Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утвержден
приказом службы
по охране и использованию
объектов животного мира
Иркутской области
от 31.03.2023 N 84-2-спр
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248), пунктом 14 Положения о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1065 "О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)" (далее - Положение о федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре), и отражает основные направления и результаты деятельности службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (далее - служба) в части осуществления переданных в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочий по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, (далее - охотничий контроль (надзор), за 2022 год.
Доклад содержит сведения и аналитические материалы по результатам обобщения правоприменительной практики соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.
1. Сведения об обеспечении единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Служба осуществляет полномочия по охотничьему контролю (надзору) с соблюдением основных принципов государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ:
1) законность и обоснованность действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) стимулирование добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
4) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимость злоупотребления правом (как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так и со стороны контролируемых лиц, организаций и граждан);
6) соблюдение охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны);
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности (обоснованности) при осуществлении государственного надзора.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пунктов 1-3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт службы) (https://irkobl.ru/sites/ozm/norm_baza/fed_zak/, https://irkobl.ru/sites/ozm/inf_oh_pol/gos_kontr/npa/, https://irkobl.ru/sites/ozm /inf_oh_pol/gos_kontr/obyaz_treb/) размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемого вида контроля (надзора) (далее - Перечень обязательных требований, обязательные требования).
Единообразность применения обязательных требований основана на открытости деятельности службы, размещении на официальном сайте службы планов проверок и справок о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Факты поступления жалоб (как в досудебном, так и судебном порядке) от контролируемых лиц на нарушение их прав и законных интересов, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, нарушение моратория проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году отсутствуют.
2. Сведения о типичных нарушениях обязательных требований, причинах, факторах и условиях, способствующих возникновению указанных нарушений
2.1. Сведения о результатах контрольной (надзорной) деятельности
В 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия в рамках охотничьего контроля (надзора) службой проводились в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Положением об охотничьем контроле (надзоре).
С учетом введенного на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц не проводились.
На территории Иркутской области деятельность в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в 2022 году осуществляли 116 охотпользователей. Охрана закрепленных охотничьих угодий осуществлялась силами 324 производственных охотничьих инспекторов.
Производственный охотничий контроль осуществляется на территориях закрепленных охотничьих угодий в целях обеспечения выполнения охотпользователями мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также соблюдения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, производственный охотничий инспектор составляет акт о наличии признаков административного правонарушения, который впоследствии передается государственному охотничьему инспектору службы или в органы внутренних дел для привлечения виновного лица к ответственности.
В 2022 году проведено 2 208 выездных обследований, 1 наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Службой объявлено 4 предостережения, из них: 3 предостережения - юридическим лицам, 1 - индивидуальному предпринимателю. Проведено 281 консультирование граждан и хозяйствующих субъектов. По всем поступающим вопросам в части осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий должностными лицами службы даются компетентные разъяснения и консультации
В 2022 году выявлено 1 360 фактов нарушений обязательных требований, имеющих признаки составов административных правонарушений, из них на территории общедоступных охотничьих угодий выявлен 521 факт нарушений, на закрепленных охотничьих угодьях - 839.
1 073 факта нарушений выявлены государственными охотничьими инспекторами, 264 фактов - производственными охотничьими инспекторами, 23 - правоохранительными органами.
К административной ответственности привлечено 1 175 физических лиц, 4 должностных лица. Наложены административные штрафы на общую сумму 1 609,7 тыс. рублей, взыскано 890,5 тыс. рублей.
В правоохранительные органы в отношении физических лиц направлено 46 заявлений, содержащих в себе информацию о признаках составов преступлений, предусмотренных статей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. По итогам проведенных доследственных проверок в 2022 году возбуждено 15 уголовных дел, по 5 заявлениям получены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В суде рассмотрено 4 уголовных дела, вынесены обвинительные приговоры в отношении 8 граждан.
На сайте службы в актуальном состоянии поддерживается раздел, посвященный охотничьему контролю (надзору), направленный на информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Так, обеспечивается размещение на сайте службы:
- перечней нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- информации, комментариев при изменении требований законодательства;
- сведений о способах получения консультаций;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться службой у контролируемого лица;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений службы, действий (бездействия) ее должностных лиц.
В целях профилактики нарушений обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, службой в 2022 году разработан и утвержден План-график проведения профилактических мероприятий в виде обязательных профилактических визитов при осуществлении охотничьего контроля (надзора) на территории Иркутской области на 2022 год (далее - План-график).
Во исполнение данного Плана-графика проведено 64 обязательных профилактических визита, 8 контролируемых лиц, пользуясь своим правом, направили в службу отказы от проведения профилактических визитов.
В период с 1 октября 2022 года по 1 ноября года 2022 года службой проведено общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении охотничьего контроля (надзора) на 2023 год.
По результатам общественного обсуждения распоряжением службы от 5 декабря 2022 года N 84-442-ср утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении охотничьего контроля (надзора) на 2023 год.
С целью выявления, пресечения и недопущения фактов незаконной охоты в 2022 году службой проводились межведомственные профилактические мероприятия, рабочие совещания.
Межведомственное взаимодействие направлено на работу исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления Иркутской области, правоохранительных органов и силовых структур в сфере обеспечения соблюдения законодательства по вопросам охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Иркутской области.
Так, службой совместно с Главным Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области проведено профилактическое мероприятие "Браконьер 2022", направленное на предупреждение фактов осуществления незаконной добычи диких животных.
В рамках контроля за использованием капканов и других устройств, используемых при осуществлении незаконной охоты, организовано проведение внутренней операции "Петля".
26 августа 2022 года проведено расширенное заседание коллегии по обороту мускуса кабарги на территории Иркутской области, в котором принимали участие представители прокуратуры Иркутской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, Иркутской таможни, Управления Федеральной службы Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, министерства экономического развития и промышленности Иркутской области, службы ветеринарии Иркутской области, охотпользователей Иркутской области и организаций, скупающую струю, где рассматривались вопросы, касающиеся незаконного оборота продукции.
16 ноября 2022 года проведено рабочее совещание с представителями отдела исполнения административного законодательства Межмуниципального управления Министерства внутренних дел России "Иркутское", Управления Федеральной службы Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, службы ветеринарии Иркутской области по вопросу контроля за оборотом продукции охоты и дальнейшего межведомственного взаимодействия.
19 декабря 2022 года службой совместно с представителями Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области и Управления Федеральной службы Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия проверена торговая точка, расположенная в г. Иркутске, где реализовывалось мясо, консервы и полуфабрикаты диких копытных (марал, кабан) без соответствующих документов. По данному факту правоохранительными органами проводится проверка.
26 декабря 2022 году проведено совещание под председательством заместителя Председателя Правительства Иркутской области г.г. Кузьмина по вопросу организации межведомственного взаимодействия по пресечению и выявлению фактов незаконной добычи диких копытных, транспортировки и реализации продукции охоты".
В данном совещании приняли участие представители Управления Федеральной службы безопасности по Иркутской области, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, прокуратуры Иркутской области, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области, Управления Федеральной службы Россельхознадзора по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, службы ветеринарии Иркутской области, департамента потребительского рынка Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска.
По результатам данного совещания принято решение о создании мобильных межведомственных рабочих групп, целью которых будет выявление преступлений и правонарушений в сфере охоты, незаконного оборота огнестрельного оружия, нарушений ветеринарно-санитарных правил перевозки, переработки, хранения и реализации продукции охоты на территории Иркутской области.
Также осуществление контроля за оборотом продукции осуществлялось в виде мониторинга страниц сети "Интернет" и направления соответствующей информации в правоохранительные органы.
2.2. Наиболее распространенные нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ведении охотничьего хозяйства
Указанная информация не обобщалась в связи с не проведением в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении охотпользователей, предметом которых могла являться проверка соблюдения ими обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
2.3. Основные нарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, допущенные физическими и должностными лицами
В рамках осуществления охотничьего контроля (надзора) в 2022 году по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) выявлено и возбуждено 1 174 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 1018 физических лиц, 4 должностных лица.
Наложено административных штрафов на общую сумму 1 509,5 тыс. рублей, взыскано 803,6 тыс. рублей.
По статье 7.11 КоАП РФ (пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения) выявлено и возбуждено 174 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 151 физическое лицо.
Наложено административных штрафов на общую сумму 88,2 тыс. рублей, взыскано 77,9 тыс. рублей.
По статье 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов) выявлено и возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 6 физических лиц. Наложено административных штрафов на общую сумму 12 тыс. рублей, взыскано 9 тыс. рублей, вынесено 1 предупреждение.
Проведенный анализ протоколов об административных правонарушениях позволил выявить следующие типичные нарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, допускаемые физическими и должностными лицами:
- осуществление охоты в общедоступных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов (пункт 5.2.3 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 477 (далее - Правила охоты);
- осуществление охоты в закрепленных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов (пункт 5.2.4 Правил охоты);
- нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике, за исключением случаев, указанных в пункте 68 Правил охоты (пункт 62.15 Правил охоты);
- применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением случаев, указанных в пунктах 62.26.1-62.26.3 Правил охоты (пункт 62.26 Правил охоты).
Основными причинами нарушений законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов (как при совершении правонарушений, так и преступлений) физическими и должностными лицами являются:
1. Пренебрежение установленными требованиями законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
2. Недостаточный уровень знания охотниками требований, установленных Правилами охоты.
3. Низкий уровень охотничьей культуры и ответственности за сохранение биологического разнообразия животного мира и рационального использования охотничьих ресурсов.
3. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Службой выполнено 310 расчетов вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, от воздействия правомерной (неправомерной) хозяйственной деятельности, на общую сумму 57,74 млн. рублей.
По результатам исполнения запросов хозяйствующих субъектов подготовлено 1 994 письма, содержащих информацию об охотничьих ресурсах, показателях плотности их населения, среде обитания, а также мероприятиях по их охране.
Службой рассмотрено 11 проектов расчетов размера вреда, причиняемого охотничьим ресурсам от хозяйственной деятельности предприятий, на общую сумму 3,8 млн. рублей, для дальнейшего добровольного возмещения вреда хозяйствующими субъектами.
Вследствие совершения физическими лицами нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.37 КоАП РФ, охотничьим ресурсам причинен вред (ущерб) в размере 111,5 тыс. рублей, из которых 84 тыс. рублей взысканы.
4. Предложения об актуализации обязательных требований
Предложения по актуализации обязательных требований действующего законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов отсутствуют.
5. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.