Краснодар |
|
05 мая 2014 г. |
Дело N А32-8472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Кубанские магистральные сети" (ИНН 2312130841, ОГРН 1062309023611) - Шматовой Ю.В. (доверенность от 01.04.2014), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1102308008330) - Исмаиловой И.Р. (доверенность от 26.02.2014), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кубанские магистральные сети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-8472/2013, установил следующее.
ОАО "Кубанские магистральные сети" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в уклонении от предоставления в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505002:4, а также о возложении на заинтересованное лицо обязанности подготовить проект договора аренды данного земельного участка и направить его в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общество не представило доказательств наличия у него указанного права. Из приобщенных к заявлению документов невозможно с полной достоверностью установить факт передачи обществу в результате правопреемства прав на спорный земельный участок. В уставе общества указано, что нему переходит часть прав предшественника в соответствии с разделительным балансом. Указанный разделительный баланс представлен не был. Кроме того, согласно перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - приказ N 475, Перечень), заявитель обязан представить копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня. Названные обстоятельства позволили судам сделать вывод о том, заявитель не в полном объеме выполнил требования к составу документов, необходимых для принятия решения о переоформлении прав на спорный земельный участок.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление апелляционного суда. По мнению заявителя, представленные в дело документы, подтверждают факт перехода к обществу прав на спорный земельный участок. Данное обстоятельство следует из положений статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Кроме того, общество исполнило требования приказа N 475.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Представитель территориального управления возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Усть-Лабинского района Краснодарского края от 30.10.1995 N 757 обществу "Кубаньэнерго" предоставлено 12,4558 га земли в постоянное (бессрочное) пользование в границах, указанных на чертеже, что подтверждено государственным актом серии КК-2 N 257000578, зарегистрированным в книге записей государственных актов за N 579 (т. 1, л. д. 20 - 30).
Земельный участок площадью 34 808 +/- 65 кв. м (кадастровый номер 23:35:0505002:4), предназначенный для производственных целей, поставлен на государственный кадастровый учет 23.03.2004 (т. 1, л. д. 31 - 35).
Общество создано путем реорганизации в форме выделения. В сведениях о реорганизуемом юридическом лице, правопреемником которого является создаваемое юридическое лицо (предшественник) указано акционерное общество открытого типа "Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани", ОГРН 1022301427268 (т. 1, л. д. 101 - 107).
Согласно пункту 1.2 устава общество является правопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО "Кубаньэнерго" в соответствии с разделительным балансом, утвержденным внеочередным общим собранием акционеров (протокол от 13.01.2006; т. 1, л. д. 57 - 84).
Суды установили, что общество неоднократно обращалось в территориальное управление с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 34 808 кв. м (кадастровый номер 23:35:0505002:4), расположенный в Усть-Лабинском районе Краснодарского края и занятый ПС-220/110/35 кВ "Усть-Лабинская" (т. 1, л. д. 4 - 29).
Поскольку заинтересованное лицо не совершило действий по переоформлению права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) нормам законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к выводу о том, что общество не представило все документы, требуемые уполномоченному органу для принятия решения о переоформлении прав в отношении спорного земельного участка (копии документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, если право на данный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 Перечня).
В то же время суды не учли следующее.
При обращении в уполномоченный орган общество просило переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505002:4, занятого ПС-220/110/35 кВ "Усть-Лабинская".
Решение по заявлениям общества территориальное управление не приняло, проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:0505002:4 не подготовило и в адрес заявителя не направило.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие данного Кодекса.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Признаются действительными (в том числе) государственные акты о праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
Общество, обращаясь в территориальное управление, представило документы, из которых следует, что оно является собственником объекта недвижимости ПС-220/110/35/10 кВ "Усть-Лабинская" (литера Б), расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, г. Усть-Лабинск. В качестве документов, послуживших основанием для государственной регистрации права, в свидетельстве указаны выписка из протокола внеочередного общего собрания ОАО "Кубаньэнерго" от 13.01.2006, разделительный баланс ОАО "Кубаньэнерго", реорганизуемого в форме выделения, от 13.01.2006, выписка из заседания Совета директоров ОАО "Кубаньэнерго" от 17.11.2005 N 9 (т. 1, л. д. 10). В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 08.08.2012 земельного участка площадью 34 808 кв. м с кадастровым номером 23:35:0505002:4, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, электросетевой комплекс ПС-35/10 кВ АГНКС; т. 1, л. д. 31). В названном документе указано, что участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Кубаньэнерго" на основании государственного акта серии КК-2 N 257000578.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие Земельного кодекса к лицу, которое в силу пункта 1 статьи 20 данного Кодекса не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу до даты, определенной действующим законодательством, надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность. Аналогичной позиции необходимо придерживаться в случаях, когда право собственности на недвижимость перешло в силу договоров мены, дарения, других сделок, а также в связи с реорганизацией юридического лица в порядке правопреемства.
Пункт 2 статьи 3 Вводного закона устанавливал обязанность юридических лиц (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса) переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
С учетом названной нормы при оценке доводов заявителя о том, что им представлены в уполномоченный орган все документы, необходимые для принятия решения о переоформлении права, судам следовало руководствоваться положениями приказа N 475.
В материалах дела находится заявление от 05.09.2012, из которого следует, что при обращении в территориальное управление в целях переоформления прав на земельный участок общество приложило, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости ПС-220/110/35 кВ "Усть-Лабинская" (литера Б), государственный акт серии КК-2 N 257000578 и постановление главы Усть-Лабинского района от 15.03.2004 N 342 (т. 1, л. д. 11, 12). Данные документы не получили надлежащей судебной оценки с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления от 24.03.2005 N 11, а также положений пунктов 2 и 3 приказа N 475.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой (апелляционной) инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими. Таким образом, процессуальный закон, определяя пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции, не предоставил последней права оценивать доказательства, которые не были предметом исследования судов первой и (или) апелляционной инстанций. Вместе с тем выяснение вопросов, касающихся соблюдения обществом порядка обращения в уполномоченный орган, имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края для устранения нарушений, допущенных при рассмотрении заявленных требований, обсуждения вопроса о необходимости привлечения к участию в деле ОАО "Кубаньэнерго", установления наличия совокупности оснований, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным, и принятия судебного акта, соответствующего положениям статьи 15 Кодекса.
Расходы общества по уплате государственной пошлины при обращении в кассационный суд (т. 2, л. д. 117) распределить при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 289 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А32-8472/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия такого решения уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
В материалах дела находится заявление от 05.09.2012, из которого следует, что при обращении в территориальное управление в целях переоформления прав на земельный участок общество приложило, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости ПС-220/110/35 кВ "Усть-Лабинская" (литера Б), государственный акт серии КК-2 N 257000578 и постановление главы Усть-Лабинского района от 15.03.2004 N 342 (т. 1, л. д. 11, 12). Данные документы не получили надлежащей судебной оценки с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления от 24.03.2005 N 11, а также положений пунктов 2 и 3 приказа N 475."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2014 г. N Ф08-3005/14 по делу N А32-8472/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3662/15
24.03.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2680/15
29.12.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8472/13
05.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3005/14
04.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21114/13
30.10.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8472/13