г. Краснодар |
|
12 мая 2014 г. |
Дело N А22-1845/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Чесняк Н.В.,
судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И.,
при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (г. Элиста, ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225) - Китаева А.К. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Нимеева Баты Николаевича (г. Элиста, ИНН 081401584652, ОГРНИП 312081610700061), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Нимеева Баты Николаевича на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А22-1845/2013 (судьи Жуков Е.В., Джамбулатов С.И., Сомов Е.Г.),
установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальный предприниматель Нимеев Б.Н. (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным решения конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство) об отказе в предоставлении гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленного протоколом от 06.08.2013 N 6, в части оценки критерия бизнес-плана главы хозяйства "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство", определения итогового балла оценки бизнес-плана и в части непредоставления средств государственной поддержки и об обязании министерства оценить критерий "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана главы хозяйства в 100 баллов, обязании министерства определить итоговый балл оценки бизнес-плана главы хозяйства с учетом 100 баллов критерия "Направление деятельности крестьянского фермерского хозяйства - мясное скотоводство" и размер гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и предоставлении средств государственной поддержки главе хозяйства (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 22.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что в нарушение Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 N 185 (далее - Порядок), конкурсной комиссией министерства один из критериев бизнес-плана оценен в 0 баллов, что не соответствует приложению N 4 Порядка. Кроме того, комиссия не выполнила указания апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013, в частности, не определила итоговый балл, набранный заявителем в соответствии с балльной шкалой, и не соотнесла его с баллами других участников конкурса. Отказывая в предоставлении средств государственной поддержки главе хозяйства министерство не учло, что арбитражным судом при рассмотрении дел N А22-2516/2012 и N А22-484/2013 приняты обеспечительные меры в отношении средств, выделенных бюджетом Республики Калмыкия на предоставление грантов.
Постановлением апелляционного суда от 28.01.2014 решение от 22.10.2013 отменено в части обязания министерства оценить критерий "Направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства - мясное скотоводство" бизнес-плана главы хозяйства в 100 баллов; обязании министерства определить итоговый балл оценки бизнес-плана главы хозяйства с учетом 100 баллов критерия "Направление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства - мясное скотоводство"; обязании министерства определить размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и предоставлении средств государственной поддержки главе хозяйства, в этой части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения. В постановлении апелляционный суд указал, что гранты могут быть предоставлены только победителям конкурса. Поскольку предусмотренные порядком процедуры по определению итогового балла, набранного главой хозяйства, не осуществлялись, на данной стадии указанное лицо не может быть признано победителем конкурса, следовательно, обязывать министерство провести в отношении заявки главы хозяйства (допущенного к участию в конкурсе по решению от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013) публичные процедуры, предусмотренные порядком, не представляется возможным.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить постановление и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, признание протокола от 06.08.2013 N 6 незаконным означает наличие у министерства обязанности предоставить главе хозяйства средства государственной поддержки. Кроме того, согласно протоколу конкурсной комиссии министерства от 08.11.2013 N 7 вопреки решению суда от 22.10.2013 в части обязания оценить критерий "Направление деятельности главы хозяйства - мясное скотоводство" данный критерий снова оценен в 0 баллов. Платежными поручениями от 14.11.2013 N 17 и от 20.11.2013 N 89 главе хозяйства перечислено 673 621 рубль 30 копеек и 99 рублей 19 копеек (т. 1, л. д. 131 -132), вместо 1 200 тыс. рублей. Согласно приложению N 4 Порядка данный показатель должен быть оценен в 100 баллов, иного не указано.
В отзыве на жалобу министерство просило отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на законность и обоснованность постановления.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы отзыва, пояснил, что главе хозяйства выплачены средства государственной поддержки в сумме 673 621 рубль 30 копеек.
Изучив материалы дела, выслушав представителя министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 09.07.2012 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Нимеева Б.Н. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и предпринимателя с основным видом деятельности - животноводство.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013 отменено решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.04.2013 в части обязания министерства предоставить главе хозяйства грант на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства в сумме 1 200 тыс. рублей. В части признания незаконным решения конкурсной комиссии министерства, оформленного протоколом от 12.02.2013 N 4 об отказе главе хозяйства предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, решение от 16.04.2013 оставлено в силе. На министерство возложена обязанность провести в отношении заявки главы хозяйства публичные процедуры, установленные постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 N 185 "Об утверждении порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских фермерских хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров".
Решением конкурсной комиссии министерства, оформленным протоколом от 06.08.2013 N 6, главе хозяйства отказано в предоставлении средств государственной поддержки в виду того, что лимит бюджетных средств на 2012 год направлен победителям конкурсного отбора, а в 2013 году предоставление лимитов не реализацию поддержки начинающим фермерам не предусмотрено (т. 1, л. д. 7 - 8).
Не согласившись с данным решением, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и возложении на министерство обязанности предоставить грант и провести соответствующие процедуры по оценке критериев бизнес-плана.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие нормативного акта либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Проведение конкурса, результаты которого (оформленные протоколом от 06.08.2013 N 6) оспаривает глава хозяйства, должно было осуществляться министерством в соответствии с нормами ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 172, республиканской целевой программы "Поддержка начинающих фермеров на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 15.05.2012 N 147, а также Порядка.
Согласно пункту 9 Порядка для проведения конкурсного отбора создается комиссия по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - комиссия). Положение и состав комиссии утверждаются Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - уполномоченный орган).
Предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам осуществляется при представлении в уполномоченный орган документов, перечисленных в пункте 13 Порядка (в том числе заявки на участие и бизнес-плана по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства). Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных документов осуществляет проверку их полноты и достоверности (пункт 16 Порядка). Случаи, в которых заявителю отказывается в участии в конкурсе, предусмотрены в пункте 17 Порядка.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство принимается комиссией после рассмотрения бизнес-планов и их оценки по критериям в соответствии с приложением N 4 к названному Порядку в течение 10 рабочих дней со дня заседания комиссии. По каждому рассматриваемому бизнес-плану определяется итоговый балл, который заносится в сводную ведомость по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
В силу пункта 19 Порядка победителями конкурса признаются заявители, набравшие наибольшее количество баллов. При достижении равных показателей предпочтение отдается заявителю, подавшему заявку в более ранние сроки.
По результатам проведения конкурса комиссия определяет победителей конкурса и размеры грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство, исходя из лимитов бюджетных средств на соответствующий финансовый год, а также утверждает планы расходов за счет гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство (пункт 20 Порядка).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что министерство не исполнило указание апелляционной инстанции от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013 и незаконно отказало в предоставлении средств государственной поддержки ввиду того, что лимит бюджетных средств на 2012 год направлен победителям конкурсного отбора.
Суд апелляционной инстанции отменил решение в части обязания министерства проведения процедур в соответствии с установленным Порядком, поскольку в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда входит проверка нормативных актов (решений, постановлений и др.) на их соответствие требованиям законодательства. Кроме того, как установили судебные инстанции, гранты могут быть предоставлены только победителям конкурса. Исполняя указания апелляционной инстанции от 20.06.2013 по делу N А22-484/2013 и решение от 22.10.2013 по настоящему делу, министерством согласно протоколу конкурсной комиссии от 08.11.2013 N 7, в соответствии с балльной шкалой бизнес-плана оценен бизнес-план главы хозяйства в 110 баллов, сумма всех набранных победителями (в том числе и главы хозяйства) конкурса баллов - 8 860. Кроме того министерству поручено произвести перерасчет ранее выплаченных бюджетных средств победителям конкурсного отбора (т. 1, л. д. 133 - 134). На основании распоряжения от 13.11.2013 N 1/522470 главе хозяйства начислен и предоставлен грант в размере 673 621 рубля 30 копеек на основании протокола конкурсной комиссии от 08.11.2013 N 7. Согласно платежным поручениям грант в названной сумме перечислен (т. 1, л. д. 131 - 132). Таким образом, отсутствовала необходимость обязания министерства по проведению установленных Порядком процедур.
Довод заявителя о том, что конкурсной комиссией от 08.11.2013 N 7 снова не определено направление - мясное скотоводство в размере 100 балов, суд кассационной инстанции не принимает, поскольку данный протокол не являлся предметом рассмотрения в настоящем деле. Таким образом, применение последствий, о которых просит заявитель, невозможно.
В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судом апелляционной инстанции, выводы которого заявитель документально не опроверг.
Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округах
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по делу N А22-1845/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В.Чесняк |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.