Решение Приморского краевого суда от 9 марта 2023 г. по делу N 3а-48/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Бондаренко С.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер" к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованное лицо - администрация Арсеньевского городского округа Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением (с учётом уточнений) о признании недействующим со дня принятия постановления агентства по тарифам Приморского края от 17 ноября 2022 года N 59/51 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 9 декабря 2021 года N 54/11 "Об утверждении производственной программы и об установлении долгосрочных параметров регулирования и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Лидер", осуществляющего деятельность на территории Арсеньевского городского округа Приморского края" в части Приложения N 2, которым установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что на основании договора аренды от 12 октября 2021 года N 7, заключенного с администрацией Арсеньевского городского округа, арендует полигон для твердых бытовых отходов вместимостью 350 376 куб. м, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым N, предназначенном для размещения полигона твердых бытовых отходов.
ООО "Лидер" обратилось к административному ответчику с заявлением об установлении тарифов на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года методом экономически обоснованных расходов, при этом в составе необходимой валовой выручки заявлены расходы на аренду полигона в размере 4 322,10 тысяч рублей, приложены к заявлению договор аренды полигона, счета на оплату и платежные поручения с отметкой банка в подтверждение несения расходов на аренду полигона.
Вместе с тем при установлении тарифа регулирующим органом исключены из необходимой валовой выручки расходы на арендную плату полигона со ссылкой на их экономическую необоснованность.
По мнению административного истца, указанное постановление в оспариваемой части не соответствует Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлению Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", постановлению Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов", поскольку нарушает его права и экономические интересы, приводит к ухудшению условий коммерческой деятельности.
В судебное заседание представитель административного истца - ООО "Лидер" не явился, о судебном разбирательстве уведомлен надлежащим образом, представил уточнённые исковые требования и ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие. В уточнённых административных исковых требованиях указал, что не оспаривает нормативный правовой акт по основанию не применения метода экономически обоснованных расходов.
Представитель заинтересованного лица - администрации Арсеньевского городского округа не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах, на основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - Смурова Е.А. возражала против заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск. Суду пояснила, что агентство произвело корректировку предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на 2023 год с применением метода индексации, поскольку в отношении ООО "Лидер" ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. Обществу отказано во включении в тарифы расходов на аренду полигона, так как экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, не подтверждена.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства") правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - Методические указания).
Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 ФЗ "Об отходах производства").
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года N 628-па "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края" уполномоченным органом по установлению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края является агентство по тарифам Приморского края (далее - Агентство).
Судом установлено, что ООО "Лидер" осуществляет регулируемый вид деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Арсеньевского городского округа, для чего администрацией Арсеньевского городского округа на условиях договора аренды от 12 октября 2021 года N 7 ему предоставлен полигон твердых бытовых отходов вместимостью 350 376 куб. м, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым N.
Постановлением агентства по тарифам Приморского края от 09 декабря 2021 года N 54/11 утверждена производственная программа и долгосрочные параметры регулирования и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Лидер", осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Арсеньевского городского округа Приморского края.
Постановлением агентства по тарифам Приморского края от 17 ноября 2022 года N 59/51 внесены изменения в постановление агентства по тарифам Приморского края от 9 декабря 2021 года N 54/11.
Постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21 ноября 2022 года, опубликовано в "Приморская газета", спецвыпуск, N 89 (2028), 22 ноября 2022 года.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта; порядка его принятия и правил введения его в действие, включая порядок его опубликования и вступления в силу.
Судом установлено, что 6 августа 2022 года ООО "Лидер" обратилось в агентство по тарифам Приморского края с заявлением об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов, согласно которому регулируемая организация считает необходимым применить метод экономически обоснованных расходов (затрат), период регулирования с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года; при этом в составе НВВ Обществом заявлены расходы на аренду полигона в размере 4 322,10 тысяч рублей, приложены к заявлению договор аренды полигона, счета на оплату и платежные поручения с отметкой банка в подтверждение несения расходов на аренду полигона.
Постановлением агентства по тарифам от 17 ноября 2022 года N 59/51 установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО "Лидер", осуществляющего деятельность на территории Арсеньевского городского округа Приморского края на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 67,50 рублей за 1 куб. м и 569,24 рублей за 1 тонну.
Согласно выписке из протокола N 60 заседания Правления агентства по тарифам Приморского края от 10 ноября 2022 года затраты на арендную плату в размере 4 322,10 тысяч рублей исключены из необходимой валовой выручки ввиду их экономической необоснованности.
Проверяя доводы административного истца о незаконности принятого постановления в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования расчет размера необходимой валовой выручки, предельных тарифов на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленных органами регулирования тарифов (далее - тарифы), долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
В пункте 4 Основ ценообразования определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.
Тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6(1) настоящего документа, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема) (пункт 5 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предписано не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года регулируемые цены (тарифы) в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 6 Методических указаний при установлении тарифов, за исключением тарифов на энергетическую утилизацию, определяемых для регулируемых организаций, в отношении объектов которых в соответствии с пунктом 263 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1172 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст. 1916; 2017, N 11, ст. 1558), заключены договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, применяются следующие методы: а) метод экономически обоснованных расходов (затрат); б) метод индексации; в) метод доходности инвестированного капитала.
При этом метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
Аналогичное положение содержится в пункте 28 Основ ценообразования.
Поскольку в отношении ООО "Лидер" в 2022 году осуществлялось государственное регулирование тарифов, то при установлении тарифов на 2023 год Агентством обоснованно использован метод индексации.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Как указано в пункте 45 Основ ценообразования при применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 46 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.
В подпункте "в" пункта 50 Основ ценообразования определено, что неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 настоящего документа.
Согласно пункту 51 Основ ценообразования расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи учитываются в составе неподконтрольных расходов, если договор аренды (концессии, лизинга) заключен в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов. В остальных случаях расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи включаются в состав операционных расходов.
Расходы по аренде полигона, используемого для захоронения твердых коммунальных отходов, относятся к неподконтрольных расходам.
В пункте 35 Основ ценообразования определено, что расходы на арендную плату в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы за имущество, являющееся основными средствами производственного назначения, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю расходов на амортизацию (размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 настоящего документа), налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Таким образом, в данном случае, обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты регулируемой организации, оценка которых выражена в конкурсной документации на заключение договора аренды полигона твердых бытовых отходов.
В силу пунктов 17, 18 Основ ценообразования орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов, в связи с чем, вправе принимать решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.
Поскольку ООО "Лидер" конкурсную документацию на заключение договора аренды полигона твердых бытовых отходов в составе предложения об установлении тарифов на захоронение твердых бытовых отходов на 2023 год не представило, то в отсутствие такой документации Агентство обоснованно исключило из состава необходимой валовой выручки Общества расходы на аренду полигона твердых бытовых отходов при установлении тарифов на захоронение твердых бытовых отходов на 2023 год на основании пункта 32 с учетом пункта 35 Основ ценообразования.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление принято органом исполнительной власти Приморского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и краевым законодательством, и не противоречит федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и свобод административного истца не нарушает, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Лидер" о признании недействующим со дня принятия постановления агентства по тарифам Приморского края от 17 ноября 2022 года N 59/51 "О внесении изменений в постановление агентства по тарифам Приморского края от 9 декабря 2021 года N 54/11 "Об утверждении производственной программы и об установлении долгосрочных параметров регулирования и предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью "Лидер", осуществляющего деятельность на территории Арсеньевского городского округа Приморского края" в части установления предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года в размере 67,50 рублей за 1 куб. м и 569,24 рублей за 1 тонну - отказать.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании данного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 марта 2023 г. по делу N 3а-48/2023
Опубликование:
-