Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 декабря 2002 г. N КА-А41/8331-02
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - МОФОМС) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации муниципального образования "Администрация г. Фрязино Московской, области" (далее - АМО "Администрация г. Фрязино") 6726732 руб., из которых 2782432 руб. недоимки по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 3944300 руб. пени.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Фрязинское финансовое управление Министерства финансов Московской области (далее - ФФУ Минфина МО).
Решением от 16.10.02 в удовлетворении иска отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене обжалованное по делу судебное решение.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Московской области исходил их того, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" право на взыскание задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды, в т.ч. фонд обязательного медицинского страхования, образовавшейся на 01.01.01, принадлежит налоговым органам. Поскольку предъявленная к взысканию задолженность образовалась за период с 01.01.95 по 31.12.00, суд признал, что иск заявлен ненадлежащим лицом.
Данный вывод суда является ошибочным.
Статья 9 вышеупомянутого Федерального закона не распространяется на спорные правоотношения, поскольку устанавливает порядок взыскания сумм недоимок, пеней и штрафов по платежам в Фонд медицинского страхования Российской Федерации, включенным в состав единого социального налога.
Для страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в этом Федеральном законе законодатель предусмотрел самостоятельную норму - ст. 19, в которой записал, что задолженность по уплате указанных взносов уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения сохранен ранее действовавший порядок взыскания, в т.ч. за органами ФОМС России права на взыскание имеющейся задолженности по указанному виду взносов.
В связи с изложенным вывод первой судебной инстанции об отсутствии у истца права на предъявление иска о взыскании задолженности по уплате указанных взносов не соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылка Арбитражного суда Московской области на п. 12 Правил реструктуризации задолженности налогоплательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.01, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.01 N 624 (в редакции постановления от 02.04.02 N 205), как на доказательство того, что органам ФОМС России переданы только функции контроля за исполнением обязательств по реструктуризации задолженности, является неверной.
В названных Правилах отсутствуют положения, предписывающие проведение реструктуризации задолженности налогоплательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения налоговыми органами.
Напротив, содержание этих Правил свидетельствует о том, что вопрос реструктуризации задолженности по указанному виду страховых взносов решается территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
При изложенных обстоятельствах принятое по делу судебное решение подлежит отмене как не основанное на нормах закона.
Поскольку по существу заявленных требований суд спор не рассматривал, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.10.02 по делу N А41-К2-13916/02 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2002 г. N КА-А41/8331-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании