г. Краснодар |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А22-1500/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Рогальского С.В., в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Мацаковой Ирины Николаевны (г. Элиста, ИНН 081400472040, ОГРНИП 309081717000063), ответчика - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия (г. Элиста, ИНН 0814055440, ОГРН 1020800748605), третьих лиц: Министерства финансов Республики Калмыкия (г. Элиста, ИНН 0814026720, ОГРН 1020800769208) и Министерства экономического развития Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7710349494, ОГРН 1027700575385), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 (судья Джамбинова Л.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 (судьи Сулейманов З.М., Казакова Г.В., Луговая Ю.Б.) по делу N А22-1500/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мацакова И.Н. (далее - предприниматель, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия (далее - министерство, ответчик) о взыскании 317 340 рублей убытков от неполучения субсидии и 8 377 рублей 77 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 115 - 117).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Калмыкия (далее - Минфин республики) и Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Решением от 05.11.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.02.2014, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель представил все необходимые документы для получения субсидии, министерство договорные обязательства по перечислению субсидии не исполнило.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает, что принятие предпринимателем на себя обязательств по договору лизинга не является следствием заключения договора о предоставлении субсидии. Министерство не уклонялось от исполнения принятых обязательств, в отказе согласования справки-расчета Минэкономразвития России отсутствует его вина. Кроме того, судебные акты противоречат судебной практике по аналогичному делу N А22-1339/2013.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.11.2012 предприниматель (лизингополучатель) и ООО "Каркаде" (лизингодатель) заключили договор лизинга N 16121/2012 (далее - договор лизинга) о приобретении лизингодателем (посредством заключения договора купли-продажи с выбранным лизингополучателем продавцом - ООО "Арконт") имущества, указанного в спецификации предмета лизинга и предоставлении его лизингополучателю по договору лизинга за плату во временное владение и пользование (т. 1, л. д. 15 - 18).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий на уплату субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 18.10.2012 N 400 (далее - Порядок N 400), и на основании протокола от 04.12.2012 N 3 конкурсной комиссии по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидий на уплату первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования, приказа министерства от 14.12.2012 N 190-с "О предоставлении (отказе в предоставлении) субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" предприниматель и министерство заключили договор от 25.12.2012 N 18 о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования (далее - договор) в размере 317 340 рублей. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до выполнения сторонами своих обязательств (т. 1, л. д. 11 - 14).
Разделом 4 Порядка N 400 установлено два этапа перечисления денег победителям конкурсного отбора: в течение 5 рабочих дней после заключения с субъектами предпринимательства договора в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на реализацию республиканской целевой программы, и в течение 5 рабочих дней после согласования справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.05.2009 N 198 "Об утверждении форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" (далее - Приказ N 198).
Поскольку министерство обязательства по заключенному договору не исполнило, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Подпунктом "в" пункта 6 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 (далее - постановление N 178), установлено, что Минэкономразвития России определяет перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения субсидий, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 176 "Об утверждении перечня, форм и сроков представления документов, необходимых для получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и документов, подтверждающих осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии" субъектам Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии, для получения субсидии необходимо представить перечень документов, в том числе справку-расчет на использование субсидии из федерального бюджета, утвержденную Приказом N 198.
Таким образом, из названных нормативных актов следует, что обязанность по согласованию справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета лежит на министерстве.
Судебные инстанции, установив несогласованность Минэкономразвития России справки-расчета на использование субсидии из бюджета, предусмотренной Порядком N 400 и Приказом N 198, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных предпринимателем исковых требований.
Согласно пояснениям Минфина республики субсидии не предоставлены предпринимателю в 2012 году в связи с поздним поступлением денежных средств на лицевой счет министерства (21 и 29 декабря 2012 года), в связи с чем они не были освоены в текущем финансовом году (т. 1, л. д. 106 -107).
В соответствии с пунктом 26 постановления N 178 при наличии потребности в неиспользованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением Минэкономразвития России может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.
В силу пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В письме Минэкономразвития России от 01.07.2013 N Д05И-856 указано следующее. В соответствии с соглашением от 10.09.2012 N 080-МБ-12 Республике Калмыкия предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 50 450 тыс. рублей на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы". По состоянию на 01.01.2013 остаток средств субсидии из федерального бюджета на реализацию названных мероприятий составил 50 450 тыс. рублей. В 2013 году постановление Правительства Республики Калмыкия от 26.12.2008 N 463 "О республиканской целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" (далее - программа) утратило силу, однако постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2013 N 160 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Калмыкия" названная программа продлена. Согласно совместному письму Минфина России от 28.12.2011 N 02-03-10/6022 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.4-838 с 01.04.2013 остатки целевых средств, потребность в направлении которых на те же цели не подтверждена в установленном порядке соответствующим главным администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков, подлежит взысканию в федеральный бюджет.
В связи с этим согласование справки-расчета на использование субсидии из федерального бюджета, предоставленной Республике Калмыкия, не представляется возможным. Минэкономразвития России просило возвратить средства в названной сумме в федеральный бюджет.
Судебные инстанции учли, что финансирование спорных обязательств должно было производиться в большей части за счет средств федерального бюджета, однако справка-расчет на использование субсидии министерством не была согласована, с апреля 2013 года остатки целевых средств Минфином республики на эти же цели не подтверждены, а предоставленные средства за 2012 год на указанные цели не возвращены в федеральный бюджет (по состоянию на 01.07.2013). Следовательно, Минэкономразвития России не согласовало справку-расчет по спорной субсидии из-за неправомерных действий ответчика.
Таким образом, поскольку сумма, вина ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, причинно-следственная связь между действиями министерства и неполучением предпринимателем субсидии установлены, суды, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 393, 395, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили требования истца о взыскании 317 340 рублей неполученной субсидии и 8 377 рублей 77 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы заявителя о том, что истец и ответчик заключили договор от 25.12.2012, а кредитные обязательства по договору лизинга предприниматель принял на себя ранее, (т. е. 14.11.2012), следовательно, принятие истцом на себя кредитных обязательств не является следствием заключения договора о предоставлении субсидии, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку они противоречат утвержденному порядку N 400 и предмету заключенного сторонами договора.
Довод министерства о том, что оно не уклонялось от исполнения обязательств и в его действиях не содержится вины в связи с отказом согласования справки-расчета Минэкономразвития России отклоняется, поскольку он противоречит материалам дела, исследовался судебными инстанциями, в обжалуемых судебных актах ему дана надлежащая правовая оценка.
Довод о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права с ссылкой на аналогичное дело N А22-1339/2013 судом кассационной инстанции не принимается, поскольку указанные заявителем судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах. Арбитражный суд в каждом конкретном случае устанавливает обстоятельства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и с учетом установленного принимает соответствующее решение.
Доводы заявителя жалобы не опровергают правильности выводов судебных инстанций, переоценка которых в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия кассационного суда.
Основания, предусмотренные нормами статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.11.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу N А22-1500/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.