г. Краснодар |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А53-22105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6165019614, ОГРН 1026103268311) - Матвеевой А.А. (доверенность от 26.12.2013), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Таганрогское автомобильное производство" (ИНН 6154564255, ОГРН 1106154000402), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таганрогское автомобильное производство" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2014 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А53-22105/2013, установил следующее.
ООО "Таганрогское автомобильное производство" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) филиала N 19 Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, фонд) по отказу произвести выплату (зачисление) пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязании произвести выплату (зачисление) названных пособий за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 на лицевые счета сотрудников, уволенных из общества.
Решением суда от 16.01.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы соответствием оспариваемых действий учреждения действующему законодательству и отсутствием нарушений прав общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять новое решение по делу. По мнению подателя жалобы, вывод судов о соответствии действий учреждения закону является ошибочным, поскольку общество является неплатежеспособным, денежные средства на его расчетном счете подчинены режиму очередности списания, поэтому обязанность по выплате названных пособий уволенным работникам законом возложена на учреждение.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя учреждения, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2013 по делу N А53-23455/2012 общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Кузнецов Дмитрий Юрьевич.
07 августа 2013 года конкурсный управляющий обратился в учреждение с письмом, содержащим требование перечислить пособия уволенным сотрудникам на их лицевые счета.
Письмом от 26.08.2013 N 502/13 фонд отказал в удовлетворении этого требования.
Считая отказ в выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, (поскольку на общество возлагаются обязательства, не предусмотренные законом), общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам определены Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно статье 1.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С наступлением страхового случая у страховщика, а в случаях, установленных Законом N 255-ФЗ, у страхователя возникает обязанность осуществлять страховое обеспечение.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет (статьи 1.3, 1.4 Закона N 255-ФЗ). Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В силу статей 2.1, 2.2 указанного Федерального закона страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с названным Федеральным законом, в том числе организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Статья 4.1 Закона N 255-ФЗ устанавливает обязанность страхователей осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных законом, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
В соответствии со статьей 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи).
Согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, осуществляется территориальным органом страховщика.
На основании данных норм права суды сделали правильный вывод о том, что у территориального органа страховщика обязанности по назначению и выплате застрахованному лицу пособия по уходу за ребенком возникает при наличии установленного факта прекращения деятельности организации (страхователя, которым в данном случае является ООО "ТагАвтоПром"), либо ее неплатежеспособности, выражающейся в недостаточности денежных средств на ее счете в кредитной организации. В противном случае пособие по уходу за ребенком подлежит взысканию с работодателя.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Суды, применив положения пункта 4 статьи 84, абзаца 2 пункта 2 статьи 89, пункта 2 статьи 121 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), правильно указали, что на стадии банкротства (конкурсное производство) требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со статьей 134 Закона N 127-ФЗ. В этом случае очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, установленная статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяется.
Суды правильно учли положения пункта 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 1 статьи 131 Закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат. При этом денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Выделяемые страхователю средства на выплату страхового обеспечения не являются имуществом должника (страхователя), относятся к средствам Фонда и могут расходоваться исключительно на цели выплаты соответствующих пособий по обязательному социальному страхованию. Поэтому указанные средства не входят в конкурсную массу.
На стадии конкурсного производства в силу статьи 133 Федерального закона N 127-ФЗ все расчетные счета в банках закрываются, остается или открывается только один счет должника в банке. На этом счете в кредитной организации не применяется очередность списания денежных средств со счета, предусмотренная Гражданским кодексом Российской Федерации. Поэтому, основания, предусмотренные пунктом 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, не подлежат применению к правоотношениям, возникшим в стадии конкурсного производства.
На этом основании суды правильно указали, что долг по выплате пособий по уходу за ребенком до полутора лет с апреля 2013 года обязано выплатить общество и у фонда отсутствуют основания для выплаты пособий на лицевые счета застрахованных лиц в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ при недостаточности денежных средств на счете страхователя в кредитной организации и применении очередности списания денежных средств со счета.
Суды также правильно указали, что действующее законодательство не содержит препятствий к выделению фондом средств на выплату страхового обеспечения страхователю, находящемуся на любой стадии банкротства. Однако в рассматриваемом случае общество не заявляло требования о выделении ему средств на выплату пособий, а у фонда отсутствует обязанность перечислять средства на лицевые счета сотрудников общества.
Судебные инстанции установили, что общество является должником фонда. Из расчета по форме 4-ФСС по состоянию на 01.10.2013 и 01.01.2014 следует, что сумма долга по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 3 036 856 рублей 19 копеек и 3 055 215 рублей 66 копеек.
Суды учли, что обязанность по выплате пособия по уходу за ребенком изначально возложена на работодателя, и у фонда обязанность по выплате указанного пособия возникает лишь в случае установленного факта неплатежеспособности работодателя и отсутствия денежных средств на его счетах, однако такая информация обществом не представлена. Суды сделали вывод о платежеспособности общества исходя из расшифровки движения денежных средств по счету общества.
Суды проверили довод общества о наличии по состоянию на 02.10.2013 г. картотеки к расчетному счету на сумму 77 793 171 рубль. Вместе с тем по состоянию на 23.01.2014 картотека составила 55 731 558 рублей, то есть за 113 календарных дней общество исполнило обязательства на сумму 22 061 613 рублей.
Суды, сославшись на статьи 22, 140, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, указали на обязанность работодателя при прекращении трудового договора выплатить работнику все причитающиеся ему суммы, а при задержке выплаты - и проценты на эти суммы.
Кроме того, суды установили наличие решений Таганрогского городского суда о взыскании с общества в пользу его работников (застрахованных лиц) указанных пособий.
Суды также указали, что застрахованные бывшие работники самостоятельно могут обратиться в учреждение с соответствующим мотивированным заявлением о выплате пособий.
Суды обоснованно указали, что общество не является лицом, уполномоченным бывшими работниками на обращение с заявлением о перечислении пособий на их лицевые счета, права и интересы общества оспариваемыми действиями не нарушены.
Последнее обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2014 по делу N А53-22105/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.