Распоряжение Губернатора г. Севастополя от 27 марта 2023 г. N 99-РГ
"О внедрении системы поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") в городе Севастополе и утверждении инвестиционной декларации города Севастополя"
В соответствии с Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2021 N Пр-1096, а также в целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов на территории города Севастополя:
1. Внедрить в городе Севастополе систему поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Региональный инвестиционный стандарт).
2. Определить Департамент экономического развития города Севастополя уполномоченным исполнительным органом города Севастополя на внедрение Регионального инвестиционного стандарта, а также на проведение мониторинга и подтверждения внедрения Регионального инвестиционного стандарта в городе Севастополе.
3. Наделить функциями агентства развития города Севастополя акционерное общество "Корпорация развития Севастополя".
Акционерному обществу "Корпорация развития Севастополя" (далее - Акционерное общество) обеспечить:
1) внесение изменений в Устав Акционерного общества;
2) создание и ведение инвестиционного портала города Севастополя (специализированного информационного ресурса города Севастополя в сфере инвестиционной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
3) формирование и ведение инвестиционной карты города Севастополя.
4. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию города Севастополя.
5. Исполнительным органам города Севастополя обеспечить содействие в реализации положений инвестиционной декларации города Севастополя.
6. Департаменту экономического развития города Севастополя обеспечить размещение инвестиционной декларации города Севастополя на инвестиционном портале города Севастополя (https://investsevastopol.ru).
7. Управлению информационной политики города Севастополя опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Правительства Севастополя.
8. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, осуществляющего координацию и контроль деятельности Департамента экономического развития города Севастополя.
Губернатор города Севастополя |
М.В. Развожаев |
27.03.2023
N 99-РГ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
города Севастополя
от 27.03.2023 N 99-РГ
Инвестиционная декларация города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация города Севастополя является документом, определяющим перспективы развития города Севастополя в рамках реализации инвестиционной политики, и направлена на информирование субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:
1) о целях инвестиционного развития города Севастополя, включая перспективные направления привлечения инвестиций;
2) внедрении на территории города Севастополя системы поддержки новых инвестиционных проектов, включая обновленный региональный инвестиционный стандарт;
3) инвестиционных преимуществах ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории города Севастополя (в том числе преференциальных режимах);
4) инвестиционных обязательствах города Севастополя (в том числе мерах поддержки);
5) составе инвестиционной команды и распределении ответственности за соблюдение положений настоящей инвестиционной декларации.
1.2. Инвестиционная декларация города Севастополя утверждается на пять лет. Изменения в инвестиционную декларацию вносятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В случае смены высшего должностного лица города Севастополя допускается внесение изменений в инвестиционную декларацию без ухудшения условий ведения инвестиционной деятельности в городе Севастополе.
1.3. Текст инвестиционной декларации города Севастополя размещен на инвестиционном портале Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://investsevastopol.ru).
2. Общее описание целей инвестиционного развития города Севастополя
2.1. Инвестиционная декларация города Севастополя (далее - Декларация) разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития города Севастополя, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установления основ реализации инвестиционной политики города Севастополя, а также взаимодействия исполнительных органов города Севастополя с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя.
2.2. Главными целями инвестиционного развития города Севастополя являются:
- обеспечение к 2030 году реального роста инвестиций в основной капитал на уровне не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в рамках достижения национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- обеспечение к 2025 году увеличения инвестиций в основной капитал (за исключением инвестиций за счет средств федерального бюджета) не менее чем до 200 млрд руб. в рамках исполнения подпункта "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.04.2021 N Пр-536;
- улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории города Севастополя;
- повышение качества жизни и благосостояния населения города Севастополя за счет обеспечения устойчивого развития городской экономики.
2.3. Основными направлениями развития региона, за счет которых будет обеспечен рост инвестиций в основной капитал, станут:
- развитие судоремонта и судостроения;
- развитие высокотехнологичного машиностроения;
- развитие информационно-коммуникационных технологий (в том числе широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- развитие научной и инновационной деятельности;
- развитие сельского хозяйства, виноградарства и виноделия;
- развитие рыболовства, марикультуры и рыбопереработки;
- развитие туризма, использование кластерного подхода для комплексного развития инфраструктуры города Севастополя;
- развитие строительства, комплексное развитие территорий;
- инфраструктурное развитие как в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, так и за счет применения механизмов государственно-частного партнерства;
- профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров.
3. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в городе Севастополе
В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в городе Севастополе внедряется региональный инвестиционный стандарт (далее - Стандарт).
Стандарт включает в себя следующие элементы:
- Декларация - основной элемент Стандарта, закрепляющий принципы работы и взаимосвязь других элементов Стандарта, инструменты поддержки инвестора, обязательства города Севастополя перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;
- Инвестиционный комитет города Севастополя, создаваемый под председательством Губернатора города Севастополя, основными задачами которого являются формирование благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, досудебное урегулирование споров и защита прав инвесторов;
- агентство развития города Севастополя, создаваемое в целях привлечения частных инвестиций, поддержки и сопровождения реализации новых инвестиционных проектов на территории города Севастополя;
- Свод инвестиционных правил города Севастополя - оптимальный алгоритм действий инвесторов ("клиентский путь"), планирующих реализацию инвестиционных проектов на территории города Севастополя по основным приоритетным направлениям (подключение к электрическим сетям, объектам водоснабжения и водоотведения, сетям теплоснабжения, сетям газораспределения; получение земельного участка в аренду, получение разрешения на строительство, получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект; обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам);
- инвестиционная карта города Севастополя, на которой размещается информация о распределении ресурсов для реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, необходимой инфраструктуре и площадках для реализации инвестиционных проектов, преференциальных режимах.
4. Ключевые характеристики города Севастополя
4.1. Севастополь расположен в юго-западной части Крымского полуострова. Общая площадь территории города Севастополя составляет 1079,6 кв. км, из них 216 кв. км - акватория бухт, 863,6 кв. км - суша. В состав субъекта входит 4 административных района и 10 внутригородских муниципальных образований. Численность населения города Севастополя на 01.01.2023 составляет 558,3 тыс. человек. Ожидается, что численность населения города на 01.01.2025 составит 575,4 тыс. человек.
Инвестиционная привлекательность города Севастополя обусловлена:
1. Благоприятными природно-климатическими условиями, значительными территориальными пространствами, наличием в границах города значительных территорий с различными режимами и видами их разрешенного использования (в том числе в составе сельскохозяйственных, производственных, общественно-деловых территориальных зон).
2. Наличием протяженной береговой линии с большим числом удобных бухт, позволяющей развивать военную и гражданскую морскую инфраструктуры (более 30 бухт, одна из которых (Севастопольская бухта) занимает третье место в мире и первое в Европе по удобству базирования и условиям портовой деятельности).
3. Наличием опыта и материально-технической основы для базирования флота и воинских соединений, ремонта и обслуживания кораблей, судов, вооружений и военной техники.
4. Действием режима свободной экономической зоны.
5. Наличием сформированной системы городского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
6. Наличием сформированной транспортной системы (дорожная сеть, порт, аэропорт, железная дорога).
7. Высоким уровнем образования населения, благоприятной социокультурной средой для подготовки новых поколений высококвалифицированных специалистов.
8. Наличием сформированной системы начального, среднего, высшего образования и здравоохранения.
9. Наличием истории, традиций и комплексов культурно-исторического назначения мирового уровня.
10. Наличием благоприятных природных условий, традиций, инфраструктуры и потенциала для развития туризма, курортного отдыха.
11. Высокой привлекательностью города для проживания, работы и отдыха.
По данным Федеральной службы государственной статистики объем валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2021 год составил 168,6 млрд руб., в структуре которого на сферу реальной экономики приходится 75%.
На 2022 год ВРП прогнозируется в объеме 186,6 млрд руб. По итогам 2025 года ВРП прогнозируется в объеме 248,5-252,8 млрд руб.
В 2022 году в экономику города Севастополя вложено 72,2 млрд руб. инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, что в 1,6 раза выше уровня 2021 года.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности на инвестиции в сферу транспортировки и хранения приходится 63,6%, на государственное управление - 9,6%, на промышленность - 6,7%, на деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 6,4%, на деятельность в сфере туризма - 5,2%, на образование - 4,8%.
Ожидается, что в 2025 году объем инвестиций в основной капитал достигнет 93,2-97,8 млрд руб.
В 2022 году по сравнению с 2021 годом индекс промышленного производства увеличился на 0,6%.
Предполагается, что в условиях стабилизации экономики в целом производство сохранит положительную динамику с ежегодным ростом: в 2023 году - на 6,9-7,4%, в 2024 году - на 7,3-7,6%, в 2025 году - на 7,6-7,9%.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2021 году составил 101,0%.
Площадь сельскохозяйственных земель составляет 21 тыс. га, в том числе пашня - 8,7 тыс. га, пастбище - 2,7 тыс. га, сенокос - 0,4 тыс. га, сады - 1,6 тыс. га, виноградники - 7,5 тыс. га. Под плодоносящими многолетними насаждениями занято более 5,5 тыс. га.
Природно-климатические условия обусловили выбор в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В условиях сокращения импортной продукции сельского хозяйства и замещения ее отечественной ожидается, что в 2023 году производство продукции сельского хозяйства увеличится на 3,4-3,6%, в 2025 году - на 3,9-4,2%.
В 2022 году выполнено строительных работ в сопоставимых ценах на 12,1% больше, чем в 2021 году. Построено 556,9 тыс. кв. м общей площади жилых помещений (прирост на 7,5% к сопоставимому периоду 2021 года).
Прогнозируется, что в текущем году объемы строительных работ увеличатся на 30,3-37,0% к 2022 году, в последующие годы также сохранится положительная динамика (в 2025 году - на 10,6-17,3% к предыдущему году). Продолжится ввод в эксплуатацию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, объектов культуры и спорта, социальных объектов.
В информационно-телекоммуникационной сфере в 2022 году населению оказано телекоммуникационных услуг в объеме 3,6 млрд руб.
В электронном виде оказываются 153 региональные государственные услуги, в том числе функционируют электронные сервисы.
Запущена автоматизированная информационная система электронного взаимодействия бизнеса и власти города Севастополя, в том числе создана система заключения в электронном виде договоров на участие в свободной экономической зоне в городе Севастополе.
В 2023 - 2025 годах расширится спектр предоставляемых государственных услуг в электронном виде, улучшится качество мобильной связи благодаря строительству антенно-мачтовых сооружений.
4.2. Инвестиционный климат.
В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации город Севастополь в 2022 году занял 14-е место.
В целом, с момента включения в данный рейтинг в 2017 году, город Севастополь поднялся с 78-го места (по итогам 2016 года) на 14-е место (по итогам 2021 года).
В дальнейшем планируется улучшение позиции города Севастополя в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата (в 2023 году - 10-е место, в 2024 году - 9-е место, в 2025 году - 8-е место, с 2026 по 2030 год - 5-е место).
4.3. Наличие преференциальных режимов.
В целях создания комфортных условий для инвесторов и привлечения инвестиций в городе Севастополе функционирует режим свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), который регулируется Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ), а также федеральными законами о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2023 369 участников СЭЗ, согласно заключенным договорам об условиях деятельности в СЭЗ, осуществляют реализацию 397 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 6,988 млрд руб. в следующих отраслях экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, топливо и энергетика, туризм, торговля, услуги, социальная сфера. Предполагается к созданию 7 907 рабочих мест.
В рамках развития СЭЗ до 2025 года планируется:
1) предоставить статус участника СЭЗ не менее чем 512 субъектам предпринимательской деятельности;
2) привлечь капитальных вложений участников СЭЗ (нарастающим итогом) в объеме не менее 19,812 млрд руб.;
3) обеспечить условия для создания новых рабочих мест (нарастающим итогом) в количестве не менее 20,075 тыс. рабочих мест.
4.4. Наличие необходимой инфраструктуры для инвесторов.
Севастополь обладает промышленным, научно-техническим и рекреационным потенциалом, развитой транспортно-логистической инфраструктурой, необходимой для реализации инвестиционных проектов, включая железнодорожное и автомобильное сообщение, незамерзающий морской порт.
4.4.1. Транспортная инфраструктура.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63, построена основная часть трассы федерального значения "Таврида", способствующая увеличению туристического потока, снижению транспортных издержек для бизнеса, ускоренному социально-экономическому развитию субъекта.
Система городского пассажирского транспорта общего пользования в городе Севастополе представлена тремя видами транспорта: наземным электрическим (троллейбусы), автомобильным (автобусы) и водным (катера и паромы). Перспективным направлением развития транспортного каркаса города Севастополя является включение в систему общественного транспорта железнодорожного сообщения.
Учитывая высокий потенциал использования электротранспорта, город Севастополь включен в перечень пилотных территорий по развитию зарядной инфраструктуры электрического автомобильного транспорта.
За счет средств инвестора до 2024 года планируется разместить не менее 26 быстрых зарядных станций для электромобилей, что улучшит туристическую привлекательность и комфортность жизни жителей и гостей города Севастополя. В июле 2022 г. в городе Севастополе установлена первая высокоскоростная зарядная станция для всех видов электротранспорта.
Железнодорожный транспорт в городе Севастополе представлен севастопольским участком железнодорожных путей протяженностью 31 км, находящимся в ведении ФГУП "Крымская железная дорога". Положительно влияет на экономику региона возможность проезда железнодорожного транспорта через Крымский мост.
Менее чем в 90 км от города Севастополя располагается международный аэропорт Симферополь им. И.К. Айвазовского.
4.4.2. Морской порт.
На территории города Севастополя функционирует Севастопольский морской порт, незамерзающая акватория которого позволяет осуществлять круглогодичную навигацию.
Площадь территории порта составляет 28,9 га. В распоряжении порта находится 11 причалов общей протяженностью 1 770 м с глубинами от 6 до 10 м, открытые складские площади - 74 000 кв. м, закрытые складские помещения в капитальных зданиях - 16 250 кв. м.
В работе используется развитая инфраструктура порта, включающая железнодорожные и подкрановые пути, автомобильные дороги, инженерные сети и ремонтные базы. Оснащение порта необходимым оборудованием, перегрузочными машинами и механизмами обеспечивает быструю переработку и сохранность различных по структуре грузов.
Порт предоставляет широкий спектр услуг по комплексному обслуживанию судов, грузов и экипажей.
Севастопольский морской порт признан свободным портом с применением отдельного порядка осуществления процедур пограничного, таможенного и иного контроля в отношении пассажиров, животных, грузов и транспортных средств.
4.4.3. Инженерная инфраструктура.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в субъект осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - ГП РФ СЭР), и государственных программ города Севастополя.
За период реализации ГП РФ СЭР введено в эксплуатацию 46 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе 7 автомобильных дорог, 8 объектов водоснабжения, 12 объектов газоснабжения, 4 объекта водоотведения (канализования), 11 объектов теплоснабжения, 2 катерных пассажирских пирса, 2 берегозащитные дамбы.
В 2023 и 2024 годах в рамках ГП РФ СЭР запланировано создание 44 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе 10 объектов дорожной инфраструктуры, 8 объектов теплоснабжения, 19 объектов газификации, 4 объектов водоснабжения, 1 объекта водоотведения (канализационный коллектор), 1 промышленного комплекса, 1 объекта связи и массовых коммуникаций (антенно-мачтовые сооружения).
Также с 2018 года на территории города Севастополя функционирует Балаклавская ТЭС, которая обеспечивает потребности экономики субъекта и создает потенциал для ее развития.
4.5. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования.
Город Севастополь обладает значительным трудовым потенциалом.
По данным отчетного баланса трудовых ресурсов, сформированного Росстатом, в 2021 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали 323,6 тыс. человек (или 109,1% по отношению к 2020 году). В 2022 году трудовые ресурсы города Севастополя составят 342,7 тыс. человек, в 2025 году - 368,7 тыс. человек.
Среднегодовая численность занятых в экономике в 2021 году увеличилась до 205,0 тыс. человек (в 2020 году - 194,3 тыс. человек).
Основная доля занятых сложилась в следующих отраслях экономики:
- в торговле оптовой и розничной - 42,8 тыс. человек;
- строительстве - 20,5 тыс. человек;
- государственном управлении и обеспечении военной безопасности - 18,6 тыс. человек;
- обрабатывающем производстве - 17,6 тыс. человек;
- в образовании - 14,5 тыс. человек;
- сфере транспортировки и хранения - 14,4 тыс. человек;
- здравоохранении и сфере социальных услуг - 13,2 тыс. человек;
- деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 11,8 тыс. человек.
В 2022 году среднегодовая численность занятых в экономике составит 243,3 тыс. человек, в 2025 году - 263,2 тыс. человек.
Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 01.01.2023 - 0,29% от численности рабочей силы. Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, составила 659 человек (что на 15,8% меньше по сравнению с показателем на 01.01.2022). К концу 2025 года зарегистрированная безработица сохранится на уровне 0,3%.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в 2022 году составила 42,3 тыс. руб., что на 6,5% больше, чем в 2021 году. К 2025 году среднемесячная заработная плата оценивается в размере 55,3-58,5 тыс. руб.
Город Севастополь обладает высоким научно-исследовательским образовательным потенциалом, необходимым для подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе для реализации инвестиционных проектов и обеспечения инвестиционной деятельности.
Цель развития системы образования города Севастополя определена исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в организации доступности качественного образования, обеспечении квалифицированными кадрами сферы экономики, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышении эффективности использования научно-технических достижений.
Научная и образовательная базы города Севастополя состоят:
- из трех крупных научных академических учреждений (ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Институт биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН", ФГБУН Федеральный исследовательский центр "Морской гидрофизический институт РАН", ФГБНУ "Институт природно-технических систем");
- четырех конструкторских бюро (ООО "Конструкторское бюро коммутационной аппаратуры", АО "ЦКБ "Коралл", конструкторское бюро судостроения, АО "Конструкторское бюро радиосвязи");
- семи высших учебных заведений;
- десяти организаций профессионального образования.
4.6. Инструменты для достижения целей инвестиционного развития.
4.6.1. Реализация ключевых инвестиционных проектов (в том числе приоритетных проектов города Севастополя) в следующих отраслях экономики: промышленность, сельское хозяйство, туризм, информационные технологии, строительство, транспорт, торговля и услуги.
4.6.2. Создание и развитие производств с высокой добавленной стоимостью (разработка и производство робототехнических (беспилотных) комплексов; высокоточное машиностроение; производство радиотехники и микроэлектроники; электротехническое производство; энергетическое машиностроение; металлообработка; производство строительных материалов; изготовление мебели; производство одежды).
4.6.3. Увеличение доли инновационных предприятий, развитие высокотехнологичных отраслей экономики.
4.6.4. Создание и развитие на территории города Севастополя современных инвестиционных площадок для удовлетворения существующей потребности бизнеса и инвесторов в подготовленной инвестиционной инфраструктуре.
4.6.5. Реализация инфраструктурных проектов, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.
4.6.6. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства города Севастополя.
4.6.7. Создание условий для развития туризма в городе Севастополе, в том числе: создание Балаклавского туристического кластера и туристического кластера на Северной стороне города Севастополя, направленных на формирование доступной и комфортной туристической среды; создание и развитие туристической инфраструктуры; повышение туристической привлекательности города Севастополя; привлечение инвестиций в отрасль.
4.6.8. Создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций участниками СЭЗ в городе Севастополе.
4.7. Новые инновационные отрасли экономики.
Существующий с 2021 года Межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "МореАгроБиоТех" (далее - НОЦ) является точкой притяжения для высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию нового поколения с учетом новейших достижений прикладной науки.
Одним из целевых рынков деятельности НОЦ является рынок "Маринет", который определен в качестве приоритетного в рамках Национальной технологической инициативы Российской Федерации.
В городе Севастополе по направлениям деятельности НОЦ реализуются три ключевых сегмента рынка "Маринет": инновационное судостроение, цифровая навигация, освоение ресурсов Мирового океана (включая морской туризм и реабилитацию).
Рынок "Маринет" выбран в качестве ключевого в связи с тем, что значительные компетенции основных предприятий и организаций региона концентрируют свои компетенции в области морских технологий.
4.8. Отрасли экономики, в которых планируются к реализации ключевые инвестиционные проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат, в том числе проекты государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), концессии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК).
На сопровождении на различных стадиях реализации по состоянию на 01.01.2023 (по итогу 2022 года) находилось около 100 проектов (в том числе приоритетных) с общим объемом внебюджетных инвестиций 217 млрд руб.
Среди планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов можно выделить следующие ключевые проекты, оказывающие влияние на инвестиционный климат:
1. В строительной отрасли: приоритетный проект "Реализация комплексного развития территорий в городе Севастополе" с объемом инвестиций порядка 80,0 млрд руб.
2. В социально-культурной отрасли: проект "Культурный кластер на мысе Хрустальном (театр оперы и балета, хореографическая академия, музейно-мемориальный комплекс "Защитникам Севастополя")" с объемом инвестиций порядка 70,0 млрд руб.
3. В туристической отрасли:
- приоритетный проект "Развитие Балаклавы" с объемом инвестиций 40,7 млрд руб.;
- проект "Создание туристического кластера на Северной стороне города Севастополя" с объемом инвестиций 20 млрд руб.;
- приоритетный проект "Создание парка живой истории "Федюхины высоты" с объемом инвестиций 0,57 млрд руб.;
- приоритетный проект "Развитие экологического туризма и маршрута активного отдыха "Большая Севастопольская тропа" с объемом инвестиций 0,27 млрд руб.
4. В отрасли промышленности и инноваций:
- приоритетный проект "Создание индустриального парка "Гераклид" с объемом инвестиций 6 млрд руб.;
- приоритетный проект "Создание рыбопромышленного кластера на территории города Севастополя" с объемом инвестиций 1,5 млрд руб.
5. В отрасли сельского хозяйства продолжится реализация приоритетного проекта города Севастополя "Терруар Севастополь" с объемом инвестиций 3,94 млрд руб.
6. В отрасли информационных технологий:
- приоритетный проект "Создание ИТ технопарка на территории города Севастополя" с объемом инвестиций 3,34 млрд руб.;
- приоритетный проект "Умный город" с объемом бюджетных инвестиций 2,99 млрд руб. и планируемым привлечением внебюджетных инвестиций для реализации отдельных мероприятий проекта.
Также планируется продолжить работу по реализации как уже существующих проектов, так и по разработке новых инвестиционных проектов, в том числе:
- заключение соглашения о государственно-частном партнерстве по созданию гостиничного комплекса;
- заключение концессионного соглашения по строительству объекта по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов;
- заключение соглашений в рамках Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
С учетом реализации ключевых инвестиционных проектов доля внебюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться, в том числе за счет участников СЭЗ, реализующих инвестиционные проекты в следующих отраслях экономики по состоянию на 01.01.2023:
- промышленность - 85 проектов;
- услуги (в том числе связь и телекоммуникации) - 89 проектов;
- строительство - 80 проектов;
- торговля - 58 проектов;
- сельское хозяйство (в том числе рыболовство) - 30 проектов;
- туризм - 18 проектов;
- транспорт - 13 проектов.
5. Инвестиционные обязательства города Севастополя
5.1. Инвестиционными обязательствами субъекта являются:
- неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
- общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории города Севастополя, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в городе Севастополе;
- соблюдение алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил города Севастополя;
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, в досудебном порядке Инвестиционным комитетом города Севастополя.
5.2. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
5.2.1. Механизмы обеспечения гарантий неухудшения условий реализации инвестиционных проектов в рамках СЭЗ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 377-ФЗ установлено, что в случае, если вступают в силу новые федеральные законы, которые приводят к увеличению налоговых ставок по федеральным налогам (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и тарифов страховых взносов (за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), либо если в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения, которые приводят к установлению обязательных платежей для участников СЭЗ или увеличению их размеров либо устанавливают режим запретов, ухудшающий его положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день включения участников СЭЗ, такие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения, внесенные в федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ в отношении участника СЭЗ при условии выполнения им требований Федерального закона N 377-ФЗ.
Порядок установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций участниками СЭЗ на территории города Севастополя определен Методикой, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 06.12.2019 N 627-ПП "Об утверждении Методики установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций в свободной экономической зоне".
Данная Методика не применяется в случаях установления запретов и ограничений в отношении участников СЭЗ, возникающих вследствие принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, здоровья граждан, их прав и законных интересов, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также регулирования отношений в области установления, исчисления, взимания и уплаты пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации.
5.2.2. Механизмы обеспечения гарантий неухудшения условий реализации инвестиционных проектов в рамках СЗПК.
Статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" установлено, что в отношении организации, реализующей проект, не применяются акты (решения), указанные в части 3 указанной статьи, ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения (стабилизационная оговорка), и представленные организацией, реализующей проект, согласно перечням, утвержденным органами государственной власти в соответствии с частью 7.1 указанной статьи при соблюдении условий, установленных частью 4 указанной статьи.
Ухудшающими условиями ведения предпринимательской и (или) иной деятельности признаются акты (решения), которые:
1) увеличивают сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
2) увеличивают количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
3) увеличивают размер взимаемых с организации, реализующей проект, платежей, уплачиваемых в целях реализации инвестиционного проекта;
4) устанавливают дополнительные требования к условиям реализации инвестиционного проекта, в том числе требования о предоставлении дополнительных документов;
5) устанавливают дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01.04.2022 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", утвержден постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 N 747-ПП.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 1 апреля 2020"
5.3. Меры государственной поддержки инвестора, информация о которых является общедоступной.
Город Севастополь предлагает инвестору воспользоваться рядом мер государственной поддержки, основной из которых является преференциальный режим, - СЭЗ.
5.3.1. Присвоение статуса участника СЭЗ предусматривает следующие льготы и преференции (в соответствии с Федеральным законом N 377-ФЗ, а также федеральными законами о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельными законодательными актами Российской Федерации):
1. Налоговые льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, страховым взносам:
- налог на прибыль организаций - 13,5%; 6% - для участников, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях (ОКВЭД: 01 (за исключением 01.7), 03, 10, 11, 13, 14, 16, 21, 22, 23.1, 25-31, 33, 36-38, 50, 52, 55, 61-63, 72, 85-88, 93);
- налог на землю - 0% в течение трех лет;
- налог на имущество предприятий - 0% в течение 10 лет;
- тарифы страховых взносов -7,6% до конца 2039 года.
2. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, если меньший срок не заявлен участником СЭЗ.
3. Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ (освобождение от таможенных платежей).
4. Для участников СЭЗ с 2022 года запущен механизм льготного кредитования.
Цель кредита: на осуществление капитальных вложений, а именно приобретение и (или) создание (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (включая строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, в том числе выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, модернизации) в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ.
Сумма кредита - от 10 млн руб. до 5 млрд руб.
Объем планируемых инвестиций - не менее 30 млн руб.
Ставка для заемщика - ставка банка по кредиту за вычетом ключевой ставки ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора, но не выше 15%.
Правительством Севастополя планомерно осуществляются мероприятия, нацеленные на повышение доступности государственных услуг и мер поддержки для бизнеса.
Создана автоматизированная информационная система "СЭЗ" для автоматизации процессов в рамках СЭЗ, в том числе приема отчетов участников СЭЗ.
Переведен в онлайн-формат процесс сдачи участниками СЭЗ ежеквартальной отчетности, что позволило существенно сократить временные и финансовые издержки бизнеса.
Начиная с 2022 года внедрена возможность получения статуса участника СЭЗ и заключения договора об участии в СЭЗ путем подачи заявления в любом отделении МФЦ города Севастополя.
Также на региональном портале Госуслуг в 2022 году создан сервис для подачи документов и подписания договора по участию в СЭЗ полностью в электронном виде, что позволило максимально упростить процедуру получения статуса участника СЭЗ и процесс инвестирования в экономику города Севастополя.
5.3.2. Предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов в целях размещения на нем объекта социально-культурного, коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта при условии соответствия такого объекта (масштабного инвестиционного проекта) критериям, установленным Законом города Севастополя от 08.06.2018 N 418-ЗС "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов".
5.3.3. Комплексные инструменты, предусматривающие комбинирование различных мер поддержки (финансового и нефинансового характера):
1) заключение СЗПК: в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" Правительство Севастополя обязуется применить к инвесторам, заключившим на территории города Севастополя СЗПК, "стабилизационную оговорку" (в отношении организации, реализующей проект, не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией проекта, в отношении которого заключено СЗПК, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения такого соглашения), а также компенсировать затраты на обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуры в рамках реализации проекта (меры государственной поддержки по СЗПК предоставляются в рамках объема уплаченных инвестором налоговых платежей);
2) заключение специального инвестиционного контракта, предусматривающего для инвестора снижение годового размера арендной платы для договоров аренды земельных участков, оформленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и используемых в рамках реализации специального инвестиционного контракта, стабильность условий ведения хозяйственной деятельности (предусмотрено Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" и Законом города Севастополя от 18.12.2015 N 219-ЗС "Об основах промышленной политики города Севастополя");
3) заключение концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, предусматривающих для инвестора возможность получения в аренду земельного участка без торгов для реализации проекта, возможность передачи части рисков публичному партнеру, возможность софинансирования проекта публичной стороной, возможность возникновения права частной собственности на объект соглашения, получения дополнительных гарантий, закрепления условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения (регламентируется федеральными законами от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
5.3.4. В городе Севастополе предоставляются отраслевые субсидии, стимулирующие инвестиционную деятельность, актуальная информация о которых представлена на инвестиционном портале города Севастополя в разделе "Поддержка инвесторов".
5.3.5. Льготные займы и гарантии.
С целью развития реального сектора экономики города Севастополя в сфере промышленности некоммерческая организация - фонд "Государственный фонд развития промышленности города Севастополя" (далее - Фонд развития промышленности) осуществляет финансирование проектов, направленных на технологическое перевооружение, модернизацию или создание промышленного производства, разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, производство комплектующих, повышение производительности труда, путем предоставления льготных займов в размере от 5 до 100 млн руб. под 1-5% годовых на срок до семи лет.
Некоммерческой организацией "Микрокредитная компания фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе" (далее - Фонд микрокредитования города Севастополя) в 2022 году введено ранжирование процентных ставок по льготным программам кредитования субъектов малого и среднего бизнеса от 2 до 6% годовых.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ужесточения внешнего санкционного давления, снижена стоимость поручительства, выдаваемого некоммерческой организацией "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Севастополе" (далее - Гарантийный фонд), до размера 0,75% годовых.
Для упрощения доступа к заемным финансовым ресурсам стоимость поручительства Гарантийного фонда начинающим предпринимателям установлена на минимальном уровне в 0,5% годовых.
5.3.6. Нефинансовые меры поддержки инвестора:
1) сопровождение инвестиционных проектов в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 329-ПП.
Уполномоченной организацией, обеспечивающей комплексное сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя, является акционерное общество "Корпорация развития Севастополя" (далее - АО "КРС").
АО "КРС" оказывает информационную и консультационную поддержку инвесторов, в том числе предоставляет информацию о возможных мерах федеральной/региональной поддержки, в частности о мерах поддержки, предоставляемых Фондом развития промышленности, Фондом микрофинансирования города Севастополя, Гарантийным фондом, иных грантах либо целевых субсидиях, проводит конференции, семинары, круглые столы;
2) некоммерческая организация "Севастопольский фонд поддержки предпринимательства" оказывает информационную и консультационную поддержку бизнеса, а также комплексные услуги для субъектов МСП, проводит семинары и другие мероприятия для субъектов МСП, физических лиц, планирующих начать ведение бизнеса, самозанятых.
5.3.7. Информационные ресурсы для инвестора.
В городе Севастополе функционирует инвестиционный портал Севастополя (https://www.investsevastopol.ru/) - официальный ресурс города Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который предоставляет инвестору доступ к актуальной статистике и аналитике, реализуемым в городе Севастополе инвестиционным проектам, мерам поддержки бизнеса (субсидии, льготы, гранты и нефинансовые меры поддержки), на котором реализована возможность направления обращений.
В рамках координации работы по поддержке инвестиционной деятельности на территории города Севастополя осуществляется поддержание в актуальном состоянии информации об общеотраслевых мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности на данном портале, а также ссылок на информацию об отраслевых мерах поддержки на сайтах соответствующих исполнительных органов города Севастополя.
Важную роль во взаимодействии с предпринимателями играет Центр "Мой бизнес" (далее - Центр), на площадке которого сосредоточены все возможные институты поддержки. На базе институтов поддержки бизнеса, расположенных в Центре, оказывается финансовая помощь в виде микрозаймов, поручительств, кредитов на покупку основных средств и оборудования.
5.4. Соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в городе Севастополе.
В отношении субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности Правительством Севастополя гарантируется соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
5.5. Соблюдение алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках Свода инвестиционных правил.
В городе Севастополе соблюдаются сроки согласований и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
В целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с исполнительными органами города Севастополя, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов в городе Севастополе разработан Свод инвестиционных правил, который включает в себя пошаговые алгоритмы ("клиентские пути") инвестора для решения типовых задач, в том числе получение доступа к ключевым элементам инфраструктуры, получение земельных участков в аренду, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию, оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
Исполнительными органами города Севастополя, уполномоченными на ведение алгоритмов действий по процедурам основных приоритетных направлений в рамках Свода инвестиционных правил, являются:
1) Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление по тарифам города Севастополя (в части участия в разработке и согласовании алгоритмов действий инвестора) - в части:
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к электрическим сетям;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения;
- алгоритма действий инвестора по процедурам подключения к объектам теплоснабжения;
2) Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - в части алгоритма действий инвестора для получения земельного участка в аренду.
3) Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя - в части:
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на строительство;
- алгоритма действий инвестора для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
4) Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя - в части алгоритма действий инвестора по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
5) Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя - в части алгоритма действий инвестора для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Нарушение уполномоченными исполнительными органами города Севастополя процедур и сроков, установленных Сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения инвестора в Инвестиционный комитет города Севастополя.
5.6. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, в досудебном порядке.
В целях урегулирования возникающих споров при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя инвестор вправе обратиться в Инвестиционный комитет города Севастополя (далее - Инвестиционный комитет).
Постоянными членами Инвестиционного комитета являются представители деловых ассоциаций города Севастополя, представители бизнеса, Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Севастополе. В случае рассмотрения профильного вопроса в заседаниях Инвестиционного комитета принимают участие ресурсоснабжающие организации и профильные/отраслевые исполнительные органы города Севастополя.
Инвестиционный комитет для решения возложенных на него задач имеет право:
- приглашать на свои заседания представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов города Севастополя и органов местного самоуправления в городе Севастополе, учреждений, предприятий и иных организаций;
- вносить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы города Севастополя в области государственного регулирования инвестиционной деятельности в городе Севастополе.
Кроме того, в целях решения отдельных споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории города Севастополя, в рамках Инвестиционного комитета на постоянной основе проводятся совещания рабочей группы Инвестиционного комитета под руководством заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам создания благоприятных условий для развития бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности города Севастополя.
В целях рассмотрения Инвестиционным комитетом спора, возникающего при реализации инвестиционного проекта, инвестор подает соответствующее заявление, составленное в произвольной форме, в Департамент экономического развития города Севастополя.
Департамент экономического развития города Севастополя передает поступившее заявление на рассмотрение Инвестиционного комитета.
Рассмотрение Инвестиционным комитетом заявления инвестора осуществляется в срок не позднее 15 рабочих дней со дня его поступления в Департамент экономического развития города Севастополя.
6. Инвестиционная команда города Севастополя
6.1. Инвестиционная команда города Севастополя создана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата на территории города Севастополя, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности.
6.2. Инвестиционная команда города Севастополя обладает необходимыми компетенциями, опытом и полномочиями в сфере инвестиционной деятельности, определяет основные направления инвестиционного развития города Севастополя и несет ответственность за принятие решений в соответствии с возложенными полномочиями.
6.3. В состав инвестиционной команды города Севастополя входят:
1) Губернатор города Севастополя;
2) заместитель Губернатора города Севастополя, координирующий работу по вопросам создания благоприятных условий для развития бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности города Севастополя. Он также является ответственным за внедрение Свода инвестиционных правил, методологическое и консультационное сопровождение процесса внедрения Свода инвестиционных правил, за исполнение положений настоящей Декларации;
3) заместители Губернатора города Севастополя, осуществляющие координацию и контроль деятельности Департамента городского хозяйства города Севастополя, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управления по тарифам города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, ответственные за разработку, утверждение, актуализацию и ведение алгоритмов действий инвесторов в рамках Свода инвестиционных правил по направлениям деятельности;
4) директор Департамента экономического развития города Севастополя, обеспечивающий реализацию государственной инвестиционной политики города Севастополя, нормативное правовое регулирование в сфере инвестиционной деятельности города Севастополя, создание условий для развития благоприятного инвестиционного климата, стимулирование роста частных инвестиций, в том числе через ГЧП, концессию, свободную экономическую зону, развитие международного и межрегионального сотрудничества;
5) представители исполнительных органов города Севастополя в соответствии с отраслевыми инвестиционными приоритетами, участвующие в формировании благоприятного инвестиционного климата в городе Севастополе, в рамках полномочий;
6) генеральный директор АО "КРС", способствующий реализации инвестиционной политики на территории города Севастополя, привлечению частных инвестиций путем продвижения инвестиционного потенциала города Севастополя, формированию благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающий комплексное сопровождение и координацию инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя и являющийся ответственным за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте города Севастополя, ведение инвестиционного портала Севастополя;
7) начальник Управления развития предпринимательства и инвестиционного климата Департамента экономического развития города Севастополя, ответственный за работу с обращениями в Инвестиционный комитет;
8) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Севастополе, способствующий защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, в пределах своей компетенции контролирующий соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
9) руководители региональных представительств (отделений) деловых объединений, представляющие: Севастопольскую торгово-промышленную палату, Севастопольское региональное отделение "Российский союз промышленников и предпринимателей", Севастопольское региональное отделение "Опора России", Севастопольское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Севастопольское региональное отделение межрегиональной общественной организации малого и среднего предпринимательства "Новая Формация", Союз "Совет предпринимателей Севастополя", обеспечивающие представление и защиту интересов бизнес-сообщества в городе Севастополе;
10) представители публичного акционерного общества "Российский национальный коммерческий банк" в городе Севастополе, Симферопольского филиала акционерного общества "Акционерный банк "Россия" в городе Севастополе, акционерного общества "Генбанк" в городе Севастополе, публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" в городе Севастополе, выступающие в качестве экспертов финансовых организаций.
7. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области инвестиционной деятельности, приведен в приложении к настоящей Декларации.
Приложение
к инвестиционной декларации
города Севастополя
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области инвестиционной деятельности
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
5. Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
6. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
7. Федеральный закон Российской Федерации от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
8. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон".
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения".
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2015 N 779 "О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров".
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков".
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1368 "Об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны".
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1387 "О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве".
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1388 "Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства".
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2018 N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации".
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 N 827 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1599 "О порядке возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений".
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2021 N 10 "Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов".
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2021 N 2221 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным участникам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя на реализацию инвестиционных проектов".
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2022 N 1602 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений".
23. Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856 "Об утверждении формы инвестиционной декларации".
24. Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2016 N 66 "Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны".
25. Приказ Минэкономразвития России от 15.06.2016 N 374 "Об утверждении формы отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, представляемого высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя".
26. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2019 N 241 "Об утверждении критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя".
27. Приказ Минэкономразвития России от 24.06.2019 N 363 "Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 г. N 859".
28. Закон города Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС "О налоговых ставках по отдельным налогам".
29. Закон города Севастополя от 23.05.2017 N 341-ЗС "Об основах государственно-частного партнерства в городе Севастополе".
30. Закон города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗC "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года".
31. Закон города Севастополя от 08.06.2018 N 418-ЗС "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, в аренду юридическому лицу без проведения торгов".
32. Указ Губернатора города Севастополя от 12.12.2016 N 92-УГ "О Совете по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя".
33. Постановление Правительства Севастополя от 24.05.2018 N 329-ПП "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя".
34. Постановление Правительства Севастополя от 06.12.2019 N 627-ПП "Об утверждении Методики установления (фиксации) факта введения запретов или ограничений в отношении осуществления видов деятельности либо совершения операций в свободной экономической зоне".
35. Постановление Правительства Севастополя от 13.12.2019 N 660-ПП "Об утверждении Порядка межведомственной координации исполнительных органов государственной власти города Севастополя при разработке проекта государственно-частного партнерства, рассмотрении предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства".
36. Постановление Правительства Севастополя от 19.12.2019 N 685-ПП "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя по вопросам заключения концессионных соглашений, реализуемых на территории города Севастополя".
37. Постановление Правительства Севастополя от 29.12.2021 N 725-ПП "Об утверждении государственной программы города Севастополя "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе".
38. Постановление Правительства Севастополя от 06.10.2022 N 482-ПП "Об организации проектной деятельности по реализации приоритетных проектов города Севастополя".
39. Постановление Правительства Севастополя от 20.12.2022 N 682-ПП "Об утверждении Порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей инвестиционный проект".
40. Постановление Правительства Севастополя от 20.12.2022 N 686-ПП "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого не является Российская Федерация, и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение".
41. Постановление Правительства Севастополя от 29.12.2022 N 734-ПП "Об утверждении Порядка оценки инвестиционного проекта, в отношении которого планируется заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, на предмет эффективного использования средств бюджета города Севастополя".
42. Постановление Правительства Севастополя от 29.12.2022 N 747-ПП "Об утверждении Перечня законов и иных нормативных правовых актов города Севастополя, которые применяются с учетом особенностей, установленных статьей 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
43. Распоряжение Правительства Севастополя от 01.10.2020 N 110-РП "Об определении исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного на подписание от имени города Севастополя соглашений о защите и поощрении капиталовложений".
44. Приказ Департамента экономического развития города Севастополя от 13.06.2018 N 66 "Об Экспертном совете по сопровождению инвестиционных проектов по принципу "одного окна" на территории города Севастополя".
45. Приказ Департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 N 366 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Принятие и рассмотрение документов, необходимых для заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решено внедрить в Севастополе систему поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт").
Уполномоченным органом определен департамент экономического развития.
Функциями агентства развития города Севастополя наделено акционерное общество "Корпорация развития Севастополя".
Подготовлена и утверждена инвестиционная декларация. Она рассчитана на 5 лет. Изменения будут вносить по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Цель - создание условий для опережающего инвестиционного развития Севастополя и достижения национальных целей развития РФ, установление основ реализации инвестиционной политики, а также обеспечение взаимодействия органов власти с инвесторами при реализации на территории Севастополя инвестиционных проектов.
Дан анализ текущему состоянию вопроса, закреплены инвестиционные обязательства, определен состав инвестиционной команды.
Приведен перечень НПА, регулирующих отношения в этой сфере.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение Губернатора г. Севастополя от 27 марта 2023 г. N 99-РГ "О внедрении системы поддержки новых инвестиционных проектов ("Региональный инвестиционный стандарт") в городе Севастополе и утверждении инвестиционной декларации города Севастополя"
Вступает в силу с 27 марта 2023 г.
Опубликование:
портал Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 30 марта 2023 г.
Официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 4 апреля 2023 г. N 9200202304040002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора г. Севастополя от 28 марта 2024 г. N 128-РГ
Изменения вступают в силу с 28 марта 2024 г.