г. Краснодар |
|
05 июня 2014 г. |
Дело N А53-16768/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, истца - администрации Синегорского сельского поселения (ИНН 6142019520, ОГРН 1056142026137), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Донской институт науки и проектирования "Донпроект"" (ИНН 6155033338, ОГРН 1026102770352), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донской институт науки и проектирования "Донпроект"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2013 (судья Волова И.Э.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А53-16768/2013, установил следующее.
Администрация Синегорского сельского поселения (далее - администрация) обратилась в суд с иском к ООО "Донской институт науки и проектирования "Донпроект"" о взыскании 1 522 977 рублей 30 копеек неустойки.
Решением суда от 06.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2014, с ответчика в пользу истца взыскано 69 803 рубля 13 копеек неустойки. В остальной части в иске отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 1293 рубля 86 копеек государственной пошлины
Суды пришли к выводу о нарушении ответчиком срока выполнения работ, в связи с чем удовлетворили требования администрации о взыскании с общества неустойки, уменьшив ее размер в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обжаловало их в суд кассационной инстанции. Заявитель просит решение и постановление отменить и отказать в удовлетворении иска; по его мнению, суды, частично удовлетворяя иск, не учли, что администрация не представила обществу информацию, необходимую для выполнения работ по муниципальному контракту, поэтому причиной нарушения подрядчиком срока выполнения работ явилась задержка исполнения заказчиком своих обязательств.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 10.04.2012 истец (муниципальный заказчик) и ответчик (исполнитель) по результатам аукциона, проведенного в электронном виде (протокол от 30.03.2012 N 01583000473120000014), заключили муниципальный контракт N 2012.24859 (в редакции дополнительных соглашений от 07.08.2012 N 1, от 01.10.2012 N 2) на выполнение проектной продукции (далее - контракт), согласно которому исполнитель обязуется выполнить, а муниципальный заказчик - принять и оплатить разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт сетей водоснабжения пос. Синегорского и пос. Ясногорского Белокалитвинского района Ростовской области (пункт 1.1 контракта).
Основные требования к разрабатываемой проектной продукции изложены в задании на проектирование (приложение N 1), составляющим неотъемлемую часть контракта. Содержание и сроки выполнения этапов работ определяются календарным планом (приложение N 2), составляющим неотъемлемую часть контракта (пункт 1.2 контракта). Цена контракта, определенная по итогам аукциона, составляет 1 637 610 рублей (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта оплату выполненных работ муниципальный заказчик производит по факту выполнения исполнителем работ согласно календарному плату и заданию на проектирование на основании актов выполненных работ, счета на оплату и счета-фактуры (при необходимости) в течение 30 рабочих дней с момента подписания сторонами актов выполненных работ при условии поступления бюджетных ассигнований на эти цели на счет муниципального заказчика.
Согласно пункту 4.1 контракта приемка выполненных исполнителем работ производится представителем муниципального заказчика в объеме, предусмотренном каждым разделом проектной документации в соответствии с заданием на проектирование, и в срок, установленный календарным планом. Муниципальный заказчик в течение 5 дней с момента получения материалов, указанных в пункте 4.2 контракта, рассматривает и подписывает акт о приемке выполненных работ или оформляет мотивированный отказ от приемки работ (пункт 4.4 контракта).
Общая продолжительность выполнения работ по контракту установлена до 01.12.2012. Пунктом 2 дополнительного соглашения от 01.10.2012 N 2 к контракту срок выполнения работ по календарному плану определен до марта 2013 года. Согласно пункту 6.5 контракта исполнитель при нарушении обязательств по контракту уплачивает муниципальному заказчику неустойку в размере 1% от общей стоимости контракта за каждый день просрочки.
Неисполнение ответчиком обязательств по контракту послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
При рассмотрении спора суды правомерно указали, что спорные правоотношения регулируются главой 37 Кодекса и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон - N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 763 Кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (статья 702 Кодекса).
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 Кодекса, применяются, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров.
Согласно статье 758 Кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Пунктом 1 статьи 760 Кодекса предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 309 Кодекса, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, в силу статьи 310 Кодекса.
Доводы общества о том, что с его стороны нарушение сроков выполнения работ произошло по причине несоблюдения заказчиком сроков представления исходных данных, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
Как установлено судами, муниципальный заказчик обязан в течение 7 дней после его подписания передать исполнителю исходные данные и технические условия, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (пункт 3.4.7 контракта). Основные исходные данные для проектирования отражены в задании на проектирование и приложении N 1 к нему. В письмах от 02.05.2012 N 199, от 28.05.2012 N 241 и от 06.09.2012 N 504 ответчик просил истца передать исходные данные.
В силу статьи 716 Кодекса подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, перечисленных в пункте 1 статьи 716 Кодекса, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Подрядчик не воспользовался предоставленным ему статьей 719 Кодекса правом не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Кодекса). Доказательства уведомления заказчика ответчиком о приостановлении работ в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 6.5 контракта исполнитель при нарушении обязательств по контракту уплачивает муниципальному заказчику неустойку в размере 1% от общей стоимости контракта за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно статье 333 Кодекса, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Ответчик заявил о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Кодекса.
При определении суммы неустойки, подлежащей взысканию, суды пришли к верному выводу о несоразмерности заявленного размера неустойки последствиям нарушения обязательства и наличии оснований для применения статьи 333 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.11.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу N А53-16768/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.