Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования
и науки
от 14.03.2023 N 385
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2022 году
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проводилось для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования регламентировано:
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
Положением о федеральном государственной контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере образования);
пунктом 5.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 июля 2018 г. N 885 (далее - Положение о Рособрнадзоре).
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
3) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере образования объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
а) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования;
б) образовательная деятельность российских федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих на территории Российской Федерации образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
в) образовательная деятельность российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
г) образовательная деятельность иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;
д) образовательная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее вместе - образовательные организации, организации, контролируемые лица).
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является деятельность образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
1) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска.
Критериями вероятности несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований.
Отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ежегодно на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска. В случае поступления от контролируемого лица в Рособрнадзор сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В соответствии с пунктом 7 Положения о контроле (надзоре) в сфере образования объекты федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования были отнесены к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основе сопоставления их характеристик с критериями отнесения указанных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
По результатам проведенного в 2021 году сопоставления к категории высокого риска не отнесено ни одного объекта контроля, к категории среднего риска отнесено 120 объектов контроля, остальные объекты контроля отнесены к категории низкого риска.
Так как федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, к которой отнесен объект федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
С учетом изложенного, в План проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год вошли 43 объекта контроля, отнесенных к категории среднего риска, с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий - один раз в 4 года.
Согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и утвержденный руководителем Рособрнадзора Музаевым А.А. План проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (далее - План мероприятий) был размещен на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На официальном сайте Рособрнадзора размещены также:
актуализированный перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденный руководителем Рособрнадзора Музаевым А.А. 31 августа 2022 г.;
информация о критериях отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, о порядке досудебного обжалования решений Рособрнадзора, действий (бездействия) его должностных лиц; о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, профилактическом визите, объявлении предостережения, о перечне индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
актуализированный в сентябре 2022 года исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.
В 2022 году (до 10 марта 2022 г.) в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования Рособрнадзором проведено 8 контрольных (надзорных) мероприятий, из них:
6 - в соответствии с Планом мероприятий (1 образовательная организация высшего образования и 5 её филиалов);
2 - внеплановые проверки (контроль исполнения предписаний).
По результатам проведенных проверок были выявлены следующие нарушения обязательных требований:
Федеральный закон N 273-ФЗ:
части 3 статьи 29 - документы, размещенные на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не обновляются в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений;
части 3 статьи 30 - при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников организации, не учитывается мнение советов обучающихся;
части 6 статьи 45 - в организации локальным нормативным актом не установлен порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.
Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490:
у лицензиата отсутствуют утвержденные в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные программы, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности; представленные лицензиатом разработанные образовательные программы не имеют необходимых реквизитов утверждения: отсутствует подпись ректора либо наименование распорядительного документа, которым утверждены программы, его дата и номер; отсутствуют сведения об утверждении представленных образовательных программ в электронном виде с использованием цифровой подписи;
у лицензиата отсутствуют в штате или привлекаемые им на ином законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ.
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. N 301*, - организацией не утверждаются образовательные программы, право на реализацию которых установлено лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. N 1076, - при приеме на обучение на 2022/2023 учебный год в целях информирования о приеме организация не размещает на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября 2021 года, предшествующего году приема, необходимую информацию о приеме.
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636:
решения, принятые государственными экзаменационными комиссиями, не оформляются протоколами их заседаний;
программы государственного экзамена не содержат перечень рекомендованной литературы для подготовки к государственному экзамену.
Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - квалификация педагогических работников организации, привлеченных к реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, не отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках; на должность заведующего кафедрой принят работник, не имеющий ученого звания; руководителем выпускных квалификационных работ назначено лицо, не являющееся работником организации, а также не является лицом, привлеченным к реализации программы на иных условиях.
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14 августа 2020 г. N 831, - на официальном сайте образовательной организации отсутствует обязательная для размещения информация (либо информация представлена не в полном объеме).
По результатам проведенных проверок:
образовательной организации выдано предписание Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений;
возбуждено 9 дел об административных правонарушениях; постановлениями судебных органов назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 200 тыс. руб.;
в отношении одной организации возбуждено дело об административном правонарушении в связи с неисполнением ранее выданного предписания и запрещен прием на обучение (прием на обучение был возобновлен на основании решения суда).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) пять плановых проверок, проведенных в отношении филиалов образовательной организации высшего образования, были завершены без выдачи контролируемым лицам предписаний Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений.
Во исполнение постановления N 336 плановые проверки в отношении контролируемых лиц со дня вступления в силу указанного постановления Рособрнадзором не проводились.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления N 336 для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году были предусмотрены следующие основания:
поручение Президента Российской Федерации;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления;
поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятое после вступления в силу настоящего постановления и согласованное с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В третьем квартале 2022 года на основании пункта 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ в связи с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении выездной проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям Рособрнадзором проведена одна внеплановая выездная проверка в отношении организации, осуществляющей образовательную деятельность на территории Российской Федерации по образовательным программам высшего образования. По результатам проверки с учетом требований пункта 7(1) постановления N 336 образовательной организации объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
По результатам проведенного Рособрнадзором в 2022 году сопоставления характеристик объектов контроля с утвержденными критериями их отнесения к категориям риска объекты контроля отнесены к следующим категориям риска:
высокий риск - отсутствуют;
средний риск - 87 объектов;
низкий риск - объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого и среднего риска.
В исполнение требований части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ перечни объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, отнесенных к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденные 9 сентября 2022 г. руководителем Рособрнадзора Музаевым А.А., размещены на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Виды профилактических мероприятий, которые проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, определяются положением о виде контроля.
В соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере образования контрольный (надзорный) орган в сфере образования проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения в случае наличия у контрольного (надзорного) органа в сфере образования сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
г) консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора);
д) проведение обязательного профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В 2022 году Рособрнадзор в рамках реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования осуществлял информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в том числе лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством размещения соответствующих сведений на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Так, в 2022 году в подразделе "Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования" специального раздела "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
проверочные листы, используемые при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, утвержденные приказом Рособрнадзора от 29 ноября 2021 г. N 1533 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2022 г., регистрационный N 67302), и информация для контролируемых лиц об утверждении форм проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования;
руководство по соблюдению образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования в части информационной открытости образовательных организаций, утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Музаевым А.А. 30 мая 2022 г.;
презентации: "Реформа контрольной (надзорной) деятельности"; "Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования в 2022/2023 году"; "Особенности организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении образовательных программ высшего образования - программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре" и консультация на тему "Соблюдение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования к разработке и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (в вопросах и ответах)";
письмо-разъяснение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об осуществлении профилактического визита;
информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о типичных ошибках, допускаемых образовательными организациями, при внесении информации в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении (далее - ФИС ФРДО, Система);
Перечень основных нормативных правовых актов Российской Федерации, их отдельных положений, содержащих особенности организации образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ);
методические рекомендации Минобрнауки России:
разъяснения Минобрнауки России:
- по вопросу внесения сведений в ФИС ФРДО о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выдаваемых при реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения, в соответствии с условиями договора о сетевой форме реализации образовательных программ;
- о порядке ликвидации академической задолженности;
информационные материалы об издании новых нормативных правовых актов, регламентирующих сферу образования, утвержденных приказами Минобрнауки России и Минпросвещения России: Порядков заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов; Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования; примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий; особенностей проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году; федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования и др.
информационные материалы о внесении изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие сферу образования: Закон об образовании; Положение о лицензировании образовательной деятельности; Порядки приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов; Порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня; федеральные государственные образовательные стандарты; показатели мониторинга системы образования; Требования к структуре официального сайта образовательной организации и др.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ, Положением о контроле (надзоре) в сфере образования в отношении контролируемых лиц, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проведено 19 обязательных профилактических визитов в целях информирования контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ два контролируемых лица уведомили Рособрнадзор об отказе от проведения обязательного профилактического визита.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В 2022 году при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования контролируемым лицам было объявлено 321 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Рособрнадзор, учитывая приоритетность профилактических мероприятий над контрольными (надзорными) мероприятиями, провел в 2022 году мониторинг приемной кампании в образовательные организации высшего образования, по результатам которого были выявлены факты некорректного заполнения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - ФИС ГИА и приема), в части внесения сведений о документах об образовании, в связи с чем Рособрнадзором направлены письма:
руководителям образовательных организаций с рекомендациями по внесению сведений об аттестатах о среднем общем образовании с отличием в ФИС ГИА и приема (далее - аттестат с отличием);
федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции учредителя образовательных организаций, о необходимости проведения работы по обеспечению внесения сведений в полном объеме в ФИС ГИА и приема подведомственными образовательными организациями и информировании о результатах Рособрнадзора.
В образовательные организации, в которых были выявлены факты некорректного внесения сведений в ФИС ГИА и приема в части аттестатов с отличием и начисления дополнительных баллов за индивидуальные достижения, направлено 202 письма (с указанием конкретных фамилий абитуриентов в количестве 446 чел.) о необходимости проведения проверки сведений по каждому абитуриенту, внесения изменений сведений в ФИС ГИА и приема и предоставления в Рособрнадзор соответствующей информации с приложением подтверждающих материалов.
Из представленных образовательными организациями пояснений следует, что организациями приняты соответствующие меры: проведены служебные расследования, проанализированы факторы, обусловившие ошибки, допущенные организациями; сведения в ФИС ГИА и приема скорректированы, а в отношении должностных лиц, допустивших некорректное внесение сведений, проведены мероприятия разъяснительного характера о необходимости усиления контроля за внесением информации и корректностью ее передачи в ФИС ГИА и приема.
В связи с многочисленными жалобами граждан, поступившими в Рособрнадзор во время приемной кампании 2022/2023 гг., Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проинформированы Аппарат Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России и Минпросвещения России о выявленных прецедентах отказа образовательными организациями высшего образования поступающим в приеме их документов об образовании в связи с отсутствием сведений об этих документах в ФИС ФРДО.
Проведен также мониторинг сведений, содержащихся в ФИС ФРДО, на предмет правомерности внесения сведений о документах об образовании, в результате которого было установлено, что в нарушение пункта 1 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 825, ряд образовательных организаций, подведомственных отдельным "силовым" ведомствам, зарегистрированы в Системе и вносят в нее сведения о документах об образовании. В соответствующие вышеуказанные ведомства направлены письма Рособрнадзора с предложением провести в отношении образовательных организаций разъяснительные мероприятия по выявленным фактам.
В преддверии проведения Рособрнадзором мониторинга системы образования в части соблюдения прав лиц с ОВЗ проведен онлайн-семинар для представителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, на котором были рассмотрены следующие вопросы:
- о сроках проведения мониторинга системы образования и параметрах, по которым проводится оценка показателей мониторинга;
- о новых требованиях законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих проведение мониторинга системы образования;
- о размещении на сайтах образовательных организаций информации о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- анализ основных ошибок, допускаемых образовательными организациями при размещении информации.
В октябре-ноябре 2022 года в период проведения Рособрнадзором мониторинга системы образования, предусмотренного статьей 97 Федерального закона N 273-ФЗ, были осуществлены консультационно-методические мероприятия для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с целью разъяснения положений методического обеспечения мониторинга системы образования и представления информации на официальных сайтах образовательных организаций, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Консультационно-методические мероприятия осуществлялись по следующим направлениям:
методические аспекты представления информации об образовательных организациях в открытых источниках с учетом соблюдения требований действующего законодательства в сфере образования;
технические аспекты проведения мониторинга, использование возможностей АИС "Мониторинг" (в том числе сервиса по формированию микроразметки) при размещении информации на сайтах образовательной организации;
действующее нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга в части контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства в сфере образования.
Консультационно-методические мероприятия осуществлялись по рабочим дням по специально выделенному телефонному номеру "горячей линии" и электронной почте (запросы принимались в режиме 24/7).
По окончании мониторинга Рособрнадзором системы образования состоялся итоговый онлайн-семинар, на котором были рассмотрены основные нарушения, допущенные организациями при размещении обязательной информации на своих официальных сайтах. В мероприятии приняли участие более 1000 представителей образовательных организаций.
В 2022 году представители Рособрнадзора приняли участие, выступили с докладами об обязательных требованиях, установленных законодательством об образовании, в:
заседании круглого стола на тему: "Повышение контроля и качества подготовки водителей транспортных средств в обучающих организациях для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и рассмотрению комплекса мероприятий по повышению эффективности обучения водителей", организованного Главным управлением военной полиции Минобороны России;
обучающем семинаре для представителей духовных учебных заведений, организованном Учебным комитетом Русской Православной Церкви, в котором приняли участие представители 40 духовных семинарий;
заседании круглого стола на тему: "Актуальные проблемы правового регулирования деятельности духовных учебных заведений", организованного Учебным комитетом Русской Православной Церкви в рамках проведения XXX Международных образовательных чтений;
заседании круглого стола, организованного Учебным комитетом Русской Православной Церкви на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, по вопросу разработки и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В связи с малым количеством проведенных в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий:
типичные нарушения обязательных требований не выявлялись;
анализ причин, факторов и условий, способствующих возникновению типичных нарушений, не проводился;
случаи причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году не установлены.
Вместе с тем, по результатам проведенных Рособрнадзором профилактических мероприятий представляется необходимым обратить внимание на следующее.
В Рособрнадзор в 2022 году поступило более 10 тысяч обращений граждан о нарушении образовательными организациями обязательных требований в части: отсутствия сведений о документах об образовании в ФИС ФРДО; отсутствия необходимой информации на официальном сайте образовательной организации; нарушений лицензионных требований; нарушений условий осуществления образовательной деятельности; нарушений порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования и др.
Вместе с тем, в силу моратория на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, единственным инструментом для Рособрнадзора остается объявление организации, осуществляющей образовательную деятельность, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Однако Федеральным законом N 248-ФЗ не предусмотрено направление контролируемым лицом информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований. Иными словами, образовательная организация вправе игнорировать направленное в ее адрес предостережение. В связи с этим отсутствует обратная связь между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом, что не позволяет оценить эффективность такого профилактического мероприятия, как "объявление предостережения".
В этой связи полагаем, что большинство обратившихся не могут быть удовлетворены такими результатами рассмотрения их заявлений, что увеличивает риски, с одной стороны - обращений в суд с жалобами на недостаточно эффективные действия Рособрнадзора, с другой стороны - может вызвать рост числа обращений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проведении проверок фактов, изложенных в обращениях, в рамках компетенции этого органа исполнительной власти.
На основании вышеизложенного полагаем целесообразным рассмотреть возможность внесения следующих изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле - предусмотреть обязанность контролируемых лиц предоставлять информацию о принятых контролируемым лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований по результатам объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В целях устранения противоречий в правовом регулировании сферы образования представляется также необходимым внести изменения в часть 3 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ, наделив федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, полномочием по установлению требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и формату представления информации.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона в# N 273-ФЗ порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1802 (далее - Правила), информация, указанная в пунктах 3-15 Правил, размещается на официальном сайте в текстовой и (или) табличной формах, а также в форме копий документов, электронных документов, в соответствии с требованиями к структуре официального сайта и формату представления информации, установленными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Действующий в настоящее время приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" был разработан в соответствии с пунктом 8 ранее действовавших Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582, утративших силу 1 марта 2022 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" обязательные требования устанавливаются федеральными законами, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Отсутствие в Федеральном законе N 273-ФЗ полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования по утверждению обязательных требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и формату представления информации, не позволяет привести нормативный правовой акт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в соответствие с действующим законодательством.
______________________________
* документ утратил силу с 1 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.