Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 5 января 2003 г. N КА-А40/8577-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЗАО "Желдорпромремонт" о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 10000 рублей, наложенного на основании ч. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) за несвоевременную постановку на учет к качестве страхователя в органе ФСС РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.02 в удовлетворении иска отказано.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что законодательными актами, на основании которых МРО ФСС РФ привлекло ЗАО "Желдорпромремонт" к налоговой ответственности, не предусмотрены полномочия ФСС РФ привлекать плательщиков страховых взносов к налоговой ответственности.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит о его отмене как принятого при неправильном применении ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Заявитель жалобы считает, что ЗАО "Желдорпромремонт" правомерно привлечено к ответственности, так как нарушение было совершено ответчиком в период (после 01.01.02), когда ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" предусматривала право органов ФСС РФ применять к плательщикам страховых взносов взыскиваемые санкции.
Представители МРО ФСС и ЗАО "Желдорпромремонт", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в том числе и по доводам кассационной жалобы.
Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в арбитражный суд за взысканием штрафа, наложенного на ЗАО "Желдорпромремонт" на основании ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" и ч. 2 ст. 116 НК РФ решением МРО ФСС РФ от 20.02.02 N 23 за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 34.1 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, только в случаях прямо предусмотренных федеральным законом.
Вместе с тем, ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" не предоставляла органам ФСС РФ в момент принятия решения о привлечении ЗАО "Желдорпромремонт" к ответственности право налагать на организации налоговые взыскания за нарушение сроков регистрации в качестве страхователей. Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" носит срочный характер и действовал только в тот период, на который он был принят - 2000 год.
Учитывая изложенное, вывод суда о том, что наложение штрафа на ЗАО "Желдорпромремонт", сумма которого взыскивается МРО ФСС РФ в судебном порядке, является неправомерным, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению, соответствую закону.
Довод кассационной жалобы о том, ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" позволяла истцу привлечь ЗАО "Желдорпромремонт" к налоговой ответственности, так как закон вступил в силу с 01.01.02 необоснован. Нарушение срока постановки на учет в ФСС РФ качестве страхователя более чем на 90 дней допущено ЗАО "Желдорпромремонт" 30.01.02, когда Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" не был принят и опубликован. В соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
При указанных обстоятельствах основания отмены решения об отказе МРО ФСС РФ в иске отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 августа 2002 г. по делу N А40-29225/02-109-338 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 января 2003 г. N КА-А40/8577-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании