В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", на основании пунктов 3, 4 статьи 47 Федерального закона 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", во исполнение пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах правоприменительной практики министерством образования Магаданской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год.
2. Отделу надзора и контроля в сфере образования министерства образования Магаданской области (Шпилькина В.Н.) обеспечить размещение доклада на официальном сайте министерства образования Магаданской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования Шпилькину В.Н.
И.о. министра |
И.В. Горностаева |
Утвержден
приказом министерства образования
Магаданской области
от 28.03.2023 г. N 284/11-пр
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики министерством образования Магаданской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики министерством образования Магаданской области (далее - Министерство), осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования за 2022 год, подготовлен во исполнение пункта 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, на основании пунктов 3, 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики Министерством при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проводилось для решения следующих задач:
- выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
- анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
- обеспечение единообразных подходов к применению Министерством и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Министерство осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в соответствии с:
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования".
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Объектами государственного контроля (надзора) являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные по месту нахождения (индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту жительства) на территории Магаданской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на территории Магаданской области.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования ежегодно подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии вышеуказанных критериев вероятности несоблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 7 Положения N 997 отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Министерством ежегодно на основе сопоставления характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта государственного контроля (надзора) критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска Министерство (отдел надзора и контроля в сфере образования) в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска у такого объекта.
Выдача лицензии на осуществление образовательной деятельности является основанием для отнесения объекта государственного контроля (надзора) к низкой категории риска (в течение 5 рабочих дней с даты выдачи лицензии).
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
По состоянию на 31.12.2022 г. на территории Магаданской области общее количество контролируемых лиц, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, составило 187, из них:
- 47 дошкольных образовательных организаций;
- 55 общеобразовательных организаций;
- 18 профессиональных образовательных организаций;
- 1 филиал (профессиональная образовательная организация);
- 31 организация дополнительного образования;
- 4 организации дополнительного профессионального образования;
- 2 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 3 организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
- 22 иных юридических лица;
- 5 индивидуальных предпринимателей.
Министерством 182 подконтрольных субъекта (юридических лица и индивидуальных предпринимателя) отнесены к низкой категории риска, 4 - к средней. С высокой категорией риска объекты отсутствуют.
В течение 2022 года произошли 3 реорганизации образовательных организаций: 1 дошкольного учреждения в форме присоединения к основной общеобразовательной школе, 1 начальной школы в форме присоединения к средней общеобразовательной школе, 1 профессиональной образовательной организации в форме выделения. В 2022 году добавились 2 новых объекта государственного контроля (надзора) в сфере образования, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, и 3 объекта прекратили образовательную деятельность.
Перечень всех подконтрольных субъектов, отнесенных к средней и низкой категорий риска, размещен на официальном сайте Министерства https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/. Изменения, которые внесены в приказ от 01.07.2021 N 567/11-пр "Об отнесении к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно", также размещены на данной странице сайта.
Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
При формировании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2022 год Министерством учитывались категории риска и периодичность проверок для данной категории риска. В связи с тем, что период проверок в отношении объектов, отнесенных к средней категории риска, не наступил, проект плана Министерством не формировался.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Министерством разработан и утвержден План проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2022 год.
В срок до 01 сентября 2021 г. проект Плана был направлен на согласование в прокуратуру Магаданской области. Орган прокуратуры рассмотрел представленный проект Плана на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора). Министерству были даны предложения о пересмотре в отношении двух органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления сроков проверки, в связи с совпадением проверок с иными органами контроля. С учетом предложений проект Плана был доработан и направлен повторно в прокуратуру Магаданской области для формирования сводного плана проверок. План проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2022 год был согласован с прокуратурой Магаданской области, утвержден и размещен на сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в Едином реестре проверок.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", приказа министерства образования Магаданской области от 28.03.2022 N 294/11-пр "Об исключении из плана министерства образования Магаданской области проведения плановых проверок органов местного самоуправления на 2022 год" исключены из плана министерства образования Магаданской области на 2022 год 4 проверки органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления. Информация об исключении из Плана проведения проверок размещалась на официальном сайте Министерства в подразделах "Планы" и "Документы".
Разработка и издание приказов министерства образования Магаданской области о проведении проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и их содержание
Приказы Министерства о проведении проверок издавались на основании части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Типовая форма). Приказ содержал все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ и Типовой формы.
Формы проведения проверок (выездная и (или) документарная)
Формы проведения проверок определены Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Форма проведения проверки (документарная и (или) выездная) определяется из предмета и цели проверки.
В 2022 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ не проводились, в связи с отсутствием у Министерства соответствующих сведений.
Сроки проведения проверок и их соблюдение
Срок проведения проверок установлен частью 1 статьи 13 Федерального закона N 294-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Выездная проверка в отношении органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления длилась 5 рабочих дней.
В 2022 году проверки в отношении индивидуальных предпринимателей, объектов малого и среднего бизнеса не проводились.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение проверки, соблюдали права и законные интересы юридического лица в отношении которого проводилась проверка, установленные статьей 21 Федерального закона N 294-ФЗ:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от должностных лиц Министерства информацию, которая относилась к предмету проверки;
- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
- представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Министерство по собственной инициативе;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997, определен порядок подачи жалобы на решение контрольного (надзорного) органа в сфере образования, действие (бездействие) должностных лиц. На сайте Министерства размещены сведения о порядке досудебного обжалования решений министерства образования Магаданской области, действий (бездействия) его должностных лиц (https://minobr.49gov.ru/activities/control/appeal/).
В Государственной информационной системе "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС ТОР КНД) зарегистрированы все специалисты отдела надзора и контроля в сфере образования Министерства. Данная система позволяет в электронном виде рассмотреть жалобу на решение надзорного органа в рамках досудебного порядка подачи жалобы.
В 2022 году в министерство образования не поступали жалобы на решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) должностных лиц.
Оформление результатов проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
По результатам проверки должностными лицами Министерства, уполномоченными на проведение проверки, составляется акт по Типовой форме в двух экземплярах.
В акте указываются следующие сведения:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
В период проведения проверки при устранении выявленных нарушений в акт вносятся записи об устранении этих нарушений.
К акту проверки прилагаются заключения проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В журнале учета проверок должностными лицами Министерства осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
Уполномоченными должностными лицами Министерства информация о проведении проверки, результатах и принятых мерах вносилась в Автоматизированную систему "Единый реестр проверок" и Информационную систему, обеспечивающую автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (ИС АКНДПП).
Организация и проведение мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 997 в рамках осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) Министерством проводится сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у Министерства, в том числе данных которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:
- данные мониторинга системы образования;
- сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
- сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
- сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);
- сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (ФИС ГИА и Приема);
- сведения из ФИС ФРДО;
- сведения из ИС АКНД ПП;
- информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".
Должностное лицо Министерства готовит мотивированное обоснование проведения мониторинга безопасности в адрес министра образования Магаданской области. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в отношении объектов государственного контроля (надзора) на основании задания министра образования Магаданской области.
В задании указываются следующие сведения:
- дата и номер задания;
- сведения об Объекте(ах) ГК(Н);
- сведения о контролируемом(ых) лице(ах) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН/ОГРНИП, адрес места нахождения юридического лица/адрес места жительства индивидуального предпринимателя);
- предмет контрольного (надзорного) мероприятия;
- сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
- перечень информационных систем (ресурсов);
- должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностных лиц, уполномоченных на проведение мониторинга безопасности.
По результатам мониторинга безопасности Министерством оформляется отчет об итогах проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) (далее - Отчет).
Отчет по результатам мониторинга безопасности содержит следующие сведения:
а) дата и номер задания;
б) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии), должностного лица (должностных лиц), проводившего(их) мониторинг безопасности;
в) сведения о контролируемом лице (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, ИНН, ОГРН/ОГРНИП, адрес места нахождения юридического лица/адрес места жительства индивидуального предпринимателя);
г) срок проведения мониторинга безопасности;
д) перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивалось в рамках проведения мониторинга безопасности;
е) перечень мероприятий, источник данных мониторинга безопасности;
ж) сведения о результатах мониторинга безопасности, в том числе информация о выявленных нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований (при наличии);
з) перечень документов, материалов, прилагаемых к Отчету, подтверждающих информацию о выявленных нарушениях либо признаках нарушений обязательных требований (при наличии);
и) заключение о принятии решения по результатам мониторинга безопасности, включающее следующую информацию:
- об отсутствии нарушений либо признаков нарушений обязательных требований;
- о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица;
- об объявлении предостережения контролируемому лицу.
К Отчету по результатам мониторинга безопасности прилагаются документы, иные материалы, обосновывающие выводы, содержащиеся в заключении по результатам мероприятий, в том числе результаты анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
Оформление Отчета по результатам мониторинга безопасности осуществляется в течение одного рабочего дня после окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
Оформление решения по результатам мониторинга осуществляется не позднее одного рабочего дня после составления Отчета.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, контрольным (надзорным) органом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявлении предостережения.
В случае принятия решения о проведении выездной проверки в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ такое контрольное (надзорное) мероприятие подлежит согласованию с органами прокуратуры.
В 2022 году Министерством проведено 135 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторингов безопасности) (анализ официальных сайтов, анализ внесения сведений о выданных документах об образовании в ФИС ФРДО) в отношении:
- 19 дошкольных образовательных учреждений;
- 86 общеобразовательных учреждений;
- 12 организаций дополнительного образования;
- 13 организаций дополнительного профессионального образования;
- 5 организаций дополнительного профессионального образования.
В период с 21 июня по 15 июля было проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований по внесению в ФИС ФРДО сведений о документах об образовании, выданных выпускникам общеобразовательных учреждений, освоившим образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования, и выпускникам профессиональных образовательных учреждений, освоившим программы СПО, а также выпускникам общеобразовательных учреждений для обучающихся с нарушением интеллекта. Ежедневный мониторинг ФИС ФРДО позволил не допустить расхождения сведений по количеству выпускников и количеству выданных документов об образовании. Сведения вносились ранее установленных законодательством сроков, так как в 2022 году поступление выпускников в учебные заведения осуществлялось через суперсервис "Поступление в вуз онлайн".
В течение года проводилось наблюдение за соблюдением контролируемыми лицами обязательных требований в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, установленных:
- подпунктами "а", "в", "ж", "з", "з.1" пункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- пунктами 2, 3, 3.1, подпунктом "а" пункта 3.4, 3.6 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 г. N 831;
- пунктами 5, 10-12, 16 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления на нем информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 г. N 1802;
- пунктом 1.5 части 1 статьи 18, частью 3 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 1 статьи 18 пункт 1.5 отсутствует
- подпунктами "а", "д" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности;
- частью 9 статьи 98 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- пунктами 4, 6, 11 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 г. N 825.
Об итогах наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) информация своевременно размещалась на сайте Министерства (https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/#%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20(%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8).
Меры, принимаемые Министерством по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов
Должностные лица Министерства уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях в сфере образования по правонарушениям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП): статьей 5.57, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, частью 2 статьи 18.19, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20, частью 1 статьи 19.26, статьей 19.30.
В рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году не составлялись протоколы об административном правонарушении на юридическое или должностное лицо.
По итогам проверки органа местного самоуправления Министерством выдано предписание, срок исполнения которого был продлен на 90 календарных дней в соответствии с пунктом 8 Постановлением Правительства от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
При осуществлении контроля за проведением государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования были выявлены нарушения Порядка государственной итоговой аттестации в основной и дополнительный периоды выпускниками 9х классов (4 человека) и в основной период выпускником 11 класса. Возбуждено 5 дел об административном правонарушении по части 4 статьи 19.30 КоАП РФ: 1 - в отношении несовершеннолетнего участника ЕГЭ, 4 - в отношении несовершеннолетних участников ОГЭ (в основной и дополнительный периоды). Дела рассмотрены комиссией по делам несовершеннолетних. По 5 делам назначены штрафы на общую сумму 15 тысяч рублей (по 3 тысячи на каждого выпускника).
Министерством по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выдано 36 предостережений образовательным организациям о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере образования.
Типовые нарушения обязательных требований, выявленные в ходе проверок
В рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведена одна проверка в отношении органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере образования:
- нарушения Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 15.05.2020 г. N 236, а именно:
- форма заявления и перечень документов при приеме детей в дошкольное
учреждение, установленные административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)";
- несоответствие содержания и структуры Уставов муниципальных казенных образовательных учреждений Северо-Эвенского городского округа, подведомственных Управлению образования, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- нарушения Порядка аттестации руководителей образовательных учреждений, предусмотренного частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
1) назначение на должность директора без проведения обязательной аттестации кандидата на должность руководителя образовательной организации;
2) нарушение сроков проведения аттестации на соответствие занимаемой должности;
- нарушения Порядка аттестации педагогических работников на 1 квалификационную категорию, предусмотренного частью 3 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и пунктами 32, 36, 38 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнаки России от 07.04.2014 г. N 276:
1) отсутствуют приказы об определении конкретных сроков проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально;
2) вместо экспертных заключений по результатам экспертизы результатов профессиональной деятельности работника представлены протоколы заседания экспертной группы территориальной аттестационной комиссии.
- Нарушения Порядка приёма на работу руководителей образовательных учреждений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (раздел II):
- отсутствие профессиональной переподготовки по программам дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента.
- Нарушение законодательства об образовании при заключении трудового договора с руководителями образовательных учреждений, установленных частью 14 статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- форма трудового договора не содержит показателей эффективности работы, результатов независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями и выполнения плана по устранению недостатков, выявленных в ходе такой оценки.
- Неисполнение Управлением образования полномочий по ведомственному контролю за подведомственными образовательными учреждениями, установленных частью 4.1, пунктом 3 части 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях":
- не осуществляются плановые проверки образовательных учреждений, не реализуются полномочия по согласованию программ развития образовательных учреждений, отчетов о поступлении и расходовании материальных и финансовых средств.
- Нарушения прав граждан, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обучающихся при принятии решения о реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, установленных частью 12 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- не разработан и не утвержден нормативный правовой акт "Порядок учета мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации образовательной организации, расположенной в сельской местности".
- Нарушения прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме детей на обучение по программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте, установленных частью 1 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- не разработан и не утвержден нормативный правовой акт по Порядку выдачи разрешений на прием в муниципальные общеобразовательные организации Северо-Эвенского городского округа на обучение по основным образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
- Нарушения пунктов 17, 34 Порядка проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2021 N 678:
- не утверждены составы жюри, апелляционных комиссий по каждому предмету; не определены сроки, в том числе начало, продолжительность проведения муниципального этапа олимпиады по каждому общеобразовательному предмету; не сформирована муниципальная предметно-методическая комиссия по разработке олимпиадных заданий для проведения школьного этапа олимпиады по соответствующим предметам.
- Нарушения обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, утвержденных частью 1 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2008 N 8-ФЗ:
- на официальном сайте администрации Северо-Эвенского городского округа отсутствует информация об Управлении образования, перечень подведомственных Управлению организаций и сведения о руководителях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов подведомственных организаций.
В ходе проведения проверки Управлением образования были устранены нарушения по внесению недостающих сведений в модуле "Электронный детский сад", о чем было указано в Акте проверки.
Результаты проверки размещены на официальном сайте Министерства https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/#%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BA.
В рамках мониторинга безопасности проведен сбор, анализ данных о 38 объектах государственного контроля (надзора) и выявлены типичные нарушения обязательных требований на официальных сайтах: в подразделе "Основные сведения":
- не указаны места осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам - 16 образовательных организаций (47% от общего числа);
- отсутствует режим и график работы или неверно указаны - 21 образовательная организация (55%);
в подразделе "Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав" у педагогических работников не указаны:
- уровень образования - 3 образовательные организации (9%);
- квалификация - 20 образовательных организаций (53%);
- наименование направления подготовки и (или) специальности - 20 образовательных организаций (53%);
- отсутствует повышение квалификации и (или) сведения о профессиональной переподготовке - 6 образовательных организаций (16%);
- наименовании общеобразовательной программы (общеобразовательных программ), в реализации которых участвует педагогический работник - 20 образовательных организаций (53%).
Из 4-х учреждений среднего профессионального образования у половины (50%) на сайте отсутствовала информация:
- о графике работы;
- местах проведения практики;
- местах проведения практической подготовки обучающихся;
- местах проведения государственной итоговой аттестации;
- месте осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам.
Результаты мониторинга безопасности размещались на официальном сайте Министерства (https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/#%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20(%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8).
Профилактические мероприятия, направленные на недопущение нарушения обязательных требований
В 2022 году Министерством осуществлялись профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) на 2022 год, утвержденной приказом Министерства от 01.12.2021 N 923/11-пр.
Целью Программы профилактики являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачами Программы профилактики являются:
- проведение профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит) при осуществлении государственного контроля (надзора) и сроков (периодичности) их проведения;
- снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления министерством мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Министерством проводилось информирование контролируемых лиц, как одно из профилактических мероприятий.
Министерство осуществляло информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения на официальном сайте, через личные кабинеты контролируемых лиц в ИС АКНД ПП, направлением писем по электронной почте, на личном приеме. За 2022 год Министерством проведено 376 информирований подконтрольных субъектов.
На официальном сайте Министерства в разделе "Федеральный государственный контроль (надзор)" своевременно размещались:
- внесенные изменения в перечень НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении государственного контроля (надзора) (https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/);
- комментарии о содержании новых нормативных актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования, о внесенных изменениях в действующие акты (https://minobr.49gov.ru/activities/control/prevention/);
- утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки проверочные листы (https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/#%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B);
- утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования (https://minobr.49gov.ru/activities/control/prevention/);
- Программа профилактики рисков причинения вреда на 2022 год (https://minobr.49gov.ru/documents/one/index.php?id=39930);
- перечень всех подконтрольных субъектов с указанием категории риска (https://minobr.49gov.ru/activities/control/federal/);
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований (https://minobr.49gov.ru/activities/control/prevention/#%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9);
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (https://minobr.49gov.ru/activities/control/appeal/);
- доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики за 2021 год (https://minobr.49gov.ru/common/upload/22/editor/file/Prikaz_ob_utv_DOKLADA.pdf);
- доклад о государственном контроле (надзоре) за 2021 год (https://minobr.49gov.ru/common/upload/22/editor/file/Doklad_Goskontrol_493.pdf) и иная информация.
Одним из видов профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) является консультирование контролируемых лиц и их представителей. В 2022 году проведено 66 консультирований. На сайте Министерства размещена информация о месте проведения консультирования, об установленных днях и часах приема https://minobr.49gov.ru/activities/control/prevention/#%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85%20%D0%BB%D0%B8%D1%86%20%D0%B8%20%D0%B8%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9.
На сайте Министерства размещались анонсы и итоги совещаний, проводимых в режиме ВКС с руководителями муниципальных органов управления образования, руководителями образовательных организаций.
В 2022 году запланировано и проведено 2 профилактических визита по месту осуществления образовательной деятельности. Основанием проведения профилактических визитов в отчетном периоде явилось начало осуществления образовательной деятельности (в течение одного года с начала такой деятельности). Профилактические визиты осуществлялись с целью проведения профилактической беседы по вопросам содержания обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица и (или) принадлежащих ему объектам контроля, их соответствии категориям риска, основаниям и рекомендуемым способам снижения категорий риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. Отказов от проведения профилактических визитов в Министерство не поступало.
Ежеквартально в министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области направлялась информация по выполнению Министерством мероприятий целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации".
Министерством в режиме ВКС проводились совещания по вопросам внесения в ФИС ФРДО сведений о выданных документах об образовании, по подготовке к ГИА, о нарушениях участниками ГИА Порядка проведения ГИА, итогам плановой выездной проверки органа местного самоуправления и другие вопросы.
Учитывая результаты деятельности в 2022 году, в целях повышения эффективности осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере образования на 2023 год Министерство продолжит работу по:
- проведению профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит) при осуществлении государственного контроля (надзора) и сроков (периодичности) их проведения;
- непрерывному повышению профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Магаданской области от 28 марта 2023 г. N 284/11-пр "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики министерством образования Магаданской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2022 год"
Вступает в силу с 28 марта 2023 г.
Текст приказа опубликован не был