г. Краснодар |
|
28 мая 2014 г. |
Дело N А15-2775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - войсковой части 6752 Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 0541018527, ОГРН 1020502458965) - Ахмедова М.М. (доверенность от 10.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (ИНН 0562058619, ОГРН 1040502628330), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 6752 Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2013 (судья Тагирова З.Т.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Параскевова С.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А15-2775/2013, установил следующее.
Войсковая часть 6752 Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - войсковая часть) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан (далее - управление) от 06.09.2013 N 130 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 180 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 03.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2014, в удовлетворении требований отказано в связи с доказанностью наличия в действиях войсковой части состава вмененного ей административного правонарушения.
В кассационной жалобе войсковая часть просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить ее требования. По мнению подателя жалобы, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 8.21 Кодекса. Выявленный объем выбросов не превышает нормативов. Войсковой частью предприняты все возможные меры по получению разрешения на выбросы.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель войсковой части поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя войсковой части, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом управления от 29.10.2012 N 115 утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год. В сводный план проверок на 2013 год, размещенный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, включена проверка деятельности войсковой части с 01.08.2013 по 28.08.2013.
Управление издало приказ от 15.07.2013 N 147/5 о проведении плановой выездной проверки в отношении войсковой части (367009, РД, г. Махачкала, ул. Невского, 6).
К проведению проверки в качестве экспертов привлечены представители ФГУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан".
Письмом от 15.07.2013 N 05-1876 управление уведомило войсковую часть о времени проведения проверки, законному представителю общества с надлежаще оформленными полномочиями (доверенностью) предложено с 01.08.2013 по 28.08.2013 принять участие в проводимой проверке и административном производстве и представить необходимые для проверки материалы.
Указанное письмо направлено в адрес войсковой части заказным письмом с уведомлением о вручении и вручено последней 19.07.2013 (Гасановой Г.М.).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.08.2013 N 05-02-20/2013.
Проверкой установлено, что источниками загрязнения атмосферного воздуха в войсковой части являются: котельная, дизель-генератор, автопарк, автозаправочная станция и склад для хранения горюче-смазочных материалов. В дымовых газах, исходящих от источников, содержатся оксиды азота и углероды, диоксид серы, сажа и бенз(а)пирен. Войсковой частью разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу. В войсковой части имеется 6 источников выбросов. Стационарными источниками войсковой части выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется без специального разрешения.
Согласно сведениям об охране атмосферного воздуха по форме 2-ТП (воздух) за 2012 год войсковая часть осуществила выброс в атмосферу 0,240 тонн загрязняющих веществ.
Производственный контроль выбросов в войсковой части осуществляется филиалом ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Республике Дагестан".
Акт проверки от 28.08.2013 со всеми приложениями вручен представителю войсковой части Ахмедову М.М.
Государственным инспектором в присутствии начальника экологической службы войсковой части Ахмедова М.М. составлен протокол от 28.08.2013 N 05-02-20 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса.
Определением от 28.08.2013 N 05-02-20/2013 управление уведомило войсковую часть о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 11 час. 20 мин. 06.09.2013 по адресу: г. Махачкала, ул. Буганова, 17 "б", кабинет N 1.
По результатам рассмотрения административного дела в присутствии начальника экологической службы войсковой части Ахмедова М.М. управление приняло постановление от 06.09.2013 о привлечении войсковой части к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса, и назначении наказания в виде 180 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, войсковая часть обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Рассматривая дело, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 180 тыс. до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона N 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Наличие разрешения на выброс вредных веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Как следует из статьи 14 Закона N 96-ФЗ, Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" утвержден Порядок установления источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее по тексту - Порядок). Этот Порядок применяется, в том числе при утверждении предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.
Согласно указанному Порядку (пункты 6 - 8) к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 7 Порядка государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к данному Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка.
Изложенное свидетельствует о том, что вредные (загрязняющие вещества), в отношении источников которых требуется разрешение на выброс, приведены в указанном перечне, и включение веществ в указанный перечень, т.е. признание их вредными, не обусловлено какой-либо концентрацией их в атмосферном воздухе.
Из приведенных выше норм права следует, что предельно допустимые выбросы определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Данные выбросы устанавливаются в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В этих разрешениях определяются и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха от его загрязнения лицом, эксплуатирующим в ходе своей хозяйственной деятельности стационарные источники выбросов.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Суды сделали основанный на материалах дела вывод о подтверждении управлением того обстоятельства, что войсковая часть обязана получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должна нести ответственность ввиду отсутствия этого разрешения.
Суды установили, что войсковая часть совместно с ЦЛАТИ по Республике Дагестан - филиалом ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" подготовила проект нормативов предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) (том 1, л. д. 65 - 70); без согласования ПДВ невозможно получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Суды также приняли во внимание, что войсковая часть предприняла меры и получила разрешение на выброс вредных веществ.
Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что войсковая часть не оспаривала необходимость получения специального разрешения на выброс вредных веществ.
Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным тогда, когда лицом при осуществлении хозяйственной и иной деятельности эксплуатируются источники выбросов вредных веществ.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела признали доказанным факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 Кодекса.
Факт эксплуатации войсковой частью котельной, дизель-генератора, автопарка, автозаправочной станции, склада для хранения горюче-смазочных материалов, в результате которой осуществлялся выброс вредных загрязняющих (веществ) в атмосферный воздух, подтверждается постановлением о назначении административного наказания от 06.09.2013 N 130, формой N 2-ТП за 2012 год, предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 28.08.2013 N 05-02-20/2013, протоколом об административном правонарушении от 28.08.2013 N 05-02-20, справками о производственной деятельности за 1 и 2 квартал 2013 года.
В акте проверки от 28.08.2013 N 05-02-20/2013 отражено, что котельная, дизель-генератор, автопарк, автозаправочная станция и склад для хранения горюче-смазочных материалов, находящиеся на балансе войсковой части, являются источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - оксида азота и углеродов, диоксида серы, сажы и бенз(а)пирена и выброс вредных веществ осуществляется в отсутствие специального разрешения, поскольку последнее получено войсковой частью 11.11.2013.
Доказательства наличия объективных причин невозможности получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в материалы дела не представлены.
Какие-либо нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения войсковой части к административной ответственности суды не выявили.
Довод кассационной жалобы о необходимости учета правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 31.05.2011 N 17254/10, подлежит отклонению, поскольку из названного постановления следует, что обстоятельства по делу были иными.
Нормы права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.12.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А15-2775/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.