Решение Самарского областного суда от 15 декабря 2022 г. N 3а-2267/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2267/2022 по административному исковому заявлению ООО "С." к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
ООО "С." (далее также - административный истец, общество) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит:
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в него под пунктом N 9876 нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Приложение N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
Требования обоснованы тем, что в Перечни включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание не используется, пустует. Включение нежилого здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы административного истца.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска уведомлен в установленном законом порядке. Согласно представленного в материалы дела отзыва просил в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением <адрес> Министерство имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N уполномочено органом исполнительной власти <адрес> на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ГД "О нормативных правовых актах <адрес>" министерства и иные органы исполнительной власти <адрес>, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений <адрес> изданы приказы:
- от ДД.ММ.ГГГГ N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений <адрес> www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании "Волжская коммуна" N 281 (30176) ДД.ММ.ГГГГ; N 283 (30178) ДД.ММ.ГГГГ, N 285 (30180) ДД.ММ.ГГГГ; N 297 (30192) ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N , которым утвержден Перечень объектов на 2019 год; опубликован на официальном сайте <адрес> www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ и в печатном издании "Волжская коммуна", N 308 (30543) ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год; опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, и печатном издании "Волжская коммуна", N 158 (30741) ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N , которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год; опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, "Волжская коммуна", N (30955), ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, оспариваемые приказы изданы в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы.
По мотивам отсутствия полномочий у Министерства имущественных отношений <адрес> на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости. Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пункт 4 ст. 378.2 НК РФ предусматривает, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень по сведениям ЕГРН и документам технического учета должны быть безусловными, бесспорными.
Административный истец является собственником указанного нежилого здания, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, соответственно, является плательщиком налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Таким образом, вправе оспорить нормативные правовые акты - приказы Министерства имущественных отношений <адрес>, которыми объект капитального строительства включен в Перечни на 2018-2022 г.г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером N данный объект недвижимости имеет площадь 1567,2 кв. м. назначение: "нежилое", наименование - "Здание (Лит. А - Дом культуры)", данные о виде разрешенного использования здания отсутствуют.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов, имеющем вид разрешенного использования - "Культурное развитие (3.6)".
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что здание имеет наименование: "Дом культуры" состоит из трех этажей и подвала, имеет назначение помещений: оркестровая, коридоры, подсобные, лестничная клетка, тамбур, фойе, вестибюль, зрительный зал, кладовые, комнаты, кассы, туалеты, комнаты для занятий, кабинет директора, кинопроекторы.
Согласно результатам визуального осмотра здания, подтвержденного фототаблицей, акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО5, на первой этаже в помещении N площадью 14,3 кв. м. располагается парикмахерская, в помещении Nа площадью 18,9 кв. м. находится комната с письменными столами, где проходят занятия английским языком, в помещении N площадью 14,6 кв. м. находится офисная мебель. Остальные помещения в здании не используются, Торговые и офисные помещения, а также помещения по оказанию бытовых услуг и услуг общественного питания в них отсутствуют.
Таким образом, исследованные доказательства не подтверждают предназначение либо использование не менее 20 процентов общей площади здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, в частности, фактическое использование нежилого здания под объект административного назначения.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 32-П; определения от ДД.ММ.ГГГГ N 2428-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2796-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения. Дискреция, принадлежащая государству в установлении и прекращении налоговых обязанностей, тем не менее не позволяет ему вводить несправедливые, дискриминационные различия среди налогоплательщиков и действовать вопреки критериям формальной определенности закона, принципам поддержания доверия к действиям властей, законного и справедливого налогообложения. В то же время налоговый закон в его экономических основаниях может быть ориентирован на разные характеристики экономически значимых объектов и обстоятельств хозяйственной деятельности, не исключая разрешенного использования земельных участков.
В данном случае название здания - "Здание (Лит. А - Дом культуры)" и расположение спорного нежилого здания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - "Культурное развитие (3.6)", само по себе не свидетельствует о наличии условий для включения его в Перечень, поскольку наименование здания не предусматривает, что оно предназначено для оказания бытовых услуг населению. Факт использования данного здания соответствующим образом административным ответчиком также не доказан.
С учетом изложенного, суд полагает, что принадлежащее административному истцу здание не соответствует ни одному из условий, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Наименование нежилого здания, его технические характеристики, содержащиеся в технической документации, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, в совокупности с наименованием объекта и его фактическим использованием, однозначно не предполагают размещение объектов бытового обслуживания населения, назначение спорного здания не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Административным ответчиком не представлено сведения о том, что на момент формирования и утверждения Перечней на 2018-2022 годы до начала налоговых периодов в отношении данного объекта поводились мероприятия по определению видов его фактического использования (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Доказательств тому, что здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, административно-деловой либо торговой деятельности, размещения объектов бытового обслуживания, общественного питания административным ответчиком в нарушении требований ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
При таких обстоятельства, учитывая, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о том, что оснований для включения спорного нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества не имелось.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако министерством относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведено в целях налогообложения на 2018-2022 годы. Несмотря на истечение срока действия части оспариваемых Перечней, данные нормативные правовые акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется возможность перерасчета уплаченных налогов на имущество, а также взыскания недоимки налоговым органом.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их отдельных положений не действующими с момента принятия нормативных правовых актов, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ООО "С." удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
- Приложение N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 декабря 2022 г. N 3а-2267/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании