30 марта 2023 года Конституционный Суд РФ поддержал конкуренцию на торгах. Слушание дела о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" по жалобам АО "Специализированный Застройщик "Кошелев-проект Самара" и АО "Кошелев-проект" состоялось 26 января 2023 года.
История вопроса
Оба заявителя признаны нарушившими закон "О защите конкуренции" и привлечены к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. Антимонопольный орган пришел к выводу, что девелоперы не вели между собой добросовестную конкурентную борьбу, а их совместное участие в аукционах имело целью поддержание наиболее выгодной цены контрактов. Для этого после минимального снижения цены застройщики отказывались от борьбы, и процедура торгов завершалась победой одного из них. Общая сумма назначенных штрафов составила 138 млн. руб.
Суды отказали заявителям в признании этого решения незаконным. При этом их довод о том, что обе компании фактически подконтрольны одному лицу, а потому не могут конкурировать между собой, был отклонен.
Позиция заявителя
По мнению заявителей, оспариваемые положения не соответствуют статьям 4 (часть 2), 8 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 2), 45 (части 1 и 2) и 46 (часть 1) Конституции РФ, поскольку они допускают контроль хозяйствующих субъектов исключительно по формальным признакам, а также позволяют выявлять нарушения антимонопольного законодательства без исследования фактических обстоятельств и установления реальности угрозы ограничения конкуренции.
Позиция Суда
Государство обязано выявлять и пресекать нарушения антимонопольного законодательства. Его регулирование должно быть предсказуемо, основано на принципах справедливости и равенства и связано с состоянием экономики.
Закон запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, реализующими или приобретающими товары на одном рынке, если это может привести к негативным последствиям для экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Запрет картеля имеет особое значение для торгов, смысл которых без конкуренции утрачивается.
Этот запрет, однако, имеет исключения. Иммунитет от ответственности за картель предоставлен хозяйствующим субъектам, образующим группу лиц, если один из них контролирует другого или же они находятся под контролем одного лица. Непосредственно контролем закон признает возможность прямо или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) определять решения, принимаемые другим юрлицом. При этом установлены только два самостоятельных квалифицирующих признака такого контроля: распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) уставного капитала юрлица и (или) осуществление функций исполнительного органа юрлица.
Применительно к запрету картелей на торгах дифференциация хозяйствующих субъектов на основе признаков формального контроля не может рассматриваться как произвольная и дискриминационная по отношению к тем из них, кто, образуя группу лиц, этим критериям не соответствует. Нахождение в одной группе лиц, хоть и предполагает возможность влияния участников друг на друга, но может и не достигать той степени, которая позволяет определять решения одного лица как контроль над другим.
Расширительное толкование оспариваемых норм препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования. Более того, если контроль юридически надлежащим образом не выражен, он может быть связан с намерением скрыть свою роль в деятельности формально независимого хозяйствующего субъекта. Для хозяйствующих субъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих нормативно установленным признакам контроля, их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Поэтому нераспространение на них исключения из запрета картелей на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и дискриминация.
Часть 8 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции" признана соответствующей Конституции РФ. Согласно Постановлению КС РФ по второй оспариваемой норме производство прекращено.
Председательствует в процессе |
В.Д. Зорькин |
Судья-докладчик |
А.Ю. Бушев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бизнес-партнеров оштрафовали за сговор на торгах. Заявители объясняли, что входят в одну группу лиц и потому в принципе не могли конкурировать. Они должны быть освобождены от ответственности. Но оспорить штраф не удалось. Заявители не соответствуют критериям подконтрольности - распоряжение контролирующим лицом более 50% уставного капитала и (или) осуществление им функций исполнительного органа юрлица.
Заявители полагали, что подконтрольность должна определяться не только формальными критериями, но и фактическими обстоятельствами, которые проверяются в каждом конкретном случае. Они рассчитывали на расширение иммунитета от ответственности.
Однако Конституционный Суд РФ не счел оспариваемые нормы дискриминацией. Влияние участников одной группы друг на друга может и не достигать той степени, которая свидетельствует о контроле. Расширительное толкование оспариваемых норм препятствовало бы антимонопольному регулированию.
Информация Конституционного Суда РФ от 30 марта 2023 г. "30 марта 2023 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности части 8 статьи 11 и пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-