г. Краснодар |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А22-1081/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз-племзавод) "Путь Ленина" (ИНН 2602000851, ОГРН 1022602622360) - Гуцева Е.В. (доверенность от 23.09.2013), от Правительства Республики Калмыкия (ИНН 0814158396, ОГРН 1040872150010) - Манкировой Г.В. (доверенность от 24.04.2014), от Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225) - Дундуевой Ц.С. (доверенность от 09.01.2014), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Югинвест" (ИНН 2604005171, ОГРН 1032601797370), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014 по делу N А22-1081/2013 (судьи Шевченко В.И., Челянов Д.В., Джамбинова Л.Б.), установил следующее.
СПК (колхоз-племзавод) "Путь Ленина" (далее - колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка предоставления и использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных производителей, пострадавших в результате засухи 2012 года (утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21.12.2012 N 514, далее - Порядок).
ООО "Югинвест" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным абзаца 2 пункта 3 Порядка.
Дела объединены в одно производство с присвоением делу номера А22-1081/2013.
Решением от 23.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 18.12.2013 решение от 23.09.2013 отменено, дело направлено на новое рассмотрение на том основании, что суд не оценил доводы колхоза и общества об ограничении оспариваемым положением свободы экономической деятельности заявителей, о том, что оспариваемое положение ставит их в заведомо невыгодное положение с организациями, зарегистрированными на территории Республики Калмыкия; Правительство Республики Калмыкия (далее - Правительство) не указало нормативный акт, содержащий ограничения, связанные с местом регистрации лица, для получения сельхозпроизводителями субсидий; суд не исследовал довод заявителей о том, что сведения в отношении колхоза и общества, как пострадавших от засухи, использованы Правительством при направлении информации для получения денежных средств из федерального бюджета.
Решением от 28.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство просит отменить решение, ссылаясь на то, что суд применил не подлежащий применению Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ); определение условий предоставления субсидии сельхозпроизводителям входит в полномочия Правительства. Заявитель не согласен с выводом суда о создании Правительством дискриминационных условий по сравнению с сельхозпроизводителями, зарегистрированными в Республике Калмыкия, полагая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не распространяются на спорные правоотношения. Суды не учли, что фактически из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В отзывах Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия поддержало доводы, заявленные Правительством, колхоз просил решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители Правительства, Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, колхоза повторили доводы, изложенные в жалобе и отзывах.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 371-ФЗ) субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Калмыкия, выделены дотации на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Республике Калмыкия выделена дотация в размере 173 316 800 рублей.
Правительство утвердило Порядок предоставления использования субсидий за счет средств федерального бюджета, полученных в виде дотаций на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года. Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), при соблюдении следующих условий: состоящим на учете в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов в Республике Калмыкия; признанным пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в Республике Калмыкия в весенне-летний период 2012 года на основании экспертной оценки ущерба, проведенной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский сельскохозяйственный центр", за исключением, указанных в пункте 3.1 Порядка.
Колхоз осуществлял в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности от 10.09.2010 N 6/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 N 6/10, заключенных с К(Ф)Х "Бяцахн", а также договора о совместной деятельности от 10.09.2010 N 7/10, договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 10.09.2010 N 7/10, заключенных с КФХ "Урожайный".
Общество осуществляло в 2012 году сельскохозяйственное производство на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "Захн Арыл"; договора о совместной деятельности от 10.09.2010, заключенного с КФХ "Байн"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "Манжиков", договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 05.03.2010, заключенного с МУП Маныческое сельское муниципальное образование "Джунгария"; договора о совместной деятельности (простого товарищества) от 10.09.2010, заключенного с КФХ "ИСН"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "Норма"; договора подряда от 03.02.2009 на выполнение работ, заключенного с КФХ "ОТХН".
Колхоз и общество на основании акта от 12.09.2012 N 001/1 "О проведении экспертизы объектов растениеводства, пострадавших в летний период 2012 года от чрезвычайных ситуаций "Засуха" в Республике Калмыкия", составленного ФГБУ "Россельхозцентр", действующим согласно государственному контракту с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур. В акте указаны площади посевов, вид сельскохозяйственных культур, фактические, возмещенные и невозмещенные затраты.
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия отказало заявителям во включении их в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение субсидий, указав на несоответствие требованиям, изложенным в абзаце 2 пункта 3 Порядка, поскольку колхоз и общество состоят на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ставропольскому краю.
Колхоз и общество обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующим абзаца 2 пункта 3 Порядка.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ). Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 1 Закона N 264-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий.
В силу статьи 3 Закона N 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии со статьей 5 Закона N 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для реализации государственной аграрной политики, используется, в том числе, и предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 6 Закона).
В силу статьи 7 Закона финансирование мероприятий государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации. Средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое положение Порядка не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3, статье 5, части 3 статьи 7 Закона N 264-ФЗ, пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Указанные выводы являются правильными.
Субъект Российской Федерации вправе определить категорию сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, при этом он не может устанавливать дискриминационных условий в числе критериев отбора таких получателей.
Участвующие в деле лица не оспаривают, что колхоз и общество являются сельскохозяйственными производителями и в 2012 году осуществляли деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на территории Республики Калмыкия.
Колхоз и общество в установленном порядке признаны пострадавшими от гибели сельскохозяйственных культур в результате засухи в Республике Калмыкия; информация о заявителях и размере их затрат использована Правительством при направлении сведений для получения денежных средств из федерального бюджета для последующего их предоставления в качестве субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Согласно части 1 статье 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий.
Закон N 371-ФЗ и Закон N 264-ФЗ, регулирующий основные принципы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, не ставят предоставление им финансовой поддержки в зависимость от места их регистрации.
Определение такого критерия для получения субсидий как место государственной регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей ставит лиц, осуществляющих одинаковую сельскохозяйственную деятельность на территории Республики Калмыкия, в неравные условия, в то время как дотации из федерального бюджета предусмотрены для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате засухи 2012 года на территории Республики Калмыкия.
Тот факт, что из федерального бюджета денежные средства выделены в меньшем размере по сравнению с данными, направленными в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, не свидетельствует о наличии оснований для отмены решения. Законодательством не предусмотрена обязанность Российской Федерации предоставлять своему субъекту дотации в запрашиваемом им размере. В данном случае решение о размере дотации принималось в учетом предоставленных субъектом Российской Федерации данных о размере причиненного засухой ущерба. Доказательства, свидетельствующие о том, что размер дотации определен в меньшем размере по сравнению с суммой причиненного ущерба только на том основании, что приняты во внимание данные о затратах сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Республики Калмыкия, отсутствуют.
Суды, принимая во внимание критерии, в соответствии с которыми Закон N 264-ФЗ определяет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя; отсутствие в Законе N 371-ФЗ и Законе N 264-ФЗ норм, указывающих на предоставление финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в зависимости от места их регистрации, включение Правительством в сведения, направленные для получения денежных средств из федерального бюджета, данных о размере причиненного в результате засухи 2012 года ущерба не только зарегистрированным на территории республики лицам, но также и лицам с местом регистрации за ее пределами, обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Основания для отмены решения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.03.2014 по делу N А22-1081/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.