г. Краснодар |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А22-1339/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - индивидуального предпринимателя Эрдниева Бориса Владимировича (ИНН 081407461463, ОГРН 311081721000020) - Аляева А.Н. (доверенность от 20.03.2014), в отсутствие ответчика - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605), третьих лиц: Министерства финансов Республики Калмыкия и Министерства экономического развития Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Эрдниева Бориса Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.09.2013 (судья Хазикова В.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А22-1339/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Эрдниев Б.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - Минэкономики республики) о взыскании 2 695 071 рубля 90 копеек, в том числе 2 261 500 рублей суммы субсидий, 366 198 рублей 04 копеек убытков, связанных с кредитными обязательствами, и 67 373 рублей 86 копеек неустойки в виде процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Калмыкия (далее - Минфин республики) и Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Решением от 27.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2014, в иске отказано. Суд первой инстанции указал, что поскольку справка-расчет на использование субсидий из федерального бюджета не согласована с Минэкономразвития России, основания для удовлетворения требования о взыскании субсидий отсутствуют. Апелляционный суд исходил из того, что порядок согласования справки-расчета не соблюден предпринимателем. В отношении требования о взыскании убытков не подтверждена причинно-следственная связь, поскольку заемные обязательства истца возникли до заключения спорных договоров.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что судебные акты ошибочно мотивированы отсутствием справки-расчета по вине предпринимателя. Согласование указанной справки является компетенцией уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предприниматель не может самостоятельно согласовать ее с Минэкономразвития России. Бездействие министерства, выраженное в несогласовании справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета, не является основанием для неисполнения договорных обязательств по перечислению субсидий. Предпринимателем представлены все необходимые документы для их получения, договоры о предоставлении субсидии заключены, однако министерство свои обязательства по перечислению субсидии не исполняет. Вывод судов об отсутствии причинно-следственной связи между действием ответчика и заявленными ко взысканию убытками не обоснован. В этой части требований суд не установил, на какие цели были использованы денежные средства, полученные в кредит, что имело существенное значение для разрешения спора.
Минэкономики республики в отзыве отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав поддержавшего жалобу представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 (далее - Порядок N 400), и на основании протокола от 30.11.2012 N 1 конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий предприниматель и Минэкономики республики заключили договоры от 25.12.2012 N 28 и 29 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования в размере 569 тыс. рублей и 1 692 500 рублей, соответственно.
Разделом 4 Порядка N 400 установлено два этапа перечисления денег победителям конкурсного отбора: в течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы, и в течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" (далее - Приказ N 198).
Поскольку министерство обязательства по заключенным договорам не исполнило, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судебные инстанции, установив несогласованность с Минэкономразвития России справки-расчета на использование субсидии из бюджета, предусмотренной Порядком N 400 и Приказом N 198, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом апелляционный суд указал, что порядок согласования справки-расчета не соблюден предпринимателем.
Суды обоснованно отметили, что убытки, связанные с исполнением заключенных предпринимателем договоров займа от 01.11.2012 N 88-2012 и кредита от 01.11.2012 N 8579-2381, не находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) министерства, так как заключены намного раньше, чем было принято решение конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства о предоставлении субсидии истцу. В этой части выводы судебных инстанций предпринимателем не опровергнуты, поэтому основания для их отмены отсутствуют.
Вместе с тем, отказывая в иске в части предоставлении субсидий на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, суды не учли следующее.
Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (далее - постановление N 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку-расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом N 198.
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на Минэкономики республики, а не на предпринимателе.
В пункте 3.8.12 Порядка N 400 перечислены условия для отказа в предоставлении субсидий субъектам предпринимательства, о которых ответчик не заявлял. Более того, министерство не отказывалось от выплаты субсидий предпринимателю, протокол от 30.11.2012 N 1 и спорные контракты не оспаривало.
Согласно пояснениям Минфина республики субсидии не предоставлены истцу в 2012 году в связи с поздним поступлением денежных средств на лицевой счет Минэкономики республики (21 и 29 декабря 2012 года), в связи с чем они не были освоены в текущем финансовом году.
Согласно пункту 26 постановления N 178 при наличии потребности в неиспользованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Минэкономразвития России может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В письме от 01.07.2013, адресованном ответчику, Минэкономразвития России указало следующее. На основании соглашения от 10.09.2012 N 080-МБ-12 Республике Калмыкия предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 50 450 тыс. рублей на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия в 2009 - 2012 году". По состоянию на 01.01.2013 остаток субсидий составил 50 450 тыс. рублей. Согласно совместному письму Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28 декабря 2011 года N 02-03-10/6022 и 42-7.4-05/5.4-838 с 1 апреля 2013 года остатки целевых средств, потребность в направлении которых на те же цели не подтверждена в установленном порядке соответствующим главным администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков, подлежат взысканию в федеральный бюджет. В связи с этим согласование справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета, предоставленной Республике Калмыкия, не представляется возможным. Просим обеспечить возврат средств в указанной сумме в доход федерального бюджета.
С учетом того, что финансирование спорных обязательств должно было производиться в большей части за счет средств федерального бюджета, однако справка-расчет на использование субсидий не была согласована, а средства - возвращены, требование предпринимателя о взыскании субсидий по сути является требованием о возмещении убытков. В связи этим судебные инстанции должны были исследовать вопросы, когда спорные средства были перечислены Республике Калмыкия (поскольку платежные документы в деле отсутствуют), почему Минэкономики республики не согласовало справку-расчет до 01.04.2013 и имеется ли вина ответчика в ненадлежащем исполнении своих обязательств. Суду также следует проверить факт заключения и реального исполнения предпринимателем лизинговых сделок.
Таким образом, судебные акты в части отказа во взыскании субсидий подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, в ходе которого судам следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами законодательства.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу N А22-1339/2013 в части отказа в иске о взыскании 2 261 500 рублей субсидии отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия. В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.