г. Краснодар |
|
26 мая 2014 г. |
Дело N А53-21818/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Мориной Натальи Анатольевны (ИНН 616710752129, ОГРНИП 305616725800047), надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мориной Натальи Анатольевны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 (судья Чернышева И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-21818/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Морина Наталья Анатольевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2013 N 1026669 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
Решением суда от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2014, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя состава правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда от 28.11.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.02.2014, признать незаконным и отменить постановление от 30.09.2013 N 1026669. Податель жалобы указывает, что предпринимать может привлекать иностранных работников к трудовой деятельности без разрешения на привлечение и использование иностранного гражданина в случае прибытия такого гражданина в Российскую Федерацию в безвизовом порядке. Единственным определяющим основанием является порядок, в котором иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию. Обязанность работодателя получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, не возникает в случае его дальнейшего нахождения на территории Российской Федерации с нарушением этого порядка. В материалах дела отсутствуют доказательства прибытия гражданки Абхазии Эмухвари Э.В. не в безвизовом порядке (пересечение границы вне таможенного контроля, получение визы при въезде).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление провело проверку соблюдения предпринимателем миграционного законодательства и установило факт привлечения им к трудовой деятельности в качестве продавца цветов гражданки Абхазии Эмухвари Э.В. при отсутствии у предпринимателя соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Управление составило в отношении предпринимателя протокол от 18.09.2013 N 1026669 и постановлением от 30.09.2013 N 1026669 привлекло его к административной ответственности по части 2 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 250 тыс. рублей штрафа.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суды исходили из законности и обоснованности оспоренного постановления, наличия законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности, соблюдения установленного порядка привлечения к ответственности и срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом суды отметили, что в силу пунктов 2, 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование.
В соответствии с частью 2 статьи 18.15 Кодекса в качестве административного правонарушения, влекущего применение административного наказания, признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно примечанию к указанной статье под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Суды установили, что на основании договора от 19.04.2013 N 34627 предприниматель арендует земельный участок, расположенный по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. 1-я линия, д. 1, который использует для размещения торгового павильона "Цветы". В целях осуществления своей предпринимательской деятельности предприниматель при отсутствии у нее соответствующего разрешения на привлечение и использование иностранных работников привлекла к трудовой деятельности гражданку Республики Абхазия Эмухвари Э.В. Данный факт предприниматель не отрицала.
Суды обоснованно отклонили довод предпринимателя о том, что в случае прибытия в Российскую Федерацию гражданина Абхазии в порядке, не требующем получения визы, получение разрешения на его привлечение и использование не требуется.
Пунктом 4 статьи 13, пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что работодатели или заказчики работ (услуг) имеют право на привлечение и использование для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу.
Статья 5 Закона N 115-ФЗ определяет временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации и устанавливает, что срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, соответствующий срок не может превышать девяноста суток. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Законом N 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 названного Закона. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований Закона N 115-ФЗ, продлевается на срок действия заключенного с ним договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Согласно абзацу четвертому пункта 5 статьи 5 Закона N 115-ФЗ об иностранных гражданах не допускается продление срока временного пребывания иностранного гражданина для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и осуществляющих трудовую деятельность на общих основаниях или у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, если в соответствии с межправительственными соглашениями о взаимных поездках граждан такие иностранные граждане для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности свыше сроков, установленных такими межправительственными соглашениями, обязаны получить визу.
В соответствии со статьей 5.1 Закона N 115-ФЗ в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе увеличить до 180 суток или сократить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации - в отношении отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан. При принятии такого решения Правительство Российской Федерации также устанавливает срок, в течение которого иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации на момент принятия Правительством Российской Федерации указанного решения, обязаны выехать из Российской Федерации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Республики Абхазия от 02.10.2009 (пункт 1), ратифицированным Федеральным законом от 05.04.2011 N 53-ФЗ, предусмотрено, что граждане государства одной стороны независимо от места проживания могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территории государства другой стороны без виз сроком до 90 дней по одному из действительных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство их владельцев.
Суды установили, что гражданка Республики Абхазия Эмухвари Э.В. нарушила срок временного пребывания на территории Российской Федерации, установленный для граждан, прибывших в безвизовом режиме - находилась на территории Российской Федерации более одного года. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Документы, подтверждающие законность пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, привлеченного предпринимателем к трудовой деятельности, в материалы дела не представлены. Кроме того, Эмухвари Э.В. привлечена к административной ответственности по статье 18.10 Кодекса в виде 2 тыс. рублей штрафа. Административный орган предпринимал меры для выдворения ее с территории Российской Федерации.
С учетом изложенного соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам вывод судов о том, что в действиях предпринимателя имеется состав правонарушения по части 2 статьи 18.15 Кодекса. Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно.
Основания для отмены или изменения решения суда и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А53-21818/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.