г. Краснодар |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А32-20340/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от истца - заместителя прокурора Краснодарского края - Солдакова С.А. (удостоверение от 17.06.2012), от ответчика - администрации муниципального образования Динской район - Лямкиной А.В. (доверенность от 23.09.2013), от ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильченко Юрия Васильевича - Калединой Л.П. (доверенность от 19.08.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Краснодарагроальянс" - Ольховой Е.И. (доверенность от 26.03.2013), Гуща В.В. (доверенность от 17.07.2013), от Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Дикарева А.А. (доверенность от 26.03.2014), рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Краснодарагроальянс" и заместителя прокурора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2013 (судья Сумин Д.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 (судьи Пономарева И.В., Ванин В.В., Величко М.Г.) по делу N А32-20340/2013, установил следующее.
Заместитель прокурора Краснодарского края в интересах муниципального образования Динской район в лице администрации муниципального образования Динской район, неопределенного круга лиц (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ильченко Юрию Васильевичу (далее - глава хозяйства) о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков от 01.04.2013 N 8807000334 (кадастровый номер 23:07:1402000:592), N 8807000335 (кадастровый номер 23:07:1402000:593), N 8807000336 (кадастровый номер 23:07:1402000:594), N 8807000337 (кадастровый номер 23:07:1402000:595), N 8807000338 (кадастровый номер 23:07:1402000:588), N 8807000339 (кадастровый номер 23:07:1402000:586) (далее -спорные договоры) и о применении последствий недействительности (ничтожности) спорных договоров обязав главу хозяйства возвратить администрации земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:1402000:592, 23:07:1402000:593, 23:07:1402000:594, 23:07:1402000:595, 23:07:1402000:588 и 23:07:1402000:586.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Краснодарагроальянс" (далее - общество) и Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением суда от 01.10.2013, оставленным без изменения постановлением от 06.12.2013, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды указали, что законодательство не устанавливает обязанности по публикации сообщения о земельных участках, предполагаемых к передаче, при их предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам. Преимущественное право общества на заключение договора не нарушалось, поскольку договор аренды 2003 года заключен с существенным нарушением норм земельного законодательства. Проведение торгов не требуется при предоставлении земельных участков в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Прокурор и общество обжаловали судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просили суд кассационной инстанции решение и постановление отменить, требования прокурора удовлетворить.
Общество полагает, что нормы Закона N 74-ФЗ не отменяют порядка статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предусматривающего необходимость информирования неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельных участков. Закон N 74-ФЗ не регламентирует порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в том случае, когда на него одновременно претендуют специальный субъект (крестьянское (фермерское) хозяйство) и лицо, являющееся сельскохозяйственным производителем иной организационно-правой формы. Общество претендовало на спорные земельные участки одновременно с главой хозяйства, что обязывало администрацию провести торги. Администрация и департамент нарушили законодательство о конкуренции. Администрация не проводила зонирование земель сельскохозяйственного назначения на территории своего района. Глава хозяйства не осуществлял постановку спорных земельных участков на кадастровый учет за свой счет. В заявлении о предоставлении земельного участка глава указал на использование земельного участка для осуществления деятельности хозяйства, в то время как должен был указать на расширение хозяйства, с учетом наличия у него значительных по площади земельных участков и в заявлении не обосновал необходимость в предоставлении земельных участков в заявленном размере.
Прокурор считает, что нормы Закона N 74-ФЗ не отменяют порядка статьи 34 Земельного кодекса, предусматривающего необходимость информирования неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельных участков. Общество претендовало на спорные земельные участки одновременно с главой хозяйства, что обязывало администрацию провести торги. Администрация нарушила законодательство о конкуренции, и, кроме того, не проводила зонирование земель сельскохозяйственного назначения на территории своего района, что исключает возможность предоставления земельных участков в порядке Закона N 74-ФЗ.
В судебном заседании представители прокурора и общества настаивали на удовлетворении кассационных жалоб, представители администрации, департамента и главы хозяйства против удовлетворения жалобы возражали, по мотивам указанным в отзывах на кассационные жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав представителей, лиц, участвующих в деле Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что департамент передал земельный участок с кадастровым номером 23:07:1402000:25 по акту приема-передачи от 19.03.2013 администрации для распоряжения.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:07:1402000:592, 23:07:1402000:593, 23:07:1402000:586, 23:07:1402000:588, 23:07:1402000:595 и 23:07:1402000:594 образованы путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:25.
Собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:07:1402000:592, 23:07:1402000:593, 3:07:1402000:586, 23:07:1402000:588, 23:07:1402000:595 и 23:07:1402000:594 является Краснодарский край (свидетельства о государственной регистрации права от 28.03.2013 серии 23-АЛ N 560898, серии 23-АЛ N 560893, серии 23-АЛ N 560889, серии 23-АЛ N 560900, серии 23-АЛ N 560895, серии 23-АЛ N 560890).
01 апреля 2013 года администрация и глава хозяйства на основании постановления администрации от 01.04.2013 N 598 заключили спорные договоры.
Прокурор, считая, что сделки заключены с нарушением действующего земельного законодательства и нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, обратился с данным иском в арбитражный суд.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Согласно статье 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Законом N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона N 74-ФЗ, в силу которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Нормы статьи 81 Земельного кодекса и статьи 12 Закона N 74 позволяют заключить, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения на основании порядка, установленного специальным законом.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной главе Закона N 74. Они введены законодателем в целях обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Как установлено судами глава хозяйства подал в администрацию заявление о предоставлении в аренду земельных участков для целей сельскохозяйственного производства (т. 2, л. д. 5).
Общество обращалось в администрацию и департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:25 в аренду в порядке преимущественного права на заключение договора на новый срок. Обществу отказано в удовлетворении данных заявлений. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2009 по делу N А32-16323/2008 установлено, что в 2003 году Комитет имущественных отношений Динского района и общество подписали договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:07:1402000:0025, однако при его заключении были нарушены нормы земельного законодательства, в части публикации информации о предоставлении земельных участков. С учетом этого выводы судов о том, что общество не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, соответствуют действующему законодательству.
Кроме того, что общество не относится к специальным субъектам земельных правоотношений, которым земельные участки предоставляются в упрощенном режиме, без проведения торгов.
Вывод судебных инстанций о том, что в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ ответчик является субъектом, имеющим право на получение земельных участков без проведения торгов, является верным.
Доводы подателей жалобы о необходимости предварительно опубликовать информацию о намерении предоставить земельные участки и провести торги, при наличии двух претендентов на спорные земельные участки, один из которых специальный субъект (глава хозяйства), а другой таковым не является (общество), противоречат специальному законодательству (Закон N 74-ФЗ), а поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
Следует признать несостоятельными доводы о том, что глава хозяйства не осуществлял постановку спорных земельных участков на кадастровый учет, а потому не мог претендовать на них в порядке Закона N 74-ФЗ по следующим основаниям.
По смыслу статьи 12 Закона N 74-ФЗ, предполагающей утверждение и выдачу заявителю органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, заключение соответствующего договора, применение установленной статьей 12 Закона N 74-ФЗ процедуры возможно только по отношению к земельным участкам, не образованным в порядке, установленном главой I.1. Земельного кодекса.
Вместе с тем, многочисленной судебной практикой применения вышеназванных нормативных положений действие последних распространяется и на оборот образованных в смысле главы I.1. Земельного кодекса земельных участков.
Довод о нарушении конкурентного законодательства не влияет на порядок предоставления земельных участков, установленный Законом N 74-ФЗ.
Отклоняется довод общества о том, что в заявлении о предоставлении земельного участка глава указал на использование земельного участка для осуществления деятельности хозяйства, в то время как должен был указать на расширение хозяйства и не обосновал необходимость в предоставлении земельных участков в заявленном размере. В материалах дела имеется заявление главы хозяйства, с документами приложенными к нему в подтверждение обоснованности испрашиваемых земельных участков. Общество доказательств обратного не представило (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Соответствие выводов судебных инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 по делу N А32-20340/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.