г. Краснодар |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А63-9898/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Теплосеть" (г. Ставрополь, ИНН 2635095930, ОГРН 1062635140446), ответчика - министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края и третьего лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2013 (судья Ващенко А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-9898/2013, установил следующее.
ОАО "Теплосеть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к министерству энергетики, промышленности и связи Ставропольского края (далее - министерство) о расторжении соглашения от 09.01.2013 N 40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее - тарифный орган).
Решением от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2014, иск удовлетворен. Судебные инстанции установили, что постановлением тарифного органа от 22.03.2013 N 20/2 исключены отчисления общества на финансирование в 2013 году краевой целевой программы "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2009 - 2013 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - Программа) в размере 10 201 020 рублей. Принятие названного постановления расценено судами в качестве существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, основания для расторжения соглашения отсутствовали. Судебные инстанции не учли, что постановление тарифного органа от 22.03.2013 N 20/2 вступило в силу 31.03.2013, вследствие чего расторжение соглашения приведет к образованию на стороне общества неосновательного обогащения в виде платы, полученной в составе тарифа в период с января по март 2013 года включительно. Заявитель просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы и также просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в целях обеспечения финансовой поддержки проводимой политики повышения эффективности использования энергоресурсов и улучшения порядка использования и консолидирования средств, направляемых на реализацию энергосберегающей политики, Правительство Ставропольского края постановлением от 18.02.2009 N 31-п утвердило Программу. Разделом 5 Программы предусмотрено, что министерство является государственным заказчиком данной Программы и главным распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы. Государственный заказчик осуществляет в установленном порядке отбор исполнителей выполнения работ, оказания услуг, поставщиков товаров - юридических и (или) физических лиц для привлечения их к реализации отдельных мероприятий Программы, выполнения отдельных работ по Программе, заключает соответствующие государственные контракты или договоры, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.
Постановлением тарифного органа от 18.12.2012 N 67/1 в состав затрат общества на 2013 год включены отчисления на финансирование Программы в размере 10 201 020 рублей.
09 января 2013 года министерство (уполномоченный орган) и общество (организация) заключили соглашение об осуществлении отчислений организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической энергии и (или) тепловой энергии на финансирование краевой целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности N 40. По условиям соглашения организация обязалась осуществлять отчисления в части продажи потребителям Ставропольского края произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии на финансирование Программы. Величина отчислений на 2013 год составляет 0,62% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, реализуемых потребителям Ставропольского края, включаемых в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии при определении регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию, что для организации составило 10 201 020 рублей. Сумма ежемесячных отчислений определена в размере 850 085 рублей.
Постановлением тарифного органа от 22.03.2013 N 20/2 внесены изменения в постановление от 18.12.2012 N 67/1. В частности, из состава затрат общества полностью исключены отчисления на реализацию Программы в размере 10 201 020 рублей, рассчитанные на 2013 год.
Считая, что исключение тарифным органом отчислений на реализацию Программы в сумме 10 201 020 рублей, принятых ранее при установлении тарифов на 2013 год, является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения от 09.01.2013 N 40, общество неоднократно предлагало министерству расторгнуть названное соглашение.
Поскольку министерство отказалось от подписания соглашения о расторжении, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
В силу статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество обосновало наличие всех четырех условий, необходимых для того, чтобы признать изменившиеся обстоятельства существенными.
Суды установили, что на момент заключения соглашения от 09.01.2013 N 40 действовало постановление тарифного органа от 18.12.2012 N 67/1, предусматривающее включение в состав затрат общества на 2013 год отчислений на финансирование Программы в размере 10 201 020 рублей. Заключая соглашение, стороны исходили из того, что названное постановление будет действовать до 31.12.2013, а отчисления на реализацию Программы включены в состав затрат общества. При любой степени заботливости и осмотрительности истец не мог предвидеть и преодолеть вынесение тарифным органом постановления от 22.03.2013 N 20/2, исключившего названные отчисления из состава затрат общества. Судебные инстанции правомерно исходили из того, что исполнение соглашения от 09.01.2013 N 40 после принятия названного постановления может привести к причинению ущерба истцу. Как указывалось выше, по условиям соглашения величина отчислений общества на 2013 год поставлена в прямую зависимость от включения в регулируемый тариф соответствующих затрат; при их отсутствии общество не сможет получить компенсацию произведенных расходов в составе тарифа. Таким образом, иск о расторжении соглашения удовлетворен правильно.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку министерства на то, что расторжение соглашения приведет к образованию на стороне общества неосновательного обогащения, как противоречащую содержанию решений тарифного органа, предусматривающих учет излишне начисленных платежей в счет оплаты коммунального ресурса в последующие периоды 2013 года (л. д. 22).
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.11.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А63-9898/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.