Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам И.П. Артеменко о выполнении государственных программ Краснодарского края (далее также - государственные программы) в 2022 году, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
На сегодняшний день государственные программы представляют собой эффективный инструмент реализации государственной социально-экономической политики, который позволяет в установленные сроки сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей. Переход на программное формирование бюджета позволил повысить прозрачность и результативность государственных расходов, сосредоточить все инструменты, которыми располагает регион для развития экономики, в рамках государственных программ. Подтверждением эффективной бюджетной политики является высокая доля расходов, осуществляемых в рамках государственных программ, в общей структуре расходов бюджета Краснодарского края (далее также - краевой бюджет). В 2022 году эта доля составила 92 процента.
На реализацию 26 государственных программ, действующих на территории Краснодарского края в 2022 году, было предусмотрено 394,6 млрд, рублей средств федерального и краевого бюджетов, что на 23 процента больше, чем в 2021 году (в 2021 году - 321,1 млрд, рублей).
Выполнение государственных программ по итогам 2022 года составило 382,9 млрд, рублей, или 97 процентов выделенных бюджетных ассигнований (в 2021 году выполнение составило 307,9 млрд, рублей, или 96 процентов), в том числе за счет средств краевого бюджета - 307,8 млрд, рублей, за счет средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, - 75,1 млрд, рублей.
В 2022 году приоритетными направлениями оставались повышение уровня и качества жизни населения, решение экономических и социальных задач в рамках исполнения принятых бюджетных обязательств.
Бюджет, как и прежде, сохраняет социальную направленность - более 266 млрд, рублей, запланированных на реализацию государственных программ (более 68 процентов средств), были адресованы социальной сфере. При этом на образование израсходовано 71,6 млрд, рублей, на здравоохранение - 76,2 млрд, рублей, на социальную поддержку населения края, в том числе детей и семей, имеющих детей, а также инвалидов и других маломобильных групп населения, - 79,2 млрд, рублей.
Необходимо отметить, что формирование качественного человеческого потенциала, всей окружающей человека социальной и природной среды - ключевая задача долгосрочных планов. Большинство показателей, которые характеризуют динамику социального развития региона, сохранили положительную тенденцию. В 2022 году среди основных итогов реализации программных мероприятий можно выделить следующие.
В целях создания высокого уровня социальной стабильности на основе повышения качества жизни отдельных категорий граждан, обеспечения социальных гарантий жителей края бюджетные средства были направлены на реализацию следующих государственных программ.
В рамках реализации государственной программы "Дети Кубани" 44 муниципальных образования заключили муниципальные контракты на приобретение 1245 жилых помещений в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам года обеспечен жилыми помещениями (заселен) 1441 человек, в том числе 1243 человека - жилыми помещениями, приобретенными в 2022 году, 180 человек - жилыми помещениями, приобретенными в 2021 году, и 18 человек - освободившимися жилыми помещениями, приобретенными за счет средств прошлых лет.
По подпрограмме "Улучшение жилищных условий населения Краснодарского края" государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" органами местного самоуправления 57 муниципальных образований Краснодарского края были предоставлены для улучшения жилищных условий социальные выплаты 425 молодым семьям, переселено 705 человек (город Краснодар - 215 человек, городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - 26 человек, Апшеронский район - 45 человек, Белореченский район - 64 человека, Ейский район - 22 человека, Крымский район - 3 человека, Курганинский район - 10 человек, Новокубанский район - 4 человека, Северский район - 243 человека, Славянский район - 24 человека, Темрюкский район - 5 человек, Тихорецкий район - 44 человека) из 281 аварийного жилого помещения общей площадью 11,5 тыс. кв. метров.
Социальные выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения во вновь возводимых (возведенных) многоквартирных домах или на строительство индивидуального жилого дома получила 71 семья, 438 участникам региональной программы "Накопительная ипотека" перечислены выплаты на накопительные счета.
Кроме этого, социальные выплаты на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения в сумме 900 млн. рублей получили 900 работников педагогических, медицинских и социальных учреждений.
По подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" улучшили жилищные условия три многодетные семьи работников агропромышленного комплекса в соответствии с очередностью, или 100 процентов от плана, ими построено 312,2 кв. м жилья (план - 309 кв. м).
В 2022 году установлена дополнительная мера социальной поддержки по осуществлению газификации домовладений отдельных категорий граждан, проживающих на территории Краснодарского края. Компенсацией расходов, связанных с газификацией домовладений, воспользовались 587 граждан, расходы краевого бюджета составили 45726,2 тыс. рублей, или 45,7 процента от предусмотренных средств.
Важным механизмом помощи семье является социальный контракт, приоритет при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта отдается семьям с детьми.
В 2022 году заключен 9871 социальный контракт, в том числе на ведение личного подсобного хозяйства (824 социальных контракта), осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (2361 социальный контракт), иные мероприятия (2265 социальных контрактов), поиск работы (4421 социальный контракт). Выплаты по заключенным контрактам за счет федерального и краевого бюджетов составили 1174469,9 тыс. рублей.
По подпрограмме "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы "Социальная поддержка граждан" проведен капитальный ремонт в 21 учреждении социального обслуживания, приобретено 11 автотранспортных средств для оказания неотложных социальных услуг пожилым людям и инвалидам.
В целях повышения качества жизни пожилых граждан, профилактики социального одиночества в крае реализуется стационарозамещающая технология "Приемная семья", представляющая собой совместное проживание и ведение общего хозяйства пожилого человека и гражданина, осуществляющего за ним уход. В 2022 году действовали 280 приемных семей, в которых обслуживались 311 человек.
Для обеспечения граждан современными средствами и предметами ухода за пожилыми людьми на условиях временного пользования в 2022 году комплексными центрами социального обслуживания приобретено 200 технических средств. На базе комплексных центров действовали 49 пунктов бесплатного проката технических средств, в которых за 2022 год выдано более 41327 технических средств и предметов ухода за 3263 пожилыми людьми.
С целью увеличения периода активного долголетия для граждан пожилого возраста реализуются мероприятия по организации социального туризма. Так, в 2022 году были организованы 50 экскурсий, в которых приняли участие 1043 гражданина пожилого возраста и инвалида.
В 50 комплексных центрах социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов действовали компьютерные классы (клубы) на 50 учебных мест, в которых в 2022 году обучены основам компьютерной грамотности 1282 человека.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" министерство труда и социального развития Краснодарского края оказывает финансовую поддержку негосударственным организациям, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Краснодарского края. В 2022 году в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" социально ориентированными некоммерческими автономными организациями "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия", Краснодарская краевая организация "Всероссийское ордена трудового Красного знамени общество слепых", Краснодарская региональная благотворительная общественная организация "Добрый-Юг", Краснодарская региональная общественная благотворительная организация "Колыбель сердец" и "Инклюзивный Центр раннего развития "Росток Надежды" были оказаны социальные услуги 1147 детям-инвалидам (в 2021 году - 840 детям-инвалидам).
В 2022 году в ГАУ КК "Апшеронский детский оздоровительный лагерь" были проведены работы по капитальному ремонту оздоровительного корпуса (литер ПО), узла теплового учета (литер ПО), кровли и потолка склада (литер П).
По подпрограмме "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в 2022 году семьи, имеющие детей, получили социальную поддержку. Ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка получили 65955 человек, ежемесячную денежную выплату одному из родителей на третьего или последующих детей получили 33639 человек, материнским (семейным) капиталом воспользовались 6607 человек, ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно получили 188645 человек.
Одной из мер, способствующих укреплению семейных традиций и ценностей, является поощрение многодетных семей. В 2022 году 15 многодетных семей, в каждой из которых были воспитаны 4 и более детей, награждены медалью Краснодарского края "Родительская доблесть".
Была продолжена работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в Краснодарском крае. В рамках государственной программы Краснодарского края "Доступная среда" для них были реализованы мероприятия по обеспечению доступности зданий государственных и муниципальных учреждений сферы социальной защиты населения и занятости, отраслей культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, образования. Приобретено оборудование и выполнены строительно-монтажные работы (устройство пандусов стационарных, пандусов съемных, ограждений, поручней на лестницах и пандусах, мобильных подъемников, рельефных тактильных напольных полос (обозначений), противоскользящих покрытий, оснащение тактильными табличками, наклейками на ручки и поручни, пиктограммами, информационными знаками и указателями движения, нанесение контрастных обозначений, информационных мнемосхем, оборудование автостоянки, переустройство регистратуры, приобретение электронных текстовых табло, установка звуковых табло (речевых информаторов), переустройство входов и путей движения, переоборудование санитарно-гигиенических помещений, приобретение кресел-колясок, приобретение индукционных петель).
В результате обеспечена доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения 17 объектов сферы социальной защиты и занятости населения, 4 учреждений культуры, 3 государственных учреждений здравоохранения, 6 учреждений образования.
В рамках обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения дорожно-транспортной инфраструктуры проведены мероприятия по оснащению 11 единиц общественного пассажирского транспорта радиоинформаторами для ориентирования инвалидов по зрению, а также звуковыми и визуальными табло, дисплеями в городе Новороссийске. 2 остановочных пункта общественного пассажирского транспорта, расположенных на автомобильных дорогах местного значения в Славянском городском поселении, обустроены в соответствии с требованиями доступности для инвалидов.
В рамках подпрограммы "Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи в Краснодарском крае" в 2022 году обеспечены реабилитационным и медицинским оборудованием, необходимым для социальной, профессиональной, социально-психологической, социально-педагогической, социально-средовой, социокультурной, социально-бытовой, медицинской реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, учреждения, подведомственные организациям - участникам подпрограммы в соответствующих сферах. В сфере социального обслуживания укомплектованы 17 комплексных центров реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, в сфере здравоохранения - 3 центра медицинской реабилитации, в сфере образования - 24 образовательных организации, в сфере культуры - 2 организации социокультурной направленности. По программам повышения квалификации по реабилитационным направлениям прошли обучение 84 специалиста государственных учреждений (54 специалиста социального обслуживания, 10 специалистов сферы образования, 20 специалистов сферы культуры).
В рамках регионального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" модернизирован центр занятости населения Кавказского района.
В целях создания новых мест в образовательных учреждениях в отчетном году за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов было осуществлено:
в сфере общего образования - строительство и реконструкция 39 школ (в том числе блоков начального образования) общей вместимостью 36216 мест, приобретение 2 объектов недвижимости общей вместимостью 3100 мест, проектирование 7 школ общей вместимостью 4400 мест;
в сфере дошкольного образования - строительство и реконструкция 28 детских садов общей вместимостью 5370 мест, приобретение 3 объектов недвижимости общей вместимостью 640 мест, проектирование 4 детских садов общей вместимостью 540 мест.
Указанные мероприятия осуществлялись в рамках реализации трех государственных программ Краснодарского края.
По итогам 2022 года создано 13600 школьных мест (15 школ) и 1515 мест в 9 дошкольных образовательных организациях.
В результате реализации в 2022 году мероприятий государственных программ "Развитие общественной инфраструктуры" и "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" построено (реконструировано) 13 общеобразовательных организаций вместимостью 10500 мест (города Анапа (2 объекта), Краснодар (3 объекта), Новороссийск (2 объекта) и Сочи (2 объекта), Динской, Кущевский, Новокубанский и Туапсинский районы), приобретено 2 школы в городах Анапа и Краснодар по 1550 мест каждая, разработана проектная документация на строительство школы в Красноармейском районе и 2 пристроек к школам в городе Краснодаре, построено 5 объектов дошкольного образования общей вместимостью 795 мест, в том числе 205 мест для воспитанников ясельного возраста (города Краснодар (2 объекта) и Сочи (2 объекта), Динской район), приобретено 3 объекта недвижимости под размещение детских садов общей вместимостью 640 мест, в том числе 145 мест для воспитанников ясельного возраста (города Армавир, Краснодар, Новороссийск), разработана проектная документация на строительство 2 детских садов в Динском и Тихорецком районе на 310 мест, в том числе 90 ясельных мест.
По подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в рамках мероприятия по обеспечению современного облика сельских территорий начато строительство муниципального дошкольного образовательного учреждения на 250 мест в станице Ладожской Усть-Лабинского района (срок ввода в эксплуатацию - 2023 год), а также выполнен капитальный ремонт внутреннего электроснабжения в здании МБ ДОУ N 22 в станице Ладожской Усть-Лабинского района.
По программе "Развитие образования":
приобретено движимое имущество, необходимое для обеспечения функционирования 2890 вновь созданных дошкольных мест, в том числе 625 ясельных, в 5 муниципальных образованиях, а также для оснащения 4465 новых школьных мест в 9 муниципальных образованиях;
проведены работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, благоустройству территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям 69 муниципальных образовательных организаций в 24 муниципальных образованиях;
проведен капитальный ремонт 37 школьных спортивных залов в 18 муниципальных образованиях;
завершены работы по капитальному ремонту 38 школьных пищеблоков в 17 муниципальных образованиях;
проведены работы по капитальному ремонту и оснащению средствами обучения и воспитания 37 муниципальных общеобразовательных организаций в 13 муниципальных образованиях;
открыты центры образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на базе 136 общеобразовательных организаций;
создан детский технопарк "Кванториум" на базе общеобразовательной организации города Анапы;
открыт центр цифрового образования детей "IT-куб" на базе общеобразовательной организации города Тимашевска;
обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды 136 образовательных организаций;
обновлена материально-техническая база в 3 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам;
оснащены 23 мастерские современной материально-технической базой по одной из компетенций.
Также в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие общественной инфраструктуры" получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на строительство Кубанского казачьего кадетского корпуса в станице Динской, а также заключен государственный контракт на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства спортивной школы-интерната в городе Краснодаре.
Развитие и совершенствование здравоохранения входят в число важнейших направлений социальной политики региона.
В 2022 году на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" фактически направлено 76,2 млрд, рублей, за счет которых продолжены оказание медицинской помощи жителям Кубани, профилактика заболеваний и формирование у населения края здорового образа жизни, укрепление материально-технической базы лечебных учреждений.
В рамках реализации мероприятий указанной государственной программы в 56 учреждениях здравоохранения проведен капитальный ремонт.
Переоснащены медицинским оборудованием в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Борьба с онкологическими заболеваниями" 6 медицинских организаций, поставлено 120 единиц оборудования. Оснащены медицинским оборудованием 17 региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", поставлено 23 единицы оборудования.
В 2022 году продолжалось строительство ГБУЗ "ККБ N 1 имени профессора С.В. Очаповского". Было завершено строительство лечебно-диагностического корпуса ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница".
В целях развития материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях женщинам во время беременности, родов, в послеродовом периоде и детям, в том числе новорожденным, в рамках регионального проекта "Программа развития детского здравоохранения Краснодарского края, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" поставлено (и оплачено) 10 единиц оборудования в 6 медицинских организаций.
В рамках реализации регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" поставлено 3428 единиц оборудования в целях внедрения медицинских информационных систем в медицинских организациях, создано и модернизировано 6 систем и сервисов в целях расширения вычислительных мощностей регионального центра обработки данных и модернизации централизованной системы и сервисов.
Санаторно-курортное лечение в 2022 году получили 2735 детей.
В 2022 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана 15271 жителю края, в том числе 455 детям и 299 пациентам из других регионов.
Для организации оказания населению Краснодарского края паллиативной медицинской помощи в 27 медицинских организациях, имеющих структурные подразделения, оказывающие специализированную паллиативную медицинскую помощь, приобретены медицинское оборудование и лекарственные препараты, 4 автомобиля (38 автомобилей поставлены за счет кредиторской задолженности 2021 года).
В 14 муниципальных образованиях введено в эксплуатацию 17 зданий офисов врачей общей практики. Разработана проектно-сметная документация и получены положительные заключения государственной экспертизы на 7 зданий офисов врачей общей практики, строительство которых запланировано на 2023 год.
В результате реализации мероприятий региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения" в 2022 году министерством здравоохранения Краснодарского края были приобретены 2292 единицы медицинского оборудования. Кроме того, поставлено 236 единиц за счет кредиторской задолженности 2021 года, установлены 11 фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтированы 6 объектов здравоохранения, поставлены 319 единиц автотранспорта, в том числе 119 единиц автомобилей по контрактам 2021 года. Департаментом строительства Краснодарского края заключены государственные контракты на изготовление проектной документации для строительства поликлиник, получены положительные заключения государственной экспертизы по 12 поликлиникам, по объекту "Краевой многопрофильный центр медицинской реабилитации в ст. Динской Краснодарского края", начато строительство 8 поликлиник.
В 2022 году продолжена работа по сокращению дефицита медицинских кадров. Так, приобретены 54 объекта недвижимого имущества для предоставления жилых помещений медицинским работникам, 22552 человека получили компенсационные выплаты на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения отдельным категориям работников, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах; компенсационные расходы по оплате найма жилых помещений получили 773 медицинских работника; единовременные компенсационные выплаты получили 259 врачей и 133 фельдшера.
По подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в рамках мероприятия по обеспечению современного облика сельских территорий:
выполнены работы по капитальному ремонту двух объектов здравоохранения: здания для размещения центра амбулаторного гемодиализа поликлиники ГБУЗ Выселковской ЦРБ и здания поликлиники для размещения кабинета магнитно-резонансной томографии поликлиники ГБУЗ Выселковской ЦРБ в станице Выселки;
приобретена 41 единица медицинского оборудования, в том числе системы магнитно-резонансной томографии.
В рамках государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в целях обеспечения условий для занятий физической культурой и массовым спортом:
капитально отремонтированы 8 муниципальных спортивных объектов (в Абинском, Брюховецком, Калининском, Каневском, Славянском, Тбилисском, Тимашевском районах, городе Армавире);
завершено строительство 19 многофункциональных спортивно-игровых площадок;
построены 3 малобюджетных спортивных зала шаговой доступности в муниципальных образованиях Выселковский, Динской, Ейский районы;
введены в эксплуатацию 8 центров единоборств в муниципальных образованиях город-курорт Анапа, город Армавир, Абинский, Каневской, Кореновский, Крымский, Славянский, Тбилисский районы;
приобретены 6 комплектов спортивно-технологического оборудования (в 6 муниципальных образованиях) для создания малых спортивных площадок в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края "Спорт - норма жизни";
введен в эксплуатацию "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Центр художественной гимнастики" в городе Сочи.
В рамках государственной программы "Развитие общественной инфраструктуры" введены в эксплуатацию 3 спортивных объекта (водно-спортивная гребная база в городе Темрюке, малобюджетный спортивный комплекс в городе Новороссийске, универсальный спортивный комплекс в станице Казанской), приобретены 3 объекта (плавательный бассейн в городе Абинске, 2 спортивных зала единоборств в станицах Крыловской и Кущевской), получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 2 объектам ( 2 крытых плавательных бассейна в станице Староминской и городе Тимашевске). Кроме того, приобретен в собственность Краснодарского края объект недвижимого имущества "Комплексное спортивное сооружение на 150 посещений в смену с универсальным спортивным залом, оборудованным местами для зрителей, на 300 мест (по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Динской район, станица Динская, ул. Революционная, 105).
В рамках государственной программы "Развитие культуры":
проведен ремонт зданий и укреплена материально-техническая база 115 учреждений культуры (107 домов культуры (включая 48 домов культуры в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек), 2 детских школ искусств, 2 музыкальных и 2 художественных школ, 1 библиотеки и 1 театра);
созданы новые спектакли и укреплена материально-техническая база 2 муниципальных театров и 1 театрально-концертного учреждения (Армавирского театра драмы и комедии, Туапсинского театра юного зрителя, Краснодарского творческого объединения "Премьера");
переоснащены 6 муниципальных библиотек по модельному стандарту в 5 муниципальных образованиях (город Армавир, Ейский, Курганинский (2 объекта), Отрадненский и Тихорецкий районы);
модернизированы 2 детские школы искусств по видам искусств в Выселковском и Мостовском районах;
осуществлен ремонт 4 муниципальных учреждений культурно-досугового типа в сельской местности в Каневском, Тбилисском и Тимашевском (2 объекта) районах;
капитально отремонтирован 1 муниципальный музей в Курганинском районе и технически оснащены 5 муниципальных музеев в муниципальных образованиях город Армавир, Абинский, Гулькевичский, Курганинский и Крымский районы;
выполнены работы по осуществлению капитального ремонта в отношении 11 объектов государственных учреждений, подведомственных министерству культуры Краснодарского края, проведено обследование технического состояния 1 объекта, изготовлен 1 комплект проектной документации в целях проведения капитального ремонта;
открыт виртуальный концертный зал в городе Анапе;
создана школа креативных индустрий на базе Краснодарского краевого колледжа культуры.
Также в рамках государственной программы "Развитие общественной инфраструктуры" начато строительство клуба со зрительным залом на 200 мест в селе Сукко муниципального образования город-курорт Анапа, а также заключен государственный контракт на разработку инженерных изысканий и выполнение проектной и рабочей документации в целях реконструкции здания Краснодарского государственного цирка.
По подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" по мероприятию "Благоустройство сельских территорий" реализовано 124 проекта по благоустройству общественных пространств на сельских территориях, направленных на создание и обустройство зон отдыха, создание детских и спортивных площадок, организацию пешеходных коммуникаций, организацию ливневых стоков, устройство уличного освещения, сохранение памятников, создание и обустройство мест автомобильных парковок, ремонтно-восстановительные работы улично-дорожной сети (100 процентов от плана).
В рамках реализации государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса" по итогам 2022 года в муниципальных образованиях Краснодарского края завершены строительные работы на 40 объектах газификации, по которым было предусмотрено достижение планового целевого показателя в 2022 году, построено 220,2 км газопроводов при плановом значении показателя в соответствии с соглашениями с муниципальными образованиями 163,1 км. В результате реализации данного мероприятия создана техническая возможность подключения к сетям газоснабжения более чем для 25 тыс. человек.
В ходе реализации подпрограммы "Модернизация систем теплоснабжения в Краснодарском крае" в муниципальных образованиях Краснодарского края построено 10 котельных общей мощностью 12,55 МВт, 2,24 км тепловых сетей в Каневском, Крыловском и Тимашевском районах.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Развитие водопроводно-канализационного комплекса населенных пунктов Краснодарского края" государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в муниципальных образованиях Краснодарского края построены 15,2 км водопроводных сетей (Апшеронское городское поселение Апшеронского района, Брюховецкое сельское поселение Брюховецкого района, Павловское сельское поселение Павловского района), станция очистки воды в станице Новоясенской Староминского района; осуществлен капитальный ремонт 31 объекта общей протяженностью 11,8 км водопроводных сетей (Нововеличковское сельское поселение Динского района (21 объект), Прикубанское сельское поселение Новокубанского района, Сергиевское сельское поселение Кореновского района (9 объектов), капитальный ремонт 42 артезианских скважин в 33 муниципальных образованиях; разработана проектная документация и получены положительные заключения государственной экспертизы по 7 объектам (Марьянское и Полтавское сельские поселения Красноармейского района, Кущевское сельское поселение Кущевского района, Лабинское городское поселение Лабинского района, Маякское сельское поселение Отрадненского района, Бриньковское сельское поселение Приморско-Ахтарского района, Успенский район), выполнены инженерные изыскания по 1 объекту (Калининский район).
В 2022 году выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции 2 км канализационных коллекторов в городах Армавире, Кропоткине (2 объекта), Тихорецке (6 объектов) и Усть-Лабинске, выполнен капитальный ремонт 2 объектов (очистные сооружения канализации муниципального предприятия "Водоканал" МО Гулькевичский район (2, 3 этапы); канализационно-насосная станция в Новокорсунском сельском поселении Тимашевского района); выполнены проектно-изыскательские работы по объекту в Лабинском городском поселении Лабинского района, получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 2 объектам ("Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Северской"; "Строительство системы водоотведения поселка Морской Ейского городского поселения Ейского района"), начата реализация 17 инвестиционных проектов по строительству и реконструкции объектов водоотведения, способных обеспечить очистку 80 процентов всех сточных вод, поступающих в Черное море.
В целях создания, восполнения и освежения резерва материальных ресурсов Краснодарского края для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий приобретены 24 водонапорные башни различного объема, 91,2 км пластиковых труб различного диаметра, 26 единиц насосного оборудования.
Кроме этого, в результате реализации федерального проекта "Чистая вода" и регионального проекта Краснодарского края "Качество питьевой воды" в рамках мероприятий вышеуказанной подпрограммы завершена реконструкция головных водозаборных сооружений (водозаборы N 1 и 2) с устройством станции очистки воды производительностью 12000 м3 в сутки в городе Горячий Ключ. Продолжается строительство четырех объектов питьевого водоснабжения с планируемым вводом в эксплуатацию в 2023 году трех объектов (Крыловское сельское поселение Крыловского района, Каневское сельское поселение Каневского района, Темрюкское городское поселение Темрюкского района), в 2024 году - одного объекта (Ленинградский район).
По подпрограмме "Комплексное развитие сельских территорий" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в рамках мероприятия по обеспечению современного облика сельских территорий в Ладожском сельском поселении Усть-Лабинского района завершено строительство двух распределительных газопроводов низкого давления общей протяженностью 1,84 км.
В рамках государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" в 5 муниципальных образованиях обеспечено инженерной инфраструктурой 528 земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых (предоставленных) семьям, имеющим трех и более детей, (в селе Юровка города-курорта Анапа построено 2,1 км сетей водоснабжения, в Калининском сельском поселении Калининского района - 3 км сетей водоснабжения, в Ленинградском сельском поселении Ленинградского района - 2,9 км сетей газоснабжения, в Темрюкском городском поселении Темрюкского района - 0,95 км сетей электроснабжения, в Тихорецком городском поселении Тихорецкого района - 0,6 км сетей водоснабжения и 0,4 км сетей газоснабжения).
Продолжается реализация мероприятий по строительству 5 объектов и по проектированию сетей коммунальной инфраструктуры 1 объекта, начатых в 2022 году, с завершением в 2023 году (строительство сетей водоотведения в селе Цибанобалка города-курорта Анапа (319 земельных участков), строительство сетей водоснабжения в городе Краснодаре (315 земельных участков), строительство сетей газоснабжения низкого и высокого давления в Белореченском городском поселении Белореченского района (212 земельных участков), строительство сетей газоснабжения и водоснабжения в Отрадненском сельском поселении Отрадненского района (2 объекта, 112 земельных участков), проектирование сетей водоснабжения в Апшеронском городском поселении Апшеронского района (204 земельных участка).
Разработана проектная документация и получены положительные заключения по 9 инвестиционным проектам в 8 муниципальных образованиях (сети водоснабжения (7 км) в Апшеронском городском поселении Апшеронского района, сети водоснабжения (12 км) в Новотитаровском сельском поселении Динского района, сети водоснабжения (1,3 км) и водоотведения (1,3 км) в Ейском городском поселении Ейского района, сети водоснабжения (6,5 км) в Кропоткинском городском поселении Кавказского района, сети водоснабжения (4,5 км) и газоснабжения (2,75 км) в Трудобеликовском сельском поселении Красноармейского района, сети водоснабжения (8 км) в Крымском городском поселении Крымского района, сети водоснабжения (9 км), газоснабжения (9 км) и водоотведения (4 км) в Курганинском городском поселении Курганинского района, сети газоснабжения (15,6 км) в Лабинском городском поселении Лабинского района).
Кроме того, на 221 земельном участке, находящемся в федеральной собственности, бесплатно предоставленном для строительства стандартного жилья гражданам, имеющим трех и более детей, построены сети электроснабжения протяженностью 6 км и 2 пункта редуцирования газа (Гулькевичский район).
Продолжена работа по строительству следующих объектов водоснабжения государственной собственности: "Вторая нитка Ейского группового водопровода от ПК 113" (построено 21,8 км трубопровода), "Троицкий групповой водопровод от ПК 120 до пос. Кабардинка" (проведена сварка 11 км трубопроводов), "Таманский групповой водопровод" (ведутся подготовительные работы, осуществляется срезка плодородного грунта), "Ейский групповой водопровод. Водовод МВ-2 от ВНС 3 подъема до РЧВ г. Ейск" (выполняются работы по снятию плодородного слоя, устройству железобетонных камер управления водоводом).
В целях развития коммунальной инфраструктуры с использованием средств федерального бюджета в рамках концессионного соглашения реализуется объект "Строительство очистных сооружений канализации производительностью 50 тыс. м3/сутки и глубоководного выпуска по ул. Солнцедарская, б/н в г. Геленджике" (построено 0,4 км глубоководного выпуска, ведутся строительные работы по сбросному коллектору, построено 3,4 км трубопровода).
В рамках государственной программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" завершено строительство объекта "Реконструкция систем водоотведения, канализационных очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод от с. Большие Хутора, с. Абрау-Дюрсо; ливневая канализация и очистные сооружения поверхностного стока от жилой застройки", получено положительное заключение государственной экспертизы по объекту "Строительство хозяйственно-бытовой канализации, включающей комплекс очистных сооружений и глубоководного выпуска в пгт. Новомихайловском Туапсинского района".
В целях защиты прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков Наблюдательным Советом публично-правовой компании "Фонд развития территорий" приняты решения в отношении 65 объектов незавершенного строительства, в том числе по 23 объектам - о завершении строительства, по 42 объектам - об осуществлении выплат гражданам - участникам долевого строительства. В настоящее время введены в эксплуатацию два корпуса ЖК "Парусная регата", продолжаются работы по завершению строительства объектов ЖК "Радуга", ЖК "Жемчужина".
Кроме этого, в рамках мероприятий государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" в 2022 году осуществлены компенсационные выплаты из краевого бюджета 41 пострадавшему участнику долевого строительства проблемных объектов (ЖК "Курортный берег").
В результате реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2022 году в рамках государственной программы "Формирование современной городской среды" на территории края был благоустроен 221 объект, в том числе за счет средств субсидий из федерального и краевого бюджетов благоустроена 61 территория, за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования - 160 территорий.
В 2022 году в рамках государственной программы "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" за счет средств дорожного фонда:
введены в эксплуатацию 7 объектов строительства (реконструкции) дорог регионального или межмуниципального значения общей протяженностью 0,6564 км, в том числе 354,95 пог. метров в рамках регионального проекта "Безопасность дорожного движения";
выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту 432,862 км дорог и содержанию 8944,452 км дорог регионального или межмуниципального значения, заключены 6 долгосрочных государственных контрактов;
выполнены работы по обустройству электроосвещением на 9 участках автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснодарского края протяженностью 22,198 км;
выполнены работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в муниципальных образованиях Северский, Славянский, Туапсинский районы и в городском округе город-курорт Сочи Краснодарского края;
выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту 66,31 км автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Также в рамках реализации региональных проектов "Региональная и местная дорожная сеть (Краснодарский край)" и "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (Краснодарский край)" выполнялись мероприятия, направленные на развитие качественной дорожной сети на территории Краснодарского края, в том числе связанные с приведением в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, а также автомобильных дорог местного значения городских агломераций:
выполнены ремонтные работы на объектах дорожной сети регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 117,07 км;
установлены 225 аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения;
выполнены работы на объектах дорожной сети городских агломераций протяженностью 179,36 км.
Большое внимание уделяется реализации мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Данные меры определены государственной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и направлены на увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Кубани, модернизацию агропромышленного комплекса и ускоренное развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Благодаря государственной поддержке в 2022 году развития животноводства в размере 2156,6 млн. рублей достигнута положительная динамика по наращиванию поголовья крупного рогатого скота на 13,9 тыс. голов по сравнению с уровнем 2021 года, валовое производство молока в крае составило более 1631,3 тыс. тонн, что на 129,4 тыс. тонн больше, чем в 2021 году, произведено 602,7 тыс. тонн скота и птицы в живом весе на убой и более 1,6 млрд, штук яиц, что на 113,3 млн. штук (или на 7,5 процента) больше, чем в 2021 году.
Особое внимание уделяется развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которые являются участниками абсолютно всех мероприятий по государственной поддержке. Государственная поддержка в виде субсидий и грантов на развитие малых форм хозяйствования в 2022 году составила 573,9 млн. рублей.
В рамках регионального проекта Краснодарского края "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" предусмотренный объем финансирования в размере 35,4 млн. рублей освоен на 100 процентов. Предоставлены гранты шести крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям на реализацию "Агростартап" и субсидии семи сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Кроме того, предоставлены гранты двум начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам на сумму 55 млн. рублей.
В 2022 году оказывалась государственная поддержка субъектам малых форм хозяйствования на возмещение части затрат на производство реализованной сельскохозяйственной продукции (мясо, молоко), строительство теплиц в объеме 446,4 млн. рублей, освоение составило 99,7 процента.
В 2022 году Минсельхозом России в отдельное направление выделена поддержка виноградарства и виноделия, средства в объеме 729,1 млн. рублей освоены в полном объеме. Площадь закладки виноградников у получателей субсидий составила 1,9 тыс. га (при плане 1,5 тыс. га).
Также возмещена часть затрат на приобретение сельскохозяйственной техники (40 млн. рублей, профинансировано 100 процентов). Получателями субсидии приобретено 208 единиц техники.
Значение целевого показателя "Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), накопленным итогом" перевыполнено почти в 6,9 раза и составило 292,954 тыс. человек.
В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирования инновационной деятельности и повышения инвестиционной привлекательности на территории Краснодарского края в 2022 году оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидий, грантов, льготных микрозаймов, организовано оказание более 22 тыс. услуг Центра "Мой бизнес" субъектам малого и среднего предпринимательства, резидентам промышленных парков, технопарков, самозанятым гражданам, начинающим предпринимателям. Выданы поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства в объеме 2,8 млрд, рублей, или 236,1 процента от плана, объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства при гарантийной поддержке Фонда развития бизнеса, составил более 6 млрд, рублей, или 284,9 процента от плана.
В 2022 году при поддержке Фонда "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства" 68 субъектов малого и среднего предпринимательства заключили экспортные контракты. Всего данным центром оказана поддержка 534 субъектам малого и среднего предпринимательства (181 процент от плана).
Проведено мероприятие для начинающих предпринимателей, физических лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности, в возрасте от 18 до 35 лет включительно, содержащее тестирование, образовательный курс и программу по наставничеству (охвачено 3047 начинающих предпринимателей (план - 3000 человек), 146 человек прошли программу наставничества (план - 100 человек).
В целях реализации проектов в сфере социального предпринимательства предоставлена финансовая поддержка в общем объеме 16,4 млн. рублей в виде грантов 36 субъектам малого и среднего предпринимательства, имеющим статус социального предприятия.
Вместе с тем результаты проведенного анализа выполнения государственных программ в 2022 году свидетельствуют о наличии определенных недостатков.
Основными причинами неполного освоения бюджетных средств в рамках государственных программ явились несоблюдение обязательств поставщиками и подрядными организациями, несвоевременная корректировка проектно-сметной документации, отсутствие необходимых экспертиз по объектам капитального строительства, незавершенное оформление земельных участков, отсутствие заявителей для получения субсидии на поддержку при заявительном характере реализации мероприятий государственных программ, позднее выделение средств краевого и федерального бюджетов, несвоевременное проведение конкурсных процедур для заключения контрактов.
На результативность государственных программ в силу их комплексности в большой степени влияет нарушение любого из их элементов. Срыв сроков, невыполнение предусмотренных программных действий в ряде случаев приводят к ситуации, при которой в итоге не только не достигается главная цель программы, но и уже затраченные средства не дают нужного результата.
По государственной программе "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" не освоено порядка 3,5 млрд, рублей средств краевого бюджета, из них 862 млн. рублей не освоены ввиду нарушения подрядными организациями сроков исполнения и иных условий государственных и муниципальных контрактов, 787,5 млн. рублей - ввиду расторжения государственных контрактов, приостановления государственных и муниципальных контрактов по соглашению сторон, 634 млн. рублей - по причине незавершения предыдущих этапов, что не позволило осуществить дальнейшую реализацию мероприятий.
При строительстве (реконструкции) дорог регионального или межмуниципального значения не достигнут планируемый результат реализации мероприятия. В связи с незавершением судебной процедуры не осуществлен ввод в эксплуатацию объекта "Реконструкция участка автомобильной дороги г. Краснодар - г. Ейск, км 1+025-3+975 (Краснодар - Ейск, км 1+025-3+975) в г. Краснодар" протяженностью 2,95 км.
В связи с нарушением подрядными организациями сроков исполнения и иных условий государственных контрактов не завершены ремонтные работы на объектах региональной дорожной сети общей протяженностью 57,138 км, не освоено 541,8 млн. рублей средств краевого бюджета.
По государственной программе "Развитие общественной инфраструктуры" в связи с ненадлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по муниципальным контрактам по итогам 2022 года не введены в эксплуатацию блок начального образования на территории школы в селе Цемдолина муниципального образования город Новороссийск и спортивный зал для занятий легкой атлетикой МБУ ДО ДЮСШ "Альтаир" города Тихорецка, не освоено 176,4 млн. рублей средств краевого бюджета.
Кроме этого, не завершена в установленный срок разработка пяти комплектов проектной документации на строительство двух детских садов в поселке Степном Белореченского района и в городе Туапсе, а также трех блоков начального образования на территории школ в муниципальных образованиях город Армавир, Лабинский и Новокубанский районы. Не освоены средства краевого бюджета в размере 42,9 млн. рублей.
В рамках государственной программы "Развитие образования" не начато строительство общеобразовательной школы-интерната для одаренных детей "Наследие" в городе Краснодаре в связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы на откорректированную проектную документацию, не освоено 217 млн. рублей средств краевого бюджета.
В 2022 году в рамках государственной программы "Развитие культуры" в связи с невыполнением подрядной организацией работ по капитальному ремонту кровли детской школы искусств станицы Павловской муниципального образования Павловский район муниципальный контракт был расторгнут в одностороннем порядке, средства краевого бюджета не освоены в размере 10,7 млн. рублей.
В 2022 году по подпрограмме "Развитие водопроводно-канализационного комплекса населенных пунктов Краснодарского края" государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" по мероприятиям, направленным на разработку проектной документации по организации водоснабжения населения и водоотведения, из предусмотренных к разработке муниципальными образованиями 15 комплектов проектной документации подготовлено только 9 комплектов.
По объекту "Реконструкция водопроводных очистных сооружений производительностью 1250,0 куб. м/сутки в ст. Переясловская Брюховецкого района Краснодарского края" не получено положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектную документацию в связи с тем, что не решен вопрос по оформлению земельных участков под проектируемый объект (не освоено 5,6 млн. рублей средств краевого бюджета).
По четырем объектам водоотведения (Южно-Кубанское сельское поселение Динского района, Псебайское городское поселение Мостовского района, Анастасиевское и Протокское сельские поселения Славянского района) имели место нарушения проектными организациями условий заключенных муниципальных контрактов (не освоено 15 млн. рублей средств краевого бюджета).
По объекту "Реконструкция очистных сооружений канализации ст. Каневская" в связи с отсутствием результата оказанных услуг (положительного заключения государственной экспертизы проектной документации) расторгнут муниципальный контракт (не освоено 7 млн. рублей средств краевого бюджета).
По мероприятиям указанной подпрограммы, реализуемым в рамках федерального проекта "Чистая вода" и регионального проекта Краснодарского края "Качество питьевой воды", не освоено 15,8 млн. рублей средств федерального и краевого бюджетов по объекту "Строительство системы водоподготовки для Курчанского водозабора и водовода от насосной станции 2-го подъема Курчанского водозабора до распределительной камеры на ул. Первомайской, д. 39/1 в г. Темрюке" в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком условий муниципального контракта (несоответствие выполненных работ проектной документации).
В 2022 году по подпрограмме "Подготовка градостроительной и землеустроительной документации на территории Краснодарского края" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" по мероприятиям, направленным на подготовку изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Краснодарского края, не освоено 0,4 млн. рублей средств краевого бюджета муниципальным образованием Щербиновский район в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком условий муниципального контракта и его расторжением.
В 2022 году по подпрограмме "Жилище" государственной программы "Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры" не освоено 6,4 млн. рублей средств краевого бюджета по объекту "Строительство сети газораспределения для мкр. Северный в ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края" в связи с нарушением проектными организациями условий муниципальных контрактов (не получено заключение управления государственной охраны культурного наследия и, соответственно, не получено положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектную документацию).
В 2022 году в рамках реализации мероприятия подпрограммы "Газификация Краснодарского края" государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса", направленного на организацию газоснабжения населения, не достигнуты планируемые показатели и не освоены в полном объеме денежные средства по строительству двух распределительных газопроводов. В муниципальном образовании город-курорт Геленджик построено 2,15 км газопровода из запланированных 4,56 км, не освоены средства краевого бюджета в сумме 10,6 млн. рублей. В Туапсинском городском поселении Туапсинского района техническая готовность объекта "Распределительный газопровод низкого давления в районе ул. Новицкого в г. Туапсе - 1 очередь" составляет порядка 12 процентов, не освоены средства краевого бюджета в сумме 50,3 млн. рублей.
Кроме того, по семи объектам проектирования (город Горячий Ключ, Туапсинское городское поселение, Калининский, Лабинский и Ленинградский районы) не получено положительное заключение государственной экспертизы ввиду наличия замечаний и, как следствие, необходимости корректировок.
В рамках реализации мероприятия по предоставлению субсидий по организации теплоснабжения населения в муниципальных образованиях края не освоены денежные средства, предусмотренные на реализацию двух объектов - котельных в Черноморском городском поселении Северского района. В совокупности по двум объектам не освоено за счет средств краевого бюджета порядка 29,3 млн. рублей.
В рамках реализации мероприятия по проектированию и строительству объектов теплоснабжения государственной собственности не получено положительное заключение государственной экспертизы по объекту "Проектирование и строительство теплотрассы ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" город Краснодар, ул. Мира, 53". Повторно получено отрицательное заключение ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза". Ведется претензионная работа к подрядной организации. В 2023 году после выполнения мероприятий по возврату денежных средств планируется проведение конкурсной процедуры по выбору подрядной организации на выполнение работ по проектированию.
В рамках реализации мероприятия по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты по строительству объектов заправки транспортных средств, кассовое исполнение составило 36 млн. рублей из предусмотренных 108 млн. рублей. На отчетную дату предоставлены субсидии на компенсацию части затрат по строительству одной (в городе Гулькевичи) из трех введенных в эксплуатацию автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций в городах Ейск, Гулькевичи и Павловском районе.
По подпрограмме "Пожарная безопасность в Краснодарском крае" государственной программы "Обеспечение безопасности населения" в рамках реализации мероприятия по созданию базовой и совершенствованию существующей системы обеспечения пожарной безопасности в Краснодарском крае (проектирование и строительство быстровозводимых депо) не введено в эксплуатацию пожарное депо в станице Костромской муниципального образования Мостовский район и не достигнут уровень технической готовности объектов в размере 10 процентов по двум пожарным депо в селе Шабельском муниципального образования Щербиновский район и в поселке Первомайском муниципального образования город Горячий Ключ.
В рамках государственной программы "Развитие общественной инфраструктуры" не завершены строительством два малобюджетных спортивных комплекса в поселках городского типа Джубга Туапсинского района и Псебай Мостовского района.
По государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" сложился недостаточный уровень освоения бюджетных средств подпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края". Общий объем финансирования в соответствии с показателями уточненной сводной бюджетной росписи в 2022 году - 38,7 млн. рублей, профинансировано 34,8 млн. рублей (89,9 процента). При этом также не выполнен целевой показатель объема производства рыбы живой, свежей или охлажденной, при плане на текущий год 29400,0 тонны на отчетную дату он составил 15700,8 тонны (53,4 процента от планового объема).
Основными причинами недостижения значения показателя являются снижение промысловых запасов мелкосельдевых видов рыб, уменьшение количества рыбопромыслового флота, работавшего в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне в 2022 году, вызванное плановыми ремонтами, установленный запрет на выход судов в акваторию Азовского моря в 2022 году в связи с проведением специальной военной операции.
По государственной программе "Развитие здравоохранения" при реализации мероприятий, направленных на развитие первичной медико-санитарной помощи в 2022 году, не были завершены строительно-монтажные работы офиса врача общей практики в станице Махошевской Мостовского района, строительство объекта и ввод в эксплуатацию перенесены с 2022 на 2023 год. Причиной стало нарушение сроков строительства из-за отсутствия квалифицированных специалистов в подрядных организациях.
Кроме того, по мероприятиям, направленным на разработку проектно-сметной документации по строительству зданий офисов врачей общей практики, на конец отчетного периода проектно-сметная документация не разработана по двум объектам (поселок Краснофлотский Ейского района, село Каштаны города-курорта Сочи).
По государственной программе "Социальная поддержка граждан" при реализации мероприятия по осуществлению капитального строительства государственной собственности Краснодарского края в целях реализации инвестиционных проектов социальной инфраструктуры (строительство дома социального обслуживания в городе Приморско-Ахтарске) остались неосвоенными 21,5 млн. рублей, положительное заключение государственной экспертизы не получено.
Не осуществлялись финансирование, предусмотренное на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Краснодарского края, подготовка проектной документации к инвестиционному проекту "Реконструкция очистных сооружений ГБУ СО КК "Терновский психоневрологический интернат", в связи с чем не освоены 5,9 млн. рублей.
В рамках реализации государственной программы "Развитие общественной инфраструктуры" в 2022 году из 14 запланированных положительных заключений государственной экспертизы проектной документации на строительство поликлиник получено 12, по 2 объектам ("Поликлиника на 500 посещений в смену ГБУЗ "Выселковская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края" и "Поликлиника на 500 посещений в смену ГБУЗ "Курганинская центральная районная больница" министерства здравоохранения Краснодарского края") осуществлено позднее заключение государственных контрактов (договоров) на прохождение государственной экспертизы. Средства краевого бюджета в объеме 168,1 млн. рублей остались неосвоенными.
В целом реализация государственных программ в 2022 году позволила добиться значительной концентрации бюджетных средств для решения важных социальных проблем и достичь существенных результатов во многих отраслях экономики Краснодарского края.
На основании вышеизложенного и в целях повышения эффективности результатов дальнейшей реализации государственных программ Краснодарского края Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам И.П. Артеменко о выполнении государственных программ Краснодарского края в 2022 году принять к сведению.
2. Признать результаты выполнения государственных программ Краснодарского края в 2022 году удовлетворительными.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края, определенным в качестве координаторов государственных программ Краснодарского края:
1) принять меры по устранению выявленных недостатков при реализации мероприятий государственных программ Краснодарского края;
2) повысить уровень контроля за выполнением государственных программ Краснодарского края;
3) обеспечить соблюдение сроков утверждения распределения (дополнительного распределения) субсидий между муниципальными образованиями Краснодарского края и заключения соглашений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
4) обеспечить полное и целевое расходование выделенных средств федерального, краевого и местных бюджетов и достижение плановых значений установленных целевых показателей в 2023 году;
5) обеспечивать своевременную разработку и принятие нормативных правовых актов Краснодарского края (внесение в них изменений), необходимых для реализации мероприятий государственных программ Краснодарского края;
6) обеспечить постоянный контроль за своевременным выполнением программных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края;
7) повысить качество планирования реализации мероприятий государственных программ Краснодарского края и эффективность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Краснодарского края;
8) по итогам каждого квартала 2023 года обеспечить представление в Законодательное Собрание Краснодарского края в установленном порядке отчетов о ходе выполнения государственных программ Краснодарского края.
4. Рекомендовать департаменту строительства Краснодарского края:
1) взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятий, направленных на строительство (реконструкцию) объектов общественной инфраструктуры муниципального значения, а также на разработку проектной документации и инженерных изысканий в целях создания новых мест в образовательных организациях в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие общественной инфраструктуры";
2) совместно с министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края взять на особый контроль в 2023 году строительство общеобразовательной школы-интерната для одаренных детей "Наследие" в городе Краснодаре в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие образования";
3) взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятия регионального проекта Краснодарского края "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" (строительство дома социального обслуживания в городе Приморско-Ахтарске);
4) взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятия государственной программы "Социальная поддержка граждан" по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Краснодарского края, в рамках которого осуществляется подготовка проектной документации к инвестиционному проекту "Реконструкция очистных сооружений ГБУ СО КК "Терновский психоневрологический интернат";
5) принять в 2023 году исчерпывающие меры по завершению строительства пожарных депо в муниципальных образованиях Мостовский и Щербиновский районы, город Горячий Ключ в рамках государственной программы Краснодарского края "Обеспечение безопасности населения";
6) обеспечить принятие органами местного самоуправления мер по завершению строительства и вводу в эксплуатацию в 2023 году малобюджетных спортивных залов в поселках городского типа Джубга Туапсинского района и Псебай Мостовского района в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие общественной инфраструктуры";
7) взять на особый контроль реализацию мероприятия по проектированию и строительству стандартного жилья с последующим предоставлением построенного жилья по договорам социального найма;
8) совместно с органами местного самоуправления муниципального образования Калининский район принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию мероприятий по обеспечению в целях жилищного строительства земельных участков инженерной инфраструктурой, в том числе предоставленных (предоставляемых) семьям, имеющим трех и более детей, а также под стандартное жилье и жилье из быстровозводимых конструкций (по земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности).
5. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
1) взять на особый контроль реализацию мероприятий программы, направленных на разработку проектной документации объектов капитального строительства, в целях развития водоснабжения и коммунального водоотведения населенных пунктов Краснодарского края;
2) при проведении отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края по организации водоснабжения и водоотведения повысить требования к качеству подготовки заявок муниципальных образований (наличие необходимых согласований, детальность проработки проекта);
3) обеспечить принятие органами местного самоуправления мер для полного и своевременного освоения субсидий, выделенных на мероприятия государственной программы "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", а также достижения показателей, установленных соглашениями, в том числе в рамках федерального проекта "Чистая вода" и регионального проекта Краснодарского края "Качество питьевой воды", а также в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и регионального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда";
4) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края до конца 2023 года обеспечить завершение работ по проектированию и строительству объектов газоснабжения, начатых в 2022 году в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса";
5) взять на контроль завершение в 2023 году работ по строительству блочных котельных в поселке городского типа Черноморский муниципального образования Северский район, начатых в 2022 году в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса";
6) совместно с ГКУ КК "Агентство ТЭК" обеспечить в 2023 году завершение работ по проектированию теплотрассы ГБПОУ КК "Краснодарский монтажный техникум" в городе Краснодаре;
7) взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятия по строительству объектов заправки транспортных средств природным газом в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса".
6. Рекомендовать министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятия по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края".
7. Рекомендовать министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края взять на особый контроль в 2023 году реализацию мероприятий, направленных на развитие сети и инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающих доступ населения Краснодарского края к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей, в рамках государственной программы Краснодарского края "Развитие образования".
8. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края рассмотреть возможность корректировки мер поддержки и целевого показателя подпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" с целью наибольшей эффективности освоения бюджетных средств, достижения целевого показателя и непосредственных результатов.
9. Рекомендовать департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края:
1) совместно с органами местного самоуправления муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию мероприятий по подготовке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) городских округов Краснодарского края в полном объеме в установленные сроки;
2) совместно с органами местного самоуправления муниципального образования Щербиновский район принять исчерпывающие меры, направленные на реализацию мероприятий по подготовке изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Краснодарского края.
10. Рекомендовать департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края усилить работу с гражданами - участниками долевого строительства многоквартирных домов с целью своевременной подачи ими заявлений на выплату возмещения, определенную Законом Краснодарского края от 4 мая 2018 года N 3792-КЗ "О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края".
11. Рекомендовать министерству промышленной политики Краснодарского края:
1) провести работу по привлечению промышленных предприятий к участию в государственных и муниципальных закупках;
2) оказать содействие унитарной некоммерческой организации "Фонд развития промышленности Краснодарского края" в получении дополнительного финансирования в целях дальнейшей капитализации.
12. Рекомендовать министерству финансов Краснодарского края обеспечить финансирование государственных программ Краснодарского края в утвержденных объемах и в сроки, позволяющие своевременно провести необходимые закупки конкурентными способами и реализовать мероприятия государственных программ Краснодарского края.
13. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) принять меры по устранению выявленных недостатков при реализации мероприятий государственных программ Краснодарского края;
2) обеспечить своевременное заключение соглашений (дополнительных соглашений) о предоставлении субсидий либо иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, распределение (перераспределение) которых осуществляется в течение года (30 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего правового акта);
3) предусматривать в местных бюджетах в полном объеме средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Краснодарского края, связанные с реализацией государственных программ Краснодарского края;
4) обеспечить полное и своевременное расходование средств федерального бюджета и бюджета Краснодарского края, предоставленных местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
5) усилить контроль за исполнением муниципальных контрактов;
6) обеспечить участие в отборе муниципальных образований для предоставления субсидий на очередной финансовый год и плановый период, исходя из наличия потребностей муниципального образования в строительстве (реконструкции), приобретении, капитальном ремонте и оснащении объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
7) оказывать содействие в выделении и оформлении земельных участков для строительства объектов первичного звена здравоохранения, а также в обеспечении технического присоединения к системам коммунальной инфраструктуры;
8) своевременно осуществлять работы по благоустройству территорий, прилегающих к объектам здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе по обеспечению подъездными путями, ограждением), оказывать содействие в подключении к системам электроэнергетики, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения;
9) принимать дополнительные меры по обеспечению в муниципальных образованиях транспортной доступности объектов здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, посредством осуществления работ по строительству, капитальному и иному ремонту автомобильных дорог местного значения, обеспечения населения общественным транспортом;
10) в целях развития кадрового потенциала и сохранения уровня укомплектованности медицинским персоналом обеспечить координацию взаимодействия обучающихся в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и в государственных образовательных организациях высшего образования, заключивших договоры о целевом обучении с государственными бюджетными учреждениями здравоохранения министерства здравоохранения Краснодарского края.
14. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края взять под личный контроль организацию своевременного выполнения программных мероприятий и эффективного использования бюджетных средств.
15. Рекомендовать представительным органам муниципальных образований Краснодарского края рассмотреть настоящее постановление на ближайших сессиях и принять меры по обеспечению полного и своевременного освоения бюджетных средств и выполнения мероприятий в рамках государственных программ Краснодарского края.
16. Постоянным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края ежемесячно осуществлять мониторинг выполнения государственных программ Краснодарского края и ежеквартально подводить итоги их реализации на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края с участием представителей органов исполнительной власти Краснодарского края (координаторов программ) и представителей муниципальных образований Краснодарского края.
17. Постоянному комитету Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам совместно с профильными постоянными комитетами Законодательного Собрания Краснодарского края осуществлять ежемесячный текущий контроль и ежеквартальный контроль за ходом реализации государственных программ Краснодарского края.
18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной, налоговой, экономической политике, предпринимательству и финансовым рынкам.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
23 марта 2023 года
N 352-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 марта 2023 г. N 352-П "О выполнении государственных программ Краснодарского края в 2022 году"
Вступает в силу с 7 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 27 марта 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 29 марта 2023 г. N 2300202303290015