г. Краснодар |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А53-11174/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "РЕНАТ-ТРАНС"" (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6167093437, ОГРН 1116195001560) - Любимовой Г.О. (доверенность от 03.04.2014), в отсутствие ответчиков: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060), третьих лиц: Министерства финансов Ростовской области (ИНН 61630303330, ОГРН 1026103168134), Министерства труда и социального развития Ростовской области (ИНН 6163022298, ОГРН 1026103171104), Департамента транспорта г. Ростова-на-Дону (ИНН 6164060627, ОГРН 1026103285482), муниципального учреждения "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону" (ИНН 6164065015, ОГРН 1026103284393), муниципального унитарного предприятия "Технологии управления" (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6164229866, ОГРН 1046164047027), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 (судья Лусегенова З.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (судьи Чотчаев Б.Т., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А53-11174/2013, установил следующее.
ООО "Группа компаний "РЕНАТ-ТРАНС"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство), Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - управление казначейства) о взыскании 8 999 437 рублей 49 копеек недополученной платы за предоставленный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования льготных пассажиров федерального регистра в 2010 - 2012 году.
Определением от 04.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Ростовской области, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУ "Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону", МУП "Технологии управления", Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону.
Решением от 21.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2014, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 8 141 265 рублей 56 копеек неполученных доходов и 61 510 рублей 26 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. К управлению казначейства производство по делу прекращено в связи с отказом общества от требований к данному лицу. Судебные акты мотивированы тем, что перевозка пассажиров, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, осуществление мер социальной поддержки указанной категории граждан является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из средств федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Общество произвело расчет выпадающих доходов в результате оказания услуг перевозки пассажиров с учетом методики, определенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/2010, исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), количества поездок по таким билетам, тарифа на перевозку. Признав расчет общества в целом методологически верным, суды указали на необходимость использования показателей количества поездок на один ЕСПБ, полученного по результатам обследования пассажиропотока в весенне-летний и осенне-зимний периоды, утвержденных мэром г. Ростова-на-Дону. С учетом данных показателей размер взыскиваемых в пользу общества убытков снижен до 8 141 265 рублей 56 копеек.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, обеспечение льготного проезда не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, так как право на льготный проезд и стоимость проезда устанавливаются и определяются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" расходы автотранспортным организациям за перевозку граждан включенных в федеральный регистр с 2010 года осуществляются за счет средств бюджета субекта.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании просят оставить судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав названного представителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (правопреемник ОАО "РГАТП-3") осуществляет деятельность по перевозке населения общественным транспортом на платной основе на основании заключенных договоров от 23.08.2005 N 1-1, от 23.08.2005 N 1-11, от 11.08.2008 N 1-12 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Ростова-на-Дону (т.1, л. д. 41 - 63). Согласно пункту 2.4 названных договоров общество приняло на себя обязательства обеспечивать перевозку льготных категорий граждан в соответствии с правилами и порядком, установленными Правительством Российской Федерации, исполнительными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Общество во исполнение постановлений администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта", от 31.12.2004 N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения" (с изменениями и дополнениями) оказывало услуги по перевозке автобусами пассажиров, в том числе льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем понесло расходы, которые подтверждаются материалами дела (т. 1, л. д. 79 - 150; т. 2, л. д. 1 - 81).
Кроме того, ОАО "РГАТП-3" (правопредшественник общества) и МУП "Технологии управления" (уполномоченная организация) заключили договор о перечислении денежных средств автотранспортному предприятию за перевозку граждан по ЕСПБ от 07.04.2005 N 20 (т. 1, л. д. 64-71), предметом которого является распределение уполномоченной организацией сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов между автотранспортными предприятиями, осуществляющими внутригородские перевозки и перечисление денежных средств за предоставленные транспортные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр (федеральных льготников), в пределах поступивших на счет уполномоченной организации средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов. Согласно представленным платежным поручениям подтверждаются перечисления МУП "Технологии управления" на расчетный счет общества денежных средств от реализации в 2010-2012 годах ЕСПБ в общей сумме 1 067 626 рублей 09 копеек, рассчитанных с учетом доли истца на рынке перевозок.
Неполное возмещение расходов обществу, определенных расчетным методом, на предоставление названных льгот из федерального бюджета послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 44 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее Федеральный закон от 26.12.2005 N 189-ФЗ), Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Ростовской области выделены субвенции на осуществление расходов на обеспечение доступности услуг общественного транспорта. Однако денежных средств, переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации на реализацию льгот по перевозке городским транспортом пассажиров, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
На субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 189-ФЗ.
В связи с этим подлежат отклонению доводы жалобы о том, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации.
Спорные вопросы, возникающие при рассмотрении данной категории дел, отражены в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10 и от 26.04.2011 N 17828/10 (далее - постановления N 9621/2010 и 17828/2010). Выводы, изложенные в названных постановлениях, и толкование правовых норм являются общеобязательными и подлежат применению арбитражными судами.
Приводя данную норму, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях N 9621/2010 и N 17828/2010 указал, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указывалось ранее в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций.
В постановлениях N 9621/2010 и N 17828/2010 также указано, что одновременно с отменой льгот по проезду отдельным категориям граждан Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации_" обязал субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. При этом льготы по проезду, установленные федеральными законами, не были отменены и государством на субъекты Российской Федерации возлагалась лишь обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, но не по финансированию данных услуг.
В постановлениях N 9621/2010 и N 17828/2010 отмечено, что при отсутствии методики расчета затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан возможно использование расчетного метода определения данных расходов с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, расходы транспортной организации могут определяться исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода) и доли конкретной транспортной организации, осуществляющей перевозки одним из видов общественного транспорта, если в соответствующем населенном пункте имеется несколько видов транспорта (трамвай, троллейбус, автобус).
Нормативными актами Ростовской области в данной сфере не установлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности указанных услуг и стоимостью ЕСПБ.
Судами установлено, что при оказании услуг пассажирских перевозок общество не использует систему собственных проездных билетов, в связи с чем расчет подлежащей взысканию компенсации на основании постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 17828/2010 и от 20.03.2012 N 4677/2011, исходя из разницы между полной и льготной стоимостью одного проездного билета, невозможен.
Таким образом, представленный обществом расчет понесенных расходов основан на следующих показателях: количество реализованных проездных билетов по категории льготников федерального регистра на долю транспортного предприятия; количество поездок одного льготника в месяц по данным натурных обследований пассажиропотока общества; тариф на проезд (т. 1, л. д. 15 - 17). Использованная методика расчета соответствует правовой позиции, выработанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/2010.
Поскольку доказательств возмещения обществу неполученных доходов от предоставления льгот гражданам, включенным в федеральный регистр, не представлено, судебные инстанции правомерно взыскали их с Российской Федерации в лице министерства за счет казны Российской Федерации.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по делу N А53-11174/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.