Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 января 2003 г. N КА-А40/8683-02
ОАО "Рязаньэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительным постановления ФЭК России от 26.12.01 N 76/6 "О рассмотрении разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации между Региональной энергетической комиссией Рязанской области и ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, арбитражный суд привлек к участию в деле Региональную энергетическую комиссию Рязанской области (далее РЭК Рязанской области) и ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
В связи с реорганизацией ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" определением от 03.07.02 арбитражный суд произвел замену третьего лица на его процессуального правопреемника.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 12.09.02, иск удовлетворен.
Арбитражный суд пришел к выводу, что обжалуемый акт принят с нарушением требований Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 и нарушает права истца.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" просит в кассационной жалобе отменить состоявшиеся судебные акты по основанию неправильного применения арбитражными судами ст.ст. 2, 11 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 5 Порядка утверждения и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.97 N 121 (далее Порядок утверждения тарифов).
ОАО "Рязаньэнерго" представило отзыв на жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении жалобы, указывая на обоснованность выводов суда о несоответствии акта, признанного недействительным, процедуре его принятия и превышении ФЭК России полномочий при принятии.
В отзыве на жалобу ФЭК России поддерживает доводы и требования кассационной жалобы, указывая на неправильное применение судами в деле законодательства о государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию.
В судебном заседании представитель ФЭК России поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
ОАО "Рязаньэнерго", РЭК Рязанской области, ООО "Ново-Рязанская теплоэлектроцентраль" надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами при их принятии норм материального и процессуального права.
Постановлением ФЭК России от 26.12.01 N 76/6 "О рассмотрении разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации между Региональной энергетической комиссией Рязанской области и ОАО "Ново-Рязанская ТЭЦ" установлены предельные ставки за услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Рязаньэнерго" и предписано РЭК Рязанской области установить с 01.01.02 размер платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Рязаньэнерго", учитывающий предельный размер ставок, утвержденный на федеральном уровне.
Считая, что постановление принято ФЭК России с нарушением процедуры принятия актов об установлении тарифов и приведет к возникновению убытков, ОАО "Рязаньэнерго" обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд исходил из того, что ФЭК России нарушена процедура рассмотрения разногласий, в связи с тем, что в нарушение абз. 4 ст. 11 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п. 5 Порядка утверждения тарифов и п. 3 Методики расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии, утвержденной постановлением ФЭК России, от 12.05.00 N 25/3, ФЭК России установил предельные ставки тарифов ОАО "Рязаньэнерго" без согласия и рассмотрения предложений ОАО "Рязаньэнерго" и РЭК Рязанской области.
Вместе с тем, судами не принято во внимание, что Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию и Российской Федерации" предусматривает различные основания осуществления ценового регулирования тарифов на электрическую энергию и, как следствие, различные процедуры принятия решений.
Обосновывая незаконность акта ФЭК России, суд сослался на нарушение порядка утверждения предельных ставок тарифов, выразившегося в отсутствии представления региональной комиссии об утверждении предельных ставок (абз. 4 ст. 11 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
Однако как следует из оспоренного акта, он принят ФЭК России по результатам рассмотрения разногласий, порядок и результаты рассмотрения которых регулируются абз. 8 ст. 11 закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N 1174.
Применение судами Порядка утверждения тарифов и Методики расчета размера платы за услуги по передаче электрической энергии, утвержденной постановлением ФЭК России от 12.05.00 N 25/3, признать правомерным также нельзя. Указанные акты устанавливают общие требования к порядку принятия органом тарифного регулирования решений об утверждении тарифов и должны применяться с учетом особенностей, связанных с порядком возбуждения дела по рассмотрению разногласий ФЭК России и принятия решения по спору.
Согласно ст. 13 ГК РФ для признания акта государственного органа недействительным требуется как установление несоответствия акта закону, так и нарушение обжалуемым актом прав и законных интересов лица.
Как следует из обстоятельств дела, истец связывает нарушение своих прав с тем, что с установлением предельных ставок тарифов актом ФЭК России он вынужден будет поставлять услуги на рынок по цене ниже себестоимости.
Вместе с тем, обоснованность доводов истца о нарушении актом ФЭК России имущественных интересов ОАО "Рязаньэнерго" суды не проверили.
При указанных обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо проверить соответствие акта ФЭК России Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 15.09.97 N 1174, обоснованность расчета предельных ставок в акте ФЭК России, для чего при необходимости назначить экспертизу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд московского округа постановил:
решение от 3 июля 2002 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2002 г. по делу N А40-11434/02-79-80 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 января 2003 г. N КА-А40/8683-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании