г. Краснодар |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А53-23882/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общество с ограниченной ответственностью "Рост-Сервис" (ИНН 6151054471, ОГРН 1076151000056) - Алексеева Н.М. (доверенность от 04.03.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области (ИНН 6163076085, ОГРН 1056163077849), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 60474 7, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рост-Сервис" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2013 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-23882/2013, установил следующее.
ООО "Рост-Сервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (далее - служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления службы от 25.10.2013 N 130050 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 27.12.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2014, обществу отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему правонарушения, выразившегося в строительстве линейного объекта в отсутствие разрешения на строительство, и соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что получение разрешения на строительство при прокладке сети инженерно-технического обеспечения к домостроению не требовалось, так как объект не является магистральным газопроводом или линейным объектом.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство об ознакомлении кассационной инстанции с постановлением Правительства Ростовской области от 06.03.2014 N 137 "Об утверждении перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области", исходя из пункта 1.1 которого разрешение на строительство подземных, наземных, надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля, среднего - от 0,005 до 0,3 мегапаскаля внутренним диаметром до 200 мм включительно не требуется. Суд кассационной инстанции обозрел указанный нормативный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 25 по 30 сентября 2013 года в отношении общества Красносулинским городским прокурором и Шахтинским территориальным отделом службы проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства на территории Красносулинского района, в ходе которой установлено, что общество осуществляет строительство газопровода низкого давления Д 110 мм, протяженностью 337 м для газификации строящегося объекта капитального строительства - здания магазина по улице Фурманова (пересечение улиц Автомобилистов и имени Фурманова) в г. Красный Сулин без полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство.
Постановлением службы от 25.10.2013 N 130050 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа, которое общество обжаловало в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса установлена ответственность юридических лиц за строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если для осуществления таковых предусмотрено получение разрешения на строительство.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Суд установил, что администрация Красносулинского городского поселения выдала обществу разрешение сроком действия с 23.09.2013 по 23.10.2013 на производство земляных работ по проведению строительных работ по газификации коммунально-бытовых объектов. Общество представило проектную документацию на строительство газопровода.
Уставным видом деятельности общества является производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и электропередач, производство прочих строительных работ, на осуществление которых оно имеет свидетельство от 18.04.2012 N СРО-С-242-13022012.
Из материалов дела следует, что общество (исполнитель) и индивидуальный предприниматель Антонова М.Д. (заказчик) заключили договор от 17.05.2013 N 68/2013 на выполнение проектной документации по объекту "Техническое перевооружение газораспределительной сети низкого давления газоснабжения магазина по ул. Фурманова N 14 г. Красный Сулин Ростовской области", а также заключили договор от 31.07.2013 N 95/2013 на осуществление работ по техническому перевооружению газораспределительной сети низкого давления для газоснабжения коммунально-бытовых объектов по указанному объекту.
При этом из имеющихся в материалах дела технических условий на присоединение следует, что системы газопотребления согласованы для здания магазина по ул. Фурманова, 1д, г. Красный Сулин (л. д. 59, т. 1).
Суд сделал вывод о том, что общество как подрядчик, приступивший к осуществлению работ без получения от заказчика разрешения на строительство, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса.
Судебная коллегия сочла, что наличие иных заключений и согласований компетентных органов, свидетельствующих о безопасности строительства объекта, не заменяет разрешения на строительство и не исключает обязанность подрядчика осуществлять соответствующие работы только при наличии разрешения на строительство.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, судебные инстанции сочли, что в действиях общества имеется вмененный ему состав правонарушения, им не приняты все необходимые и достаточные меры для получения разрешительной документации при строительстве объекта.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
К объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Суд установил, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось строительство им разводящего газопровода низкого давления Ду 100, с максимальным давлением газа в расчетной точке врезки 0,002 Мпа, без полученного в установленном порядке разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса не требуется выдача разрешения на строительство в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса определено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно пункту 2 данного Приказа Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 Правил N 83 сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электротеплогазоводоснабжения и водоотведения.
Абзацем первым пункта 17 Правил N 83 предусмотрен случай выдачи правообладателю земельного участка технических условий подключения объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем сетевой организации (основным абонентом) в целях подтверждения наличия резерва мощности по производству соответствующего ресурса по согласованию с ресурсоснабжающей (сетевой) организацией.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении (абзац 3 пункта 17 Правил N 83).
Согласно Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов", утвержденной Постановлением Госкомстата России от 04.03.2002 N 20, в уличные газовые сети не включаются сети газоснабжения, проложенные от уличной разводящей газовой сети от места ответвления до отключающих устройств, установленных в помещениях объекта капитального строительства.
В протяжение уличной газовой сети не включается длина вводов, внутридворовых и внутриквартальных сетей, к которым относятся газопроводы, проложенные от уличной разводящей газовой сети в месте ответвления до отключающих устройств, установленных в лестничных клетках (в цокольном этаже).
Проектная документация газораспределительных сетей, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры (квартал, микрорайон), в котором расположен земельный участок, отведенный для строительства объекта, подлежит государственной экспертизе как проектная документация линейных объектов.
Газопровод, проектируемый в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87), предусмотрен подраздел "Система газоснабжения" раздела 5 в составе проектной документации объекта капитального строительства. При этом государственная экспертиза проектной документации системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, проектная документация газопровода от уличной разводящей газовой сети до отключающего устройства объекта капитального строительства (если в отношении проектной документации государственная экспертиза не проводится) государственной экспертизе не подлежит. Проектная документация газопроводов как линейных объектов подлежит государственной экспертизе.
Объекты, расположенные на земельном участке, предоставленном для осуществления строительства, следует рассматривать как наружные сети инженерно-технического обеспечения строящегося объекта капитального строительства, и подготовка проектной документации должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" Правил N 87, определенного пунктом 15 Положением N 87 о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.
Проектная документация сетей инженерно-технического обеспечения, строящихся за пределами границ элемента планировочной структуры, разрабатывается как проектная документация линейных объектов в соответствии пунктом 33 Положения N 87.
Пунктом 5 Положения N 87 установлено, что в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Главой III Положения разработан состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов, проектная документация на линейные объекты капитального строительства, требования к содержанию которых установлены пунктами 34 - 42 Положения (пункт 33 Положения N 87).
Судебные инстанции вопрос об особенностях подключаемого объекта капитального строительства, к которому подводился разводящий газопровод низкого давления, к сетям инженерно-технического обеспечения, не исследовали.
Содержится ли проектная документация системы газоснабжения в составе проектной документации объекта капитального строительства, суд также не исследовал.
Пункт 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Мингрегион России от 30.12.2009 N 624, также различает как работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения (пункт 4.6), так и работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в силу пунктов 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Суд не исследовал, имеется ли на объект капитального строительства проектная документация, предусматривает ли она план газопровода, план газификации строения; исполнительная производственно-техническая документация, свидетельствующая, что газопровод построен в соответствии с разработанным проектом; составлялся ли акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы.
Не дал оценку суд и имеющимся в материалах дела разрешению на производство земляных (дорожных) работ, техническим условиям на присоединение здания магазина к установке газоиспользующего оборудования, положительному заключению экспертизы промышленной безопасности проектной документации по техническому перевооружению сети газораспределения для газификации коммунально-бытовых объектов по ул. Автомобилистов - Фурманова г. Красный Сулин Ростовской области для газопровода низкого давления, договорам об оказании обществом (исполнитель) услуг по изготовлению проектной документации по объекту "Техническое перевооружение газораспределительной сети низкого давления для газоснабжения магазина по ул. Фурманова N 14", а также осуществлению строительно-монтажных работ по указанному объекту, соответствующей проектной документации.
Между тем, исследование этих обстоятельств непосредственным образом влияет на правильность вывода о наличии (отсутствии) у общества обязанности по получению разрешения на строительство рассматриваемого в настоящем деле газопровода, проложенной от уличной разводящей газовой сети от места ответвления до отключающих устройств, установленных в помещениях объекта капитального строительства
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как основанные на неполном исследовании имеющих значение для рассмотрения дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, а дело - направлению на новое рассмотрение для устранения указанных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 по делу N А53-23882/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Газопровод, проектируемый в границах элемента планировочной структуры, в котором расположен принадлежащий застройщику земельный участок, не является самостоятельным объектом. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87), предусмотрен подраздел "Система газоснабжения" раздела 5 в составе проектной документации объекта капитального строительства. При этом государственная экспертиза проектной документации системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства.
...
Пункт 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Мингрегион России от 30.12.2009 N 624, также различает как работы по подготовке проектов внутренних систем газоснабжения (пункт 4.6), так и работы по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в силу пунктов 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2014 г. N Ф08-2695/14 по делу N А53-23882/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23882/13
06.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2695/14
20.02.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-135/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23882/13