г. Краснодар |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А53-18120/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от заявителя - прокуратуры Ростовской области - Саса Н.А., от ответчика - открытого акционерного общества "Энергосбыт Ростовэнерго" (ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023) - Литвинова А.В., в отсутствие ответчика - федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН 6163030588, ОГРН 1026103173910), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу прокуратуры Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2013 (судья Илюшин Р.Р.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А53-18120/2013, установил следующее.
Прокурор Ростовской области (далее - прокуратура) обратился в арбитражный суд с иском к ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - учреждение) и ЗАО "Донэнергосбыт" о признании недействительным пункта 3.2.2 государственного контракта энергоснабжения от 18.03.2011 N 50267.
Определением от 30.09.2013 произведена процессуальная замена ЗАО "Донэнергосбыт" на ОАО "Энергосбыт Ростовэнерго" (далее - общество).
Решением от 22.10.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.01.2014, в иске отказано. Суды признали оспариваемый пункт государственного контракта соответствующим требованиям Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442). Отсутствие согласованного сторонами акта аварийной брони не имеет существенного значения, поскольку порядок ограничения электроэнергии при его отсутствии предусмотрен действующим законодательством. Учреждение не относится к организациям, в которых предусмотрена военная служба, поэтому к спорным правоотношениям неприменимы положения Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства".
В кассационной жалобе прокуратура просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя жалобы, выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют сложившейся судебной практике. Из буквального толкования оспариваемого пункта государственного контракта следует, что перечень обстоятельств, предоставляющих гарантирующему поставщику право на ограничение режима потребления электроэнергии, расширен. Ему предоставлено право на полное ограничение потребления электроэнергии, что противоречит положениям статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктам 17 и 18 Правил N 442. Судебные инстанции не выяснили, составлялся ли сторонами государственного контракта акт аварийной брони электроснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы жалобы, а представитель общества - доводы отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей прокуратуры и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 18.03.2011 общество (гарантирующий поставщик) и учреждение (потребитель) заключили государственный контракт энергоснабжения N 50267.
Согласно пункту 3.2.2 контракта гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное и (или) полное ограничение режима потребления электрической энергии в порядке и сроки, установленные приложением N 4 к контракту.
В приложении N 4 к контракту стороны утвердили порядок введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, согласно которому полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии предполагает сокращение потребления или временное прекращение подачи электроэнергии (мощности) потребителю в случае наступления одного из следующих обстоятельств: неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, в том числе по предварительной оплате за первый период платежа; прекращение обязательств сторон по контракту; выявление фактов бездоговорного или безучетного потребления электрической энергии; выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей: возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; возникновение внерегламентных отключений; наличие обращения потребителя; присоединения потребителем к электрической сети энергопринимающих устройств, не соответствующих условиям контракта; присоединения, осуществленного с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) потребителя к электрическим сетям.
Частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема электрической энергии, поставляемой потребителю, по сравнению с объемом, определенным в контракте, либо прекращение подачи электроэнергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца.
Полное ограничение режима потребления влечет за собой прекращение подачи электроэнергии путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации или на устройствах потребителя. При отсутствии такой возможности прекращение подачи электрической энергии осуществляется путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от электрической сети.
По особенностям применения мер по ограничению или прекращению подачи электроэнергии потребителя неплательщики подразделяются на следующие группы: общую, потребителей, имеющих акты согласования технологической и аварийной брони, потребителей, ограничение режима потребления, которых ниже уровня аварийной брони не допускается (приложение N 6 к Правилам функционирования розничных рынков в период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530).
В разделе 4 приложения N 4 к контракту согласован порядок прекращения подачи электроэнергии потребителям, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается. К их числу отнесены потребители, ограничение энергопотребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства (потребители льготной группы), а также ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
Дополнительным соглашением стороны внесли в контракт пункт о том, что все положения контракта действуют в части, не противоречащей Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, и Правилам N 442.
Прокуратура считает, что пункт 3.2.2 государственного контракта энергоснабжения не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение" применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Пункт 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Согласно пункту 160 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), действовавших на дату заключения спорного договора, полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом ХIII Основных положений.
Случаи, при наступлении которых возможно введение ограничения режима потребления, перечислены в пункте 161 Основных положений.
В соответствии с пунктом 168 Основных положений в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
В силу пункта 189 Основных положений в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 5 приложения N 6 к Основным положениям в перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, включены объекты Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 18 Правил N 442, действующих в настоящее время, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктам 17 названных Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.
В отношении таких потребителей в случае их обслуживания гарантирующим поставщиком в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате стоимости электрической энергии, включающей стоимость услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (далее - особый порядок предоставления обеспечения обязательств).
Перечень потребителей, в отношении которых предусматривается особый порядок предоставления обеспечения обязательств, формируется ежегодно, до 1 июля, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации соответственно на основании обращений потребителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, ответственных за функционирование таких потребителей.
Ограничение режима потребления потребителей, в отношении которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств, не вводится до истечения срока действия предоставленного обеспечения при условии, что величина предоставленного обеспечения на дату возникновения оснований для ограничения режима потребления равна или превышает размер неисполненных обязательств этих потребителей.
Таким образом, приведенные нормы Правил N 442 предусматривают особенности введения ограничения подачи электроэнергии потребителям, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в том числе при отсутствии у них акта согласования аварийной брони.
Положения Правил N 442 позволили судам сделать вывод об отсутствии у гарантирующего поставщика права на полное ограничение подачи учреждению электроэнергии даже при отсутствии у последнего акта согласования аварийной брони. При наличии императивных норм, регулирующих отношения по договору энергоснабжения, отсутствие акта согласования аварийной брони не дает гарантирующему поставщику права ограничить (прекратить) подачу электроэнергии ниже уровня, установленного законодательством, что создает гарантии данной категории потребителей и возможность предотвратить последствия экономического, экологического и социального характера.
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела также учли, что стороны дополнительным соглашением предусмотрели применение Правил N 442 к сложившимся между ними правоотношениям по снабжению электроэнергией. Дополнительное соглашение фактически изменило оспариваемый прокуратурой пункт договора и привело его в соответствие с действующим законодательством. В данном случае отсутствуют основания для удовлетворения требования прокуратуры, поскольку пункт 3.2.2 государственного контракта энергоснабжения от 18.03.2011 в первоначальном варианте не применяется, права и законные интересы учреждения не нарушаются.
Таким образом, выводы судов соответствуют установленным по спору обстоятельствам и не противоречат нормам материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2014 по делу N А53-18120/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.