В соответствии с абзацем четвертым пункта 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.2.28(71) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 26 июня 2019 г. N 382 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. N 175" (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2019 г., регистрационный N 55338).
Министр |
М.Г. Решетников |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2023 г.
Регистрационный N 72823
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от 14.03.2023 г. N 169
Методика
проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов
1. Настоящая Методика предназначена для проведения органом, уполномоченным в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) принимать решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил (далее соответственно - отсрочка, рассрочка), анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта - лица, претендующего на предоставление такой отсрочки или рассрочки (далее соответственно - уполномоченный орган, анализ финансового состояния, заинтересованное лицо), для определения наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов (далее соответственно - анализируемая угроза, обязательные платежи) с целью установления основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса, для предоставления отсрочки или рассрочки.
2. Анализ финансового состояния проводится на основании имеющихся в распоряжении уполномоченного органа сведений уполномоченного органа и других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации о подлежащих уплате заинтересованным лицом суммах обязательных платежей и основаниях возникновения (изменения, прекращения) обязанности по их уплате, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций (расчетов), документов налогового учета, документов, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Кодекса, иной информации, представленной заинтересованным лицом, сведений, опубликованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
3. Уполномоченным органом при проведении анализа финансового состояния используются два метода: стандартный, при котором используются имеющиеся у уполномоченного органа данные о заинтересованном лице при отсутствии необходимости в представлении заинтересованным лицом дополнительных сведений в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики, и углубленный, при котором используются дополнительные сведения, представленные заинтересованным лицом в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики.
Углубленный метод используется, если при использовании стандартного метода не сделан вывод о наличии в отношении заинтересованного лица анализируемой угрозы в соответствии с пунктом 5 настоящей Методики и заявителем представлены дополнительные сведения, указанные в пункте 6 настоящей Методики.
4. При использовании стандартного метода проводится анализ следующих показателей:
1) валовый доход за год, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее - валовый доход), определяемый в размере:
превышения полученных доходов над произведенными расходами, определяемого по сумме положительных значений строки 100 листа 02, строки 010 листа 04 и строки 060 листа 05 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по форме, утвержденной приказом ФНС России от 23 сентября 2019 г. N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" 1, - для организаций, применяющих общий режим налогообложения;
превышения суммы полученных доходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 213 раздела 2.2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2020 г. N ЕД-7-3/958@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26 февраля 2016 г. N ММВ-7-3/99@" 2, над суммой произведенных расходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 223 раздела 2.2 указанной налоговой декларации, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при которой объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;
произведения суммы полученных доходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 113 раздела 2.1.1 налоговой декларации, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, и результата деления применяемой налогоплательщиком ставки налога по упрощенной системе налогообложения на ставку налога по упрощенной системе налогообложения, при которой объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, при которой объектом налогообложения являются доходы;
налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц, определяемой по сумме строк 060 всех страниц раздела 2 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15 октября 2021 г. N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" 3, увеличенной на сумму дохода, не подлежащего налогообложению, определяемую по сумме строк 020 всех страниц раздела 2 указанной налоговой декларации, - для индивидуальных предпринимателей, не применяющих специальные налоговые режимы, и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
2) сумма обязательств, принимаемых к расчету, устанавливаемая исходя из суммы по неоплаченным расчетным документам, помещенным в картотеку неоплаченных расчетных документов, определяемой на основании справок банков, представленных в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 64 Кодекса, увеличенной на неучтенную в этих документах сумму обязательных платежей (далее - сумма обязательств);
3) сумма обязательных платежей, уплаченных (перечисленных) заинтересованным лицом за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, за вычетом возвращенных сумм (далее - сумма уплаченных обязательных платежей);
4) размер сальдо единого налогового счета.
5. При использовании стандартного метода вывод о наличии в отношении заинтересованного лица анализируемой угрозы делается, если сумма обязательств больше одной четвертой (одной второй - для стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий) валового дохода и меньше валового дохода, пропорционального периоду отсрочки или рассрочки.
В отношении заинтересованного лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, вывод о наличии анализируемой угрозы делается также, если отношение размера отрицательного сальдо единого налогового счета к одной двенадцатой суммы уплаченных обязательных платежей находится в диапазоне от трех до десяти, а для случая возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета по результатам выездной налоговой проверки, если указанное отношение находится в диапазоне от трех до числа, равного количеству полных месяцев проверенного периода.
6. На основании представленных в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 64 Кодекса перечня контрагентов-дебиторов заявителя с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами, и сроков их исполнения, а также представленной заинтересованным лицом в инициативном порядке информации об обязательствах и основаниях их возникновения уполномоченным органом при использовании углубленного метода проводится анализ следующих сведений:
1) о денежных потоках в соответствии с показателями, предусмотренными отчетом о движении денежных средств в целом за период времени и за каждый календарный месяц периода времени, включающего двенадцать календарных месяцев до подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки и календарные месяцы прогнозного срока отсрочки или рассрочки (далее соответственно - анализируемый период, календарный месяц анализируемого периода);
2) об общем размере всех просроченных долгосрочных и краткосрочных обязательств с выделением отрицательного сальдо единого налогового счета на начало и конец анализируемого периода, а также на конец каждого календарного месяца анализируемого периода.
7. При использовании углубленного метода вывод о наличии в отношении заинтересованного лица анализируемой угрозы делается, если сумма значений сальдо денежных потоков за первые три календарных месяца прогнозного срока отсрочки или рассрочки меньше суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. При этом согласно сведениям о денежных потоках с учетом предоставления отсрочки или рассрочки у заинтересованного лица на конец анализируемого периода сальдо единого налогового счета не является отрицательным и отсутствует недостаток денежных средств для полного погашения долгосрочных и краткосрочных обязательств.
8. Вывод о наличии или отсутствии анализируемой угрозы, являющейся в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 64 Кодекса одним из условий предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки, должен быть мотивированным и содержать указание на имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа сведения и документы, подтверждающие наличие анализируемой угрозы.
------------------------------
1 Зарегистрирован Минюстом России 14 октября 2019 г., регистрационный N 56217, с изменениями, внесенными приказами ФНС России от 11 сентября 2020 г. N ЕД-7-3/655@ (зарегистрирован Минюстом России 15 сентября 2020 г., регистрационный N 59876), от 5 октября 2021 г. N ЕД-7-3/869@ (зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2021 г., регистрационный N 65630), от 17 августа 2022 г. N СД-7-3/753@ (зарегистрирован Минюстом России 19 сентября 2022 г., регистрационный N 70146).
2 Зарегистрирован Минюстом России 20 января 2021 г., регистрационный N 62152.
3 Зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2021 г., регистрационный N 65631, с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/880@ (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2022 г., регистрационный N 70734).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития утвердило новую методику анализа финансового состояния лица для установления угрозы его банкротства в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов и процентов. Его проводит налоговый орган при решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности или обязательных платежей. Цель - установление предусмотренного НК РФ основания для их предоставления.
Анализ проводится на основании имеющихся сведений о подлежащих уплате обязательных платежах и основаниях возникновения (изменения, прекращения) такой обязанности, бухгалтерской (финансовой) отчетности, деклараций (расчетов), документов налогового учета, иной представленной заинтересованным лицом информации, а также сведений, опубликованных в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Прежняя методика признана утратившей силу.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2023 г. N 169 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2023 г.
Регистрационный N 72823
Вступает в силу с 11 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 марта 2023 г. N 0001202303310029