные услуги без предоставления в ПФР договоров об оказании платных услуг. Родители могут направлять средства маткапитала на образование детей онлайн без лишних справок. ПФР самостоятельно запрашивает необходимые сведения у образовательной организации, с которой заключено соглашение об обмене данными.
Указом Президента РФ от 09.05.2022 N 268 "О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов" введена специальная квота в размере 10% общего объёма контрольных цифр приёма в вузы на бюджетной основе по каждой специальности или каждому направлению подготовки для детей силовиков, участвующих (участвовавших) в спецоперации на территориях ДНР, ЛНР и Украины, в т.ч. погибших при исполнении обязанностей.
В пределах данной квоты детям военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, не нужно будет сдавать вступительные экзамены (за исключением дополнительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности). Дети иных участников спецоперации принимаются по итогам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно.
Также без вступительных экзаменов дети военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, должны приниматься в военные образовательные учреждения со специальными наименованиями.
Указом Президента РФ от 15.12.2022 N 920 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 5 января 2021 г. N 16 "О создании Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями "Круг добра" и в состав попечительского совета Фонда, утвержденный этим Указом" определено, что Фондом "Круг добра" будет оказываться поддержка детям в течение года после достижения ими возраста 18 лет, если до совершеннолетия они получали поддержку от Фонда.
Новациями среди подзаконных нормативных актов, затрагивающих права и интересы детей, стали следующие акты Правительства Российской Федерации:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1180 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесено изменение в пункт 3 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. N 2579 "Об утверждении Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям, компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также предоставления Пенсионному фонду Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Постановлением на 1 января 2023 года перенесены сроки предоставления мер социальной поддержки с помощью портала Госуслуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2022 N 1247 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" упрощен порядок рефинансирования ипотечных кредитов с помощью средств материнского капитала.
Так, справка от рефинансирующего банка, которая подтверждает направление средств материнского капитала на погашение первоначального кредита, исключена из перечня документов, предоставляемых в Пенсионный фонд РФ.
В случае направления средств материнского капитала на рефинансирование ипотечного кредита лицу, получившему сертификат, достаточно предоставить в Пенсионный фонд РФ документ, подтверждающий получение денежных средств по договору ранее предоставленного займа на приобретение (строительство) жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 N 1933 "Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации" определено, что доходы мобилизованных не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для получения мер социальной поддержки.
Речь идет о таких мерах поддержки, как пособия женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет, выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, социальный контракт.
Помощь государства получают семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека в регионе.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2022 N 769 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 и об особенностях осуществления некоторых мер социальной поддержки" установлено, что при расчёте нуждаемости для получения ежемесячной выплаты на детей от 3 до 7 лет, а также в связи с рождением или усыновлением первого и второго ребёнка, доход члена семьи, уволенного после 1 марта 2022 года и признанного безработным, учитываться не будет.
Постановлением Правительства России от 29.10.2022 N 1933 установлено, что доходы мобилизованных не будут учитываться при оценке нуждаемости их семей для получения мер социальной поддержки.
Помощь государства получат семьи, в которых среднедушевой доход меньше прожиточного минимума на человека в регионе. Речь идёт о таких мерах поддержки, как пособия беременным женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет включительно и от 8 до 17 лет, выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребёнка, социальный контракт.
Постановлением Правительства России от 19.12.2022 N 2343 установлено: в 2023 и 2024 годах безработные граждане, сотрудники, находящиеся под риском увольнения, отдельные категории граждан в возрасте до 35 лет, люди старше 50 лет, женщины с маленькими детьми смогут пройти бесплатное переобучение или получить дополнительное профессиональное образование по наиболее востребованным профессиям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 N 3731-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год" утвержден перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год.
Перечень подготовлен в целях реализации пункта 3 части 5 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата", согласно которому с использованием электронного сертификата могут приобретаться также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, определяемые Правительством.
Приказом Рособрнадзора от 12.01.2022 N 24 "О внесении изменений в Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831" предусмотрено, что государственным и муниципальным общеобразовательным организациям на своих сайтах необходимо создать подраздел "Организация питания в образовательной организации". Подраздел должен содержать информацию об условиях питания обучающихся, в том числе: меню ежедневного горячего питания; информацию о наличии диетического меню в образовательной организации; перечни юр. лиц и ИП, оказывающих услуги по организации питания в общеобразовательной организации; перечни юр. лиц и ИП, поставляющих (реализующих) пищевые продукты и продовольственное сырьё в общеобразовательную организацию; форму обратной связи для родителей обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2022 г. N 258н "О внесении изменений в Правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 июля 2021 г. N 512н" закреплены нормы о сохранении социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца детям-инвалидам, инвалидам с детства и детям в период их временного трудоустройства в свободное от учёбы время и участия в общественных работах по направлению службы занятости. Доплата сохраняется до окончания обучения, но не дольше чем до достижения данными лицами 23 лет.
Законодательство Республики Татарстан в 2022 году было отмечено принятием следующих наиболее значимых нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы детей.
Законом Республики Татарстан от 21.03.2022 N 8-ЗРТ "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Татарстан "Об образовании" расширены полномочия органов государственной власти Республики Татарстан в сфере образования. Они дополнительно наделены правами на организацию предоставления профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах образовательной программы среднего общего образования, реализуемых в образовательных организациях республики, а также на предоставление господдержки профессионального обучения по вышеуказанным программам подготовки, реализуемым в муниципальных образовательных организациях.
Законом Республики Татарстан от 29.04.2022 N 26-ЗРТ "Об отдельных мерах по защите прав и законных интересов ребёнка в Республике Татарстан" урегулированы правоотношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребёнка в Республике Татарстан, в пределах полномочий, отнесенных к полномочиям субъектов РФ.
Так, к полномочиям Госсовета РТ отнесено законодательное регулирование в области защиты прав и законных интересов ребёнка; контроль за исполнением данного законодательства и иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ и РТ.
К полномочиям Кабмина РТ отнесено утверждение госпрограмм в данной области, установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций республики, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей; определение органа исполнительной власти, ответственного за разработку и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов для прохождения группами туристов с участием детей; иные полномочия.
Принятие органом власти решения о реорганизации, реконструкции или модернизации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медпомощи, профилактики заболеваний у детей, их соцзащиты и соцобслуживания.
Органы исполнительной власти при принятии решений по вопросам социально-экономического развития республики должны учитывать нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.
Имущество, которое является госсобственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей, и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медпомощи детям и профилактики заболеваний у них, соцзащиты и соцобслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
Законом Республики Татарстан от 25.07.2022 N 45-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 32 и 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан" введено ограничение для бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей.
Они смогут претендовать на земли, только если на день подачи заявления указанные граждане состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и срок проживания одного из родителей или единственного родителя на территории Республики Татарстан составляет не менее пяти лет.
Необходимость соблюдения данных условий устанавливается только для граждан, которые подадут заявление о предоставлении земельного участка после вступления поправок в силу.
Кроме того, уточнен перечень документов, необходимых для принятия решения о включении в списки граждан, имеющих право на получение земли. В перечень включен документ, подтверждающий, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя на территории республики на протяжении 5 лет (в случае отсутствия в паспорте заявителя отметки о его регистрации по месту жительства).
Законом Республики Татарстан от 02.11.2022 N 80-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан в части установления ограничения продажи несовершеннолетним отдельных товаров" запрещена продажа несовершеннолетним энергетических напитков и зажигалок.
В Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях закреплены два новых состава - несоблюдение ограничения розничной продажи несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков и несоблюдение ограничения розничной продажи несовершеннолетним товаров для личных и бытовых нужд граждан, содержащих сжиженный углеводородный газ.
Данные правонарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юрлиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Органы местного самоуправления наделены полномочиями по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о данных правонарушениях.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 28.01.2022 N 66 "О внесении изменений в отдельные постановления Кабинета Министров Республики Татарстан" установлено ежемесячное пособие членам семьи, имеющей пять и более детей в возрасте до 18 лет, в которой один или оба родителя являются инвалидами и (или) хотя бы один из детей является ребенком-инвалидом.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 21.10.2022 N 1126 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1051 "Об утверждении Порядка использования средств, предоставляемых в форме иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями Республики Татарстан медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики ..." утвержден порядок оказания медицинской помощи до получения указанной категорией граждан полиса обязательного медицинского страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.