Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2023 год
(утв. Федеральной службой судебных приставов 20 декабря 2022 г. N 70)
I. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена настоящая Программа
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется ФССП России и ее территориальными органами в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - контролируемые лица).
На протяжении 2022 года наблюдался рост числа юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр. За период с января по ноябрь их количество увеличилось почти на 6%.
Большая часть таких организаций зарегистрирована и функционирует в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, а также на территориях Удмуртской Республики, Чувашской Республики - Чувашии, Республики Татарстан, Свердловской, Новосибирской и Нижегородской областей, Краснодарского и Пермского краев. На указанные субъекты Российской Федерации приходится более половины всех юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр).
При этом наибольшее количество обращений граждан по вопросам деятельности лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан, в том числе содержащих информацию о нарушениях прав и законных интересов должников, в 2022 году принято к рассмотрению главными управлениями ФССП России по г. Москве, г. Санкт-Петербургу, Московской и Самарской областям.
По сравнению с 2021 годом в 2022 году наблюдался рост количества обращений по вопросам деятельности по возврату просроченной задолженности (количество обращений выросло более чем на 18%).
В рамках осуществления контрольных (надзорных) полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) за 11 месяцев 2022 года проведено 42 контрольных (надзорных) мероприятия (5 плановых и 37 внеплановых проверок), что на 60% меньше по сравнению с 2021 годом, и 1 721 профилактическое мероприятие, в том числе объявлено 1 018 предостережений.
По нашедшим подтверждение фактам нарушения Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 230-ФЗ) должностными лицами ФССП России в отношении контролируемых лиц осуществлялись полномочия административной юрисдикции в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 9 Постановления N 336.
В рамках проводимой профилактической работы ФССП России и ее территориальные органы ориентируют контролируемых лиц на неукоснительное соблюдение положений Закона N 230-ФЗ.
В соответствии с Законом N 248-ФЗ (часть 1 статьи 8) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В целях профилактики возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган в рамках предоставленных законом полномочий использует различные инструменты воздействия на контролируемых лиц.
Так, в 2022 году территориальными органами ФССП России регулярно организовывались горячие линии и проводились консультации контролируемых лиц по вопросам возврата просроченной задолженности, содержания обязательных требований, порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий.
Разъяснительная работа активно велась также в средствах массовой информации.
Актуальные материалы по практике применения законодательства в соответствующей сфере деятельности регулярно размещались на официальном сайте ФССП России, а также на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.
Наряду с этим ФССП России осуществлялся постоянный контроль за поддержанием в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр, размещенного на официальном сайте ФССП России во вкладке "Перечень обязательных требований".
ФССП России в 2022 году в целях информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, а также недопущения нарушения прав и законных интересов должников и иных лиц, в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и пунктом 5 части 2 статьи 46 Закона N 248-ФЗ утверждено Руководство по соблюдению юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, обязательных требований.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 5 части 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ
В 2023 году ФССП России и ее территориальные органы продолжат активно проводить профилактическую работу для достижения целей, обозначенных в разделе II настоящей Программы.
II. Цели и задачи реализации настоящей Программы
Основными целями проведения профилактических мероприятий являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами;
устранение причин, факторов и условий, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, доведение до контролируемых лиц информации о способах их соблюдения.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов их устранения и снижения рисков их возникновения;
оценка состояния подконтрольной среды;
взаимосвязь видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий с характеристиками контролируемых лиц, в том числе присвоенной им категорией риска причинения вреда (ущерба).
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью контролируемых лиц, а также сроки (периодичность) их проведения, содержатся в приложении к настоящей Программе.
IV. Показатели результативности и эффективности
Основными показателями результативности и эффективности настоящей Программы являются:
1. Полнота информации, размещенной на официальном интернет-сайте контрольного органа в сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона N 248-ФЗ.
2. Количество проведенных профилактических мероприятий.
3. Количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
4. Доля контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц);
5. Доля исполнения (предотвращения правонарушений) контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Директор Федеральной службы |
Д.В. Аристов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) юридическими лицами, включенными в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, на 2023 год (утв. Федеральной службой судебных приставов 22 декабря 2020 г. N 70)
Опубликование:
-