В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Красноярского края от 10.02.2000 N 9-631 "О защите населения и территории Красноярского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2004 N 92-п "О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края", руководствуясь Уставом Пировского муниципального округа, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) Пировского муниципального округа.
2. Руководителям организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности принять к руководству Порядок организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами ТП РСЧС Пировского муниципального округа.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу после официального опубликования в районной газете "Заря".
Глава Пировского муниципального округа |
А.И. Евсеев |
Утверждён
постановлением администрации
Пировского муниципального округа
от 29 декабря 2022 года N 681-п
Порядок
организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами ТП РСЧС Пировского муниципального округа
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет организацию тушения ландшафтных (природных) пожаров на территории Пировского муниципального округа, за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, силами и средствами ТП РСЧС Пировского муниципального округа.
1.2. Настоящий Порядок применяется для организации взаимодействия органов местного самоуправления Пировского муниципального округа, организаций, предприятий и учреждений при тушении ландшафтных (природных) пожаров на территории Пировского муниципального округа в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для защиты населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры. Патрульные, патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы - создаваемые решением Главы Пировского муниципального округа, основными задачами которых является выявление загораний на ранней стадии развития, тушение их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей и привлечение их к административной ответственности.
1.3. Реагирование по тушению ландшафтных (природных) пожаров осуществляется незамедлительно при обнаружении очагов пожаров в границах населенных пунктов поселения, в 5-километровой зоне в границах муниципального округа, за границами населенных пунктов, вблизи объектов инфраструктуры и экономики при отсутствии естественных преград силами ТП РСЧС.
1.4. Решения о мерах по тушению ландшафтных (природных) пожаров, обнаруженных за пределами 5-километровой зоны за границами населенных пунктов, привлечению сил ТП РСЧС принимаются комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) Пировского муниципального округа.
1.5. Органы местного самоуправления при недостаточности сил и средств обращаются в Правительство Красноярского края о выделении дополнительных сил и средств регионального уровня.
1.6. До начала и в период пожароопасного сезона, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности, владеющие на праве собственности земельными участками, арендующие земельные участки за пределами границ населенных пунктов, обязаны создать и поддерживать в готовности силы и средства, предназначенные для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
1.7. На период пожароопасного сезона на муниципальном уровне создается постоянно действующий оперативный штаб.
1.8. Сводный учет ландшафтных (природных) пожаров на территории Пировского муниципального округа осуществляет КГБУ "Пировское лесничество".
1.8.1. Сведения о ландшафтных (природных) пожарах на территории Пировского муниципального округа представляются оперативному дежурному ЕДДС Пировского муниципального округа.
2. Реагирование органов управления РСЧС на возникновение ландшафтных (природных) пожаров
2.1. КГБУ "Пировское лесничество" ежедневно представляет в оперативный штаб, в единую дежурно-диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) Пировского муниципального округа информацию о вновь обнаруженных, действующих и ликвидированных ландшафтных (природных) пожарах.
2.2. Органы местного самоуправления муниципального образования, организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности и граждане незамедлительно обязаны представить информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях в лесах и иных природных средах в ЕДДС Пировского муниципального округа, в границах которого обнаружена термическая аномалия, очаги горения и задымления.
2.3. ЕДДС Пировского муниципального округа:
- оперативно обрабатывают информацию о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях от любых источников информации;
- после приема информации о термических аномалиях, очагах горения и задымлениях, ЕДДС Пировского муниципального округа незамедлительно доводят информацию о местонахождении термических аномалий, очагов горения и задымлений до Главы муниципального округа, собственников территорий (участков), на которых они обнаружены, должностных лиц пожарно-спасательного гарнизона, руководителей ближайших населенных пунктов (поселений) и других заинтересованных должностных лиц;
- оперативный дежурный ЕДДС после подтверждения информации доводит до КГБУ "Пировское лесничество" информацию о вновь обнаруженных ландшафтных (природных) пожарах;
- в целях осуществления контроля за оперативной обстановкой, оперативного управления силами и средствами по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального округа, оперативный дежурный ЕДДС ежедневно проверяет и уточняет реестр групп, списки, контактные телефоны, маршруты патрульных, патрульно-маневренных групп на период осуществления дежурства;
- оперативный дежурный ЕДДС принимает доклады от старших групп по любому доступному каналу связи о ходе патрулирования, выборочно в целях проверки инициативно связывается со старшими групп, при получении доклада об обнаружении возгорания незамедлительно направляет ближайшие к месту маневренные группы, передает информацию в пожарно-спасательный гарнизон, информирует Главу муниципального округа, осуществляет сбор имеющихся фото- видеоматериалов выявленных нарушений, а также материалов, отражающих работу групп.
2.4. Руководители территориальных подразделений для проверки информации о термических аномалиях направляют в течение одного часа патрульные, патрульно-маневренные группы, а также силы собственников земель, где выявлены термические аномалии.
2.5. Оперативным штабом, постоянно действующим органам управления ТП РСЧС на муниципальном уровне постоянно осуществляется оценка угрозы обнаруженных и действующих ландшафтных (природных) пожаров населенным пунктам, объектам экономики и инфраструктуры.
2.6. Организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляется оценка угрозы обнаруженных и действующих ландшафтных (природных) пожаров их недвижимой и движимой собственности.
3. Порядок действий патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
3.1. Патрульные и патрульно-маневренные, маневренные и патрульно-контрольные группы создаются решением Главы Пировского муниципального округа.
3.2. Патрульные и патрульно-маневренные группы создаются в каждом населенном пункте: численностью от 2 человек (патрульные) и 5 человек (патрульно-маневренные) из числа членов общественных объединений, организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории Пировского муниципального округа, местного населения (добровольцев).
3.3. В задачи патрульных и патрульно-маневренных групп входят:
- идентификация и выявление возникших термических аномалий вблизи населенных пунктов, несанкционированных отжигов сухой растительности;
- проведение профилактических мероприятий среди населения о мерах пожарной безопасности;
- принятие мер по локализации и ликвидации выявленных возгораний;
- определение по возможности причины возникновения загораний;
- передача информации в ЕДДС муниципального округа об обнаружении возгораний, о складывающейся обстановке и запрос дополнительных сил и средств (при необходимости) для тушения возгораний;
- передача в надзорные органы информации о лицах, нарушивших правила пожарной безопасности и о возникновении ландшафтных (природных) пожаров.
3.4. Маневренные группы создаются в количестве не менее двух в административном центре муниципального округа. Группы формируются из числа сотрудников организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории муниципального округа, представителей органов местного самоуправления, членов общественных объединений, местного населения (добровольцев). Количество групп определяется решением Главы муниципального округа.
3.5. В задачи маневренных групп входят:
- принятие мер по ликвидации отдельных очагов природных пожаров, в том числе создающих угрозу населенным пунктам, инфраструктуре и объектам экономики;
- оказание содействия оперативным службам по установлению лиц виновных в совершении административного правонарушения с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
- передача информации в ЕДДС муниципального округа о складывающейся обстановке и запрос сил и средств оперативных служб в случае необходимости.
3.6. Маневренные группы создаются из двух эшелонов:
- первый эшелон непосредственно создается в населенном пункте численностью не менее 5 человек, оснащается техникой для доставки личного состава, средств пожаротушения и шанцевого инструмента;
- второй эшелон численностью не менее 10 человек формируется в административном центре муниципального округа, имеющем возможность применения инженерной техники (бульдозеры, грейдеры, тягачи с тралами, колесные тракторы с плугами).
3.7. Патрульно-контрольные группы формируются в муниципальном округе из числа представителей территориальных подразделений надзорных органов Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, ПП МО МВД России "Казачинский", отдела сельского хозяйства администрации муниципального округа, лесного надзора и охраны лесов, общественных организаций. Численность группы определяется в каждом конкретном случае индивидуально, но не менее 4 человек.
3.8. В задачи патрульно-контрольных групп входит:
- проведение рейдовых мероприятий на территории земель различного назначения по утвержденным маршрутам;
- осуществление контроля над порядком проведения профилактических выжиганий сухой растительности на территориях населенных пунктов сельских поселений, земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам;
- осуществление контроля над выполнением собственниками и должностными лицами мероприятий по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, полос отвода автомобильных и железнодорожных дорог;
- по созданию и контролю состояния противопожарных минерализованных полос;
- пресечение незаконной лесозаготовительной деятельности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности, связанных с выжиганием сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса.
3.9. Перед осуществлением дежурства с группами ежедневно проводится инструктаж о мерах безопасности, действиях при осложнении оперативной обстановки, порядке организации связи. Инструктаж проводят ответственные лица или старшие маневренных групп.
3.10. Запрещается включать в состав патрульных и патрульно-маневренных групп должностных лиц, к функциям которых отнесены вопросы осуществления надзорной деятельности, тушения пожаров в населенных пунктах и лесах, обеспечивающих безопасность граждан.
3.11. Силы аварийно-спасательных формирований привлекаются в составе 2-го эшелона по решениям КЧС и ОПБ Пировского муниципального округа.
4. Порядок организации работы оперативного штаба КЧС и ОПБ муниципального округа
4.1. Координация действий сил и средств на муниципальном уровне осуществляется оперативным штабом по контролю за противопожарной обстановкой, созданным решением КЧС и ОПБ муниципального округа.
4.2. Состав оперативного штаба, порядок его работы определяется Положением. В состав включают представителей государственных учреждений и ведомств, в том числе учреждений и организаций различных форм собственности.
4.3. Оперативный штаб:
- формирует перечень организаций (общественных объединений) и их руководителей, с которыми организуется взаимодействие по выделению сил и средств;
- определяет комплектование групп, оснащение техникой, имуществом, средствами пожаротушения (связи, видеонаблюдения), нефтепродуктами;
- разрабатывает проекты решений КЧС и ОПБ соответствующего уровня;
- разрабатывает проводимые мероприятия по реагированию в соответствии с прогнозом складывающейся гидрометеорологической обстановки, класса пожарной опасности на территории муниципального округа;
- составляет реестр групп, их списочный состав, техники, средств связи, видеонаблюдения и пожаротушения, организаций и учреждений, участвующих в выделении людей и технических средств для оснащения этих формирований, резерва материальных ресурсов на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- готовит предложения по эффективному применению групп, организации маневрирования в случае ухудшения пожароопасной обстановки, оснащению средствами тушения пожаров и средствами индивидуальной защиты, организации питания, снабжения горюче-смазочными материалами и другим вопросам жизнеобеспечения привлеченных сил и средств;
- инициирует проведение заседаний КЧС и ОПБ.
4.4. На заседаниях КЧС и ОПБ муниципального округа заслушиваются руководители территориальных подразделений, в отдельных случаях - руководители хозяйствующих субъектов, определяется необходимость тушения отдаленного пожара, определяются достаточность сил и средств, эффективность применения, проводится корректировка действий с учетом прогноза складывающейся обстановки.
5. Действия администрации муниципального округа при тушении ландшафтных (природных) пожаров
5.1. Администрация муниципального округа заблаговременно формируют списки патрульных и маневренных групп, определяет маршруты и время патрулирования.
5.2. Определяет порядок оповещения, места сбора членов групп с учетом мест их проживания (работы и др.), время сбора и реагирования (в рабочее и нерабочее время), места стоянки техники и хранения оборудования.
5.3. Перед началом работы групп выдаются средства связи, ведения наблюдения и пожаротушения, доводится порядок передачи информации до руководителей территориальных подразделений, старост населенных пунктов, ЕДДС муниципального округа (о выходе на маршрут, фактах выявленных возгораний, принятых мерах для ликвидации) для формирования ведомости учета.
5.4. Ежедневно подводятся итоги работы групп, исходя из прогноза, корректируются маршруты патрулирования, определяется периодичность патрулирования, способы патрулирования (пешим порядком или на автотранспорте).
5.5. Представляют информацию в ЕДДС муниципального округа.
5.6. Ответственность за создание и применение групп несут руководители территориальных подразделений муниципального округа, руководители учреждений и организаций независимо от форм собственности.
6. Руководство тушением ландшафтного (природного) пожара
6.1. Непосредственное руководство тушением ландшафтного (природного) пожара осуществляется руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара, который управляет на принципах единоначалия силами и средствами ТП РСЧС, участвующими в тушении ландшафтного (природного) пожара.
6.2. Руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара назначается решением КЧС и ОПБ муниципального округа, на территории которого действует ландшафтный (природный) пожар, по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо, допущенное к руководству тушением пожаров в установленном порядке.
6.3. Руководство тушением ландшафтного (природного) пожара возлагается на должностное лицо, прошедшее обучение в установленном порядке руководству тушением лесных пожаров и (или) по программе "Тактика тушения ландшафтных (природных) пожаров".
6.4. В отсутствии решения КЧС и ОПБ о назначении руководителя тушения ландшафтного (природного) пожара руководство тушения ландшафтного (природного) пожара возлагается на старшее должностное лицо (руководителя лесопожарного формирования, должностное лицо органа местного самоуправления), первым прибывшее на ландшафтный (природный) пожар.
6.5. Должностное лицо, указанное в пункте 6.3 настоящего порядка, обязано принять на себя руководство тушением ландшафтного (природного) пожара у лица, принявшего руководство тушением ландшафтного (природного) пожара, согласно пункту 6.4 настоящего порядка.
6.6. Лицо, принявшее руководство тушением ландшафтного (природного) пожара согласно пунктам 6.4 и (или) 6.5 настоящего Порядка, докладывает о данном факте и иную информацию о ландшафтном (природном) пожаре в ЕДДС муниципального округа, на территории которого действует ландшафтный (природный) пожар.
6.7. Принятие руководства тушением ландшафтного (природного) пожара старшим оперативным должностным лицом формирования в обстоятельствах, указанных в пунктах 6.4 и 6.5 настоящего порядка, не отменяет принятие решения КЧС и ОПБ муниципального округа о назначении данного лица или иного другого лица руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара.
6.8. Руководитель тушения ландшафтного (природного) пожара:
- осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации ландшафтного (природного) пожара;
- отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения ландшафтного (природного) пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
- устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению ландшафтного (природного) пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при ландшафтном (природном) пожаре, при необходимости организует поиск и эвакуацию лиц, пострадавших от ландшафтного (природного) пожара;
- взаимодействует с КЧС и ОПБ муниципального округа;
- при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении ландшафтного (природного) пожара;
- не имеет права возлагать исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5 настоящего пункта;
- не оставляет место ландшафтного (природного) пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.
6.9. Способы и особенности тушения ландшафтного (природного) пожара определяются руководителем тушения ландшафтного (природного) пожара исходя из вида ландшафтного (природного) пожара в соответствии с Методикой тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС России 14 сентября 2015 г. N 2-4-87-32-ЛБ.
6.10. Способы тушения ландшафтных (природных) пожаров:
- захлестывание огня по кромке пожара;
- засыпка кромки пожара грунтом с помощью лопат, грунтометов или полосопрокладывателей;
- тушение горящей кромки водой при помощи огнетушителей, мотопомп, пожарных автоцистерн, ранцевых опрыскивателей;
- тушение горящей кромки химическими огнетушащими веществами с помощью ранцевых опрыскивателей и пожарных автоцистерн;
- прокладка на пути распространения пожара заградительных минерализованных полос и канав с помощью фрезерных или грунтометательных машин, бульдозеров, плугов, канавокопателей и др.;
- применение отжига;
- тушение пожаров с помощью авиации путем обработки водой или огнетушащим составом полос леса на пути распространения пожара при помощи водосливных устройств вертолетов или самолетов-танкеров;
- тушение пожаров с помощью взрывчатых веществ путем устройства заградительных полос или использования ударной волны для срыва пламени и заброса грунтом на фронт пожара;
- подача воды (огнетушащего раствора) под давлением вглубь торфяного слоя с помощью специальных стволов.
6.11. Выбор способа и тактики тушения ландшафтного (природного) пожара зависит от характера самого пожара, условий, в которых он действует, имеющихся в распоряжении сил и средств пожаротушения.
6.12. Работы по тушению ландшафтных (природных) пожаров должны обеспечивать локализацию и ликвидацию ландшафтных (природных) пожаров в кратчайшие сроки.
7. Порядок привлечения сил и средств ТП РСЧС Пировского муниципального округа на тушение ландшафтных (природных) пожаров
7.1. Организации всех форм собственности и граждане обязаны принять меры по тушению ландшафтных (природных) пожаров, действующих на землях и земельных участках, находящихся в их собственности или аренде.
7.2. Формирования РСЧС по прибытии к месту ландшафтного (природного) пожара заступают в оперативное подчинение руководителю тушения ландшафтного (природного) пожара.
7.3. Подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные команды Пировского муниципального округа, направленные на тушение ландшафтных (природных) пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
7.4. Лица, осуществляющие тушение ландшафтного (природного) пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
7.5. В случае прямой угрозы населенным пунктам и объектам экономики ландшафтных (природных) пожаров, ЕДДС Пировского муниципального округа, Главой муниципального округа и (или) КЧС и ОПБ Пировского муниципального округа принимаются решения о незамедлительных мерах по тушению таких пожаров. Решения о незамедлительных мерах по тушению ландшафтных (природных) пожаров доводятся до КГБУ "Пировское лесничество" и уполномоченного органа по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров.
7.6. КЧС и ОПБ вправе привлекать на тушение ландшафтных (природных) пожаров:
- силы и средства собственников и арендаторов земель, земельных участков;
- силы и средства аварийно-спасательных формирований;
- силы и средства добровольной пожарной охраны;
- силы и средства подразделений противопожарной службы;
- силы и средства подразделений Федеральной противопожарной службы;
- силы и средства лесопожарных формирований Пировского муниципального округа;
- население, оснащенное органами местного самоуправления средствами пожаротушения, для тушения определенного пожара;
- иные силы и средства РСЧС.
7.7. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию объектов инфраструктуры и экономики, защита таких объектов осуществляется в первую очередь силами и средствами нештатных аварийно-спасательных формирований этих объектов и другими силами собственников этих объектов.
7.8. Решением КЧС и ОПБ Пировского муниципального округа принимается решение о привлечении лесопожарных формирований для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
7.9. При угрозе перехода ландшафтного (природного) пожара на территорию населенного пункта на тушение очагов этих пожаров незамедлительно направляются силы и средства подразделений добровольной пожарной охраны, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, дислоцированных в этих населенных пунктах. При этом должна обеспечиваться пожарная безопасность населенного пункта от техногенных пожаров, соответствующая требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7.10. Администрация Пировского муниципального округа организует тушение ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории муниципального округа, в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в том числе:
- инициирует проведение заседаний КЧС и ОПБ;
- разрабатывает проекты решений КЧС и ОПБ;
- организовывает мероприятия по реагированию в соответствии с прогнозом складывающейся гидрометеорологической обстановкой, класса пожарной опасности на территории Пировского муниципального округа;
- готовит предложения по эффективному применению групп, организации маневрирования в случае ухудшения пожароопасной обстановки.
8. Финансовое обеспечение
8.1. Организации всех форм собственности участвуют в тушении ландшафтных (природных) пожаров, обнаруженных и действующих на земельных участках, находящихся в их собственности, аренде и относящихся к категориям земель, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, за счет собственных средств.
8.2. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Пировского муниципального округа Красноярского края от 29 декабря 2022 г. N 681-п "Об утверждении Порядка организации тушения ландшафтных (природных) пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пировского муниципального округа"
Вступает в силу с 13 января 2023 г.
Опубликование:
газета "Заря", 12 января 2023 г. N 2