Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утвержден
приказом службы
по охране и использованию
объектов животного
мира Иркутской области
от 31.03.2023 N 84-2-спр
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Иркутской области, за 2022 год
Настоящий доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248), пунктом 15 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 109, и отражает основные направления и результаты деятельности службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области (далее - служба) в части осуществления переданных в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Иркутской области.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "N 109" имеется в виду "N 1094"
Доклад содержит сведения и аналитические материалы по результатам обобщения правоприменительной практики соблюдения обязательных требований при проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.
1. Сведения об обеспечении единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Служба осуществляет полномочия по охотничьему контролю (надзору) с соблюдением основных принципов государственного контроля (надзора), установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ:
1) законность и обоснованность действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) стимулирование добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерность вмешательства в деятельность контролируемых лиц;
4) охрана прав и законных интересов, уважение достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимость злоупотребления правом (как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так и со стороны контролируемых лиц, организаций и граждан);
6) соблюдение охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны);
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности (обоснованности) при осуществлении государственного надзора.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пунктов 1-3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ на официальном сайте службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт службы) (https://irkobl.ru/sites/ozm/norm_baza/fed_zak/, https://irkobl.ru/sites/ozm/inf_oh_pol/gos_kontr/npa/, https://irkobl.ru/sites/ozm /inf_oh_pol/gos_kontr/obyaz_treb/) размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом осуществляемого вида контроля (надзора) (далее - Перечень обязательных требований, обязательные требования).
Единообразность применения обязательных требований основана на открытости деятельности службы, размещении на официальном сайте службы планов проверок и справок о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Факты поступления жалоб (как в досудебном, так и судебном порядке) от контролируемых лиц на нарушение их прав и законных интересов, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, нарушение моратория проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2022 году отсутствуют.
2. Сведения о типичных нарушениях обязательных требований, причинах, факторах и условиях, способствующих возникновению указанных нарушений
2.1. Сведения о результатах контрольной (надзорной) деятельности
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон о животном мире), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1094 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания", принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Объектами контроля (надзора) при осуществлении службой федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания является деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Из числа видов пользования животным миром, определенных статьей 34 Федерального закона о животном мире, на территории Иркутской области осуществляется главным образом охота.
Особенностью деятельности граждан по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания является то, что объекты добывания животного мира как не отнесенные, так и отнесенные к объектам охоты, по своей природе являются общими - дикие животные, а виды, способы, приемы и орудия добывания, а также места осуществления добычи совпадают.
При таких обстоятельствах федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области фактически осуществляется одновременно с федеральным государственным охотничьим
контролем (надзором) в силу общего характера направленности контрольной (надзорной) деятельности.
С учетом введенного на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания в отношении контролируемых лиц не проводились.
В 2022 году проведено 2 208 выездных обследований, 1 наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
Службой объявлено 4 предостережения, из них: 3 предостережения - юридическим лицам, 1 - индивидуальному предпринимателю. Проведено 281 консультирование граждан и хозяйствующих субъектов. По всем поступающим вопросам в части осуществления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий должностными лицами службы даются компетентные разъяснения и консультации
В 2022 году выявлено 1 360 фактов нарушений обязательных требований, имеющих признаки составов административных правонарушений, из них на территории общедоступных охотничьих угодий выявлен 521 факт нарушений, на закрепленных охотничьих угодьях - 839.
1 073 факта нарушений выявлены государственными охотничьими инспекторами, 264 фактов - производственными охотничьими инспекторами, 23 - правоохранительными органами.
К административной ответственности привлечено 1 175 физических лиц, 4 должностных лица. Наложены административные штрафы на общую сумму 1 609,7 тыс. рублей, взыскано 890,5 тыс. рублей.
В правоохранительные органы в отношении физических лиц направлено 46 заявлений, содержащих в себе информацию о признаках составов преступлений, предусмотренных статей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации. По итогам проведенных доследственных проверок в 2022 году возбуждено 15 уголовных дел, по 5 заявлениям получены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В суде рассмотрено 4 уголовных дела, вынесены обвинительные приговоры в отношении 8 граждан.
Заявления о выдаче разрешений на использование объектов животного мира (не охотничьих видов животных), разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в службу не поступали.
На сайте службы в актуальном состоянии поддерживается раздел, посвященный федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, направленный на информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Так, обеспечивается размещение на сайте службы:
- перечней нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- информации, комментариев при изменении требований законодательства;
- сведений о способах получения консультаций;
- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться службой у контролируемого лица;
- сведений о порядке досудебного обжалования решений службы, действий (бездействия) ее должностных лиц.
В период с 1 октября 2022 года по 1 ноября года 2022 года службой проведено общественное обсуждение на сайте службы проекта программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на 2023 год.
По результатам общественного обсуждения распоряжением службы от 5 декабря 2022 года N 84-443-ср утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на 2023 год.
2.2. Наиболее распространенные нарушения законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Указанная информация не обобщалась в связи с не проведением в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, предметом которых могла являться проверка соблюдения ими обязательных требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
2.3. Основные нарушения в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, допущенные физическими и должностными лицами
В 2022 году по статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) выявлено и возбуждено 1 174 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 1018 физических лиц, 4 должностных лица.
Наложено административных штрафов на общую сумму 1 509,5 тыс. рублей, взыскано 803,6 тыс. рублей.
По статье 7.11 КоАП РФ (пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения) выявлено и возбуждено 174 дела об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 151 физическое лицо.
Наложено административных штрафов на общую сумму 88,2 тыс. рублей, взыскано 77,9 тыс. рублей.
По статье 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов) выявлено и возбуждено 12 дел об административных правонарушениях. К административной ответственности привлечено 6 физических лиц. Наложено административных штрафов на общую сумму 12 тыс. рублей, взыскано 9 тыс. рублей, вынесено 1 предупреждение.
Под воспроизводством животного мира понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по восстановлению (воссозданию) такого уровня биологического разнообразия животного мира, который существовал до его истощения, посредством их последующего естественного, искусственного или комбинированного производства. Факты нарушения требований законодательства в области воспроизводства животного мира в 2022 году не выявлены.
Проведенный анализ протоколов об административных правонарушениях позволил выявить следующие типичные нарушения в области охраны и использования объектов животного мира, допускаемые физическими и должностными лицами:
- осуществление охоты в общедоступных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов (пункт 5.2.3 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года N 477 (далее - Правила охоты);
- осуществление охоты в закрепленных охотничьих угодьях без разрешения на добычу охотничьих ресурсов (пункт 5.2.4 Правил охоты);
- нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике, за исключением случаев, указанных в пункте 68 Правил охоты (пункт 62.15 Правил охоты);
- применение сетей и других ловчих приспособлений из сетей, за исключением случаев, указанных в пунктах 62.26.1-62.26.3 Правил охоты (пункт 62.26 Правил охоты).
Основными причинами нарушений законодательства в области охраны и использования объектов животного мира (как при совершении правонарушений, так и преступлений) физическими и должностными лицами являются:
1. Пренебрежение установленными требованиями законодательства в области охраны и использования объектов животного мира.
2. Недостаточный уровень пользователей животного мира требований, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Низкий уровень охотничьей культуры и ответственности за сохранение биологического разнообразия животного мира и рационального использования охотничьих ресурсов.
3. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Службой выполнено 310 расчетов вреда, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, от воздействия правомерной (неправомерной) хозяйственной деятельности, на общую сумму 57,74 млн. рублей.
По результатам исполнения запросов хозяйствующих субъектов подготовлено 1 994 письма, содержащих информацию об охотничьих ресурсах, показателях плотности их населения, среде обитания, а также мероприятиях по их охране.
Службой рассмотрено 11 проектов расчетов размера вреда, причиняемого охотничьим ресурсам от хозяйственной деятельности предприятий, на общую сумму 3,8 млн. рублей, для дальнейшего добровольного возмещения вреда хозяйствующими субъектами.
Вследствие совершения физическими лицами нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.37 КоАП РФ, охотничьим ресурсам причинен вред (ущерб) в размере 111,5 тыс. рублей, из которых 84 тыс. рублей взысканы.
4. Предложения об актуализации обязательных требований
Предложения по актуализации обязательных требований действующего законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания отсутствуют.
5. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.