г. Краснодар |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А32-9899/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 г.
Постановлением Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 308-АД14-720 настоящее постановление оставлено без изменения
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гибрид" (ИНН 2302037642, ОГРН 1022300642726) - Новикова В.В. (доверенность от 04.04.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гибрид" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2013 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А32-9899/2013, установил следующее.
ООО "Гибрид" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2013 N 1.13/259-4/4.
Решением суда от 08.11.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.02.2014, признано незаконным и изменено в части размера наказания со снижением штрафа до 100 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Нарушения порядка привлечения к ответственности и основания для признания правонарушения малозначительным не установлены.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда от 08.11.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 05.02.2014, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы настаивает на нарушении министерством процедуры рассмотрения материалов проверки. По его мнению, суд не указал причины, по которым не принял доказательства общества о допущенных нарушениях. Министерство не представило доказательства поступления материалов дела в отдел административного производства и рассмотрения их 19.03.2013 в присутствии законного представителя общества. Общество не уведомлено о проведении проверки. В действиях общества отсутствует состав правонарушения. Необоснованны выводы административного органа об отсутствии журналов учета, неосуществлении производственного контроля в области обращения с отходами, отсутствии инструкции по обращению с ртутными отходами, не указаны сведения о конкретных лицах, допущенных к обращению со спорными отходами. Субъекты малого предпринимательства не обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Общество указывает на возможность применения положений статьи 2.9 Кодекса.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2013 N 1.13/259 министерство провело плановую проверку общества по вопросам соблюдения природоохранного законодательства и установило, что в процессе деятельности общества, связанной с эксплуатацией производственных и административных помещений и автотранспорта, образуются: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), имеющий IV класс опасности для окружающей среды (в соответствии с ФККО), мусор от уборки территории (класс опасности не установлен), тара из-под автомобильных масел (класс опасности не установлен), масла автомобильные отработанные (III класс опасности), ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности), покрышки автомобильные отработанные (IV класс опасности).
Обществом допущены следующие нарушения:
- не ведется учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов,
- отсутствует журнал учета образования и движения отходов,
- не проведено обучение специалистов на право обращения с отходами I - IV классов опасности,
- не оформлены паспорта на отходы I - IV классов опасности,
- не представлены свидетельства о классе опасности отходов для окружающей среды,
- не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
- отсутствует инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов (люминесцентные лампы, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак), помещение, выделенное для хранения отработанных и поврежденных ламп (емкости с отработанными лампами хранятся вне помещения),
- не назначено ответственное лицо за обращение с указанными отходами,
- не разработана инструкция по обращению с лампами, вышедшими из строя, применительно к конкретным условиям.
Министерство составило акт проверки от 06.03.2013 N 1.13/259-1, протокол об административном правонарушении от 11.03.2013 N 1.13/259-3/4 и постановлением от 19.03.2013 N 1.13/259-4/4 привлекло общество к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде 130 тыс. рублей штрафа.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основные доводы жалобы сводятся к нарушению административным органом процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении - рассмотрение дела об административном правонарушении произошло не 19.03.2013, а в иную дату, о чем свидетельствует назначение рассмотрения иных дел в отношении общества на 26.03.2013 (правильной датой рассмотрения и этого дела об административном правонарушении является также 26.03.2013), наличие в тексте процессуальных документов наименований иных юридических лиц, невручение представителю копии постановления о привлечении к административной ответственности и представленная в материалы дела копия протокола об административном правонарушении с указанием о назначении рассмотрения дела на 26.03.2013 с перечеркнутой подписью проверяющего.
Суды проверили довод общества о нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки и с учетом копии административного дела установили, что протокол об административном правонарушении от 11.03.2013 N 1.13/259-3/4 содержит подпись законного представителя общества об уведомлении его о рассмотрении материалов по фактам нарушения законодательства в сфере природопользования 19.03.2013 в 10 часов 40 минут. Приложенная обществом к заявлению копия одной страницы документа не позволяет идентифицировать ее как страницу протокола об административном правонарушении от 11.03.2013 N 1.13/259-3/4.
Копия постановления от 19.03.2013 N 1.13/259-4/4 направлена обществу до 26.03.2013 и получена им до этой даты. Общество не представило доказательства, что материалы проверки должны были быть рассмотрены 26.03.2013.
Доводы кассационной жалобы в этой части являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов судебных инстанций о соблюдении порядка привлечения общества к административной ответственности.
Статья 8.2 Кодекса предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются, в том числе, юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктам 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Исходя из пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681, юридические лица разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 Порядка закреплено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Согласно пунктам 4, 5 данного Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Суды оценили представленные в материалы дела акт проверки от 06.03.2013 N 1.13/259-1, фототаблицу, протокол об административном правонарушении от 11.03.2013 N 1.13/259-3/4, договоры со специализированными организациями, акты выполненных работ (услуг), расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и сделали верный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства. При этом суд счел возможным снизить размер назначенного обществу штрафа до 100 тыс. рублей.
Судебные инстанции проверили и дали оценку аргументам общества о малозначительности совершенного им правонарушения, сделав вывод об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции не входит.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по делу N А32-9899/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1 и 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2014 г. N Ф08-1983/14 по делу N А32-9899/2013