В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области;
2) доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области.
2. Организационному отделу Организационно-аналитического управления разместить настоящий приказ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области А.С. Белоусова.
|
О.Н. Федина |
Утвержден
приказом руководителя
Главного управления Московской
области "Государственная жилищная
инспекция Московской области"
от 10.03.2023 N 14
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области за 2022 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области за 2022 год подготовлен Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и постановления Правительства Московской области от 21.09.2021 N 889/33 "О региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Московской области и внесении изменения в постановление Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Деятельность Госжилинспекции Московской области в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации направлена на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области (далее - государственный жилищный надзор).
Целью обобщения правоприменительной практики Госжилинспекции Московской области при осуществлении государственного жилищного надзора является:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Госжилинспекцией Московской области и ее должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
II. Информация о проведенных профилактических мероприятий и результаты их проведения
В целях предупреждения нарушений требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 ЖК Российской Федерации Госжилинспекцией Московской области осуществлялись профилактические мероприятия, в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области на 2022 - 2024 годы, утвержденной приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 22.11.2021 N 88 (далее программа профилактики рисков причинения вреда), а именно:
1) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) актуализирован и размещен в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного жилищного надзора;
2) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены руководства по соблюдению обязательных требований;
3) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующих осуществление регионального государственного жилищного надзора;
4) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещен перечень индикаторов риска нарушений обязательных требований при осуществлении государственного жилищного надзора;
5) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет сформирован и размещен перечень типичных нарушений обязательных требований, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности;
6) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещены проверочные листы;
7) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещена программа профилактики рисков причинения вреда;
8) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещен исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Госжилинспекцией Московской области у контролируемых лиц.
В соответствии со статьями 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ в 2022 году проведено 9826 профилактических мероприятий, а именно:
- проведено 5060 консультирований по вопросам организации и осуществления государственного жилищного надзора, порядка проведения профилактических мероприятий, предмета государственного жилищного надзора;
- сформированы и направлены в адрес контролируемых лиц 3269 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;
- проведено 1497 профилактических визитов, в том числе в формате ВКС.
Проводимые Госжилинспекцией Московской области профилактические мероприятия дают положительные результаты. Имеет место тенденция к снижению нарушений обязательных требований.
III. Информация о проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц осуществляются на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, с учетом общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введены ограничения на проведение внеплановых проверок.
В 2022 году Госжилинспекцией Московской области проведено 173 проверки, из них 51 внеплановых выездных, 122 внеплановых документарных.
Кроме того в 2022 году Госжилинспекцией Московской области проведено 193 мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), на основании статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и 8113 выездных обследований, на основании статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
По результатам проведенных в 2022 году мероприятий было назначено 447 административных наказаний из них по 349 назначено административное наказание в виде административного штрафа, по 98 назначено административное наказание в виде предупреждения, Сумма наложенных административных штрафов составила 3,500 млн. рублей.
По результатам проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения обязательных требований:
1) нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
2) нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами;
3) нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Госжилинспекции Московской области руководствовались положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при которых учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
В 2022 году контролируемым лицам было направлено 48 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
Анализ результатов проведенных проверок и наиболее типичных нарушений обязательных требований показывает, что в части нарушения требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования специализированные организации осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования нарушают требования, установленные Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" в части проведения неполного перечня мероприятий по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования (далее - ТО ВКГО), нарушения графика выполнения работ по ТО ВКГО, не доведение до жителей информации о проведении ТО ВКГО (графиков выполнения работ по ТО ВКГО и уведомления, о дате, времени и перечне работ по ТО ВКГО).
В части нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами ресурсоснабжающие организации предоставляют коммунальные услуги ненадлежащего качества, а именно температура горячей воды в точках водоразбора, а также температура воздуха в жилых помещениях не соответствует нормативным требованиям, что является нарушением требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В части нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений контролируемыми лицами (ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы) ненадлежащим образом осуществляют содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно:
- неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе неисправное остекление, невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток, отсутствие плафонов на светильниках;
- неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе отсутствие самозакрывающихся устройств, отслоение покрасочного слоя, повреждение абонентских ящиков, отсутствие освещения лестничных клеток;
- не проведение ремонта подъездных козырьков и внутренней отделки подъездов, подтопление подвальных помещений многоквартирных домов, протечка кровли.
При этом отдельно стоит выделить причины, факторы и условия, способствующие возникновению указанных нарушений.
ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы чаще всего не имеют в штате квалифицированный технический персонал, способный в короткие сроки устранить возникшие проблемы, а также недооценивают важность своевременного принятия мер по предупреждению нарушения обязательных требований.
IV. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Как показывает анализ правоприменительной практики существует необходимость во внесении изменений в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" предусмотрев, что в состав общего имущества включаются системы контроля загазованности жилых и нежилых помещений, состоящие из сигнализаторов загазованности с быстродействующими запорными клапанами, устанавливаемыми на внутридомовом газопроводе первыми по ходу газа (до запорной арматуры (крана).
В настоящее время участились случаи взрыва бытового газа в многоквартирных домах в разных регионах страны.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Жилищным кодексом управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация на основании договора управления.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также обеспечить готовность инженерных систем многоквартирного дома.
В состав общего имущества в многоквартирном доме включается, в частности, внутридомовая инженерная система газоснабжения.
Согласно действующей редакции абзаца 3 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 (далее - Правила) в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из системы контроля загазованности помещений.
В целях предотвращения взрывов бытового газа в многоквартирных домах в действующей редакции абзаца 3 пункта 5 указанных Правил необходимо предусмотреть, что к таким системам относятся сигнализаторы загазованности с быстродействующими запорными клапанами, устанавливаемыми на внутридомовом газопроводе первыми по ходу газа (до запорной арматуры (крана).
Также предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О газоснабжении" в части определения обязанности заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО) с газораспределительной организацией.
В том числе предлагается определить условия договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и договора техническом обслуживании ВКГО в многоквартирном доме с газораспределительной организацией.
В случае принятия поправок, плата за техническое обслуживание и ремонт ВДГО и техническое обслуживание ВКГО будет рассчитываться в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными ФАС России.
Также закрепить вопросы обеспечения проверки дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирном доме лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, путем заключения договора о техническом обслуживании и ремонте систем вентиляции и дымоудаления в многоквартирном доме со специализированной организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того предлагается размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства реестр специализированных организаций по обслуживанию систем вентиляции и дымоудаления, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В качестве предмета ведения государственного жилищного надзора предлагается закрепить соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований по обеспечению безопасности при использовании содержании ВДГО и ВКГО, требований к обеспечению технического обслуживания и ремонта систем вентиляции и дымоудаления.
Кроме того существует необходимость внесения изменений в статью 9.23 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности в части введения административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение требований, предъявляемых к использованию и содержанию вентиляционных и дымовых каналов, а также усиление административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за отказ в допуске представителя газораспределительной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Также Госжилинспекцией Московской области по результатам обобщения правоприменительной практики выявлено, что после введения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ органы государственного жилищного надзора не в полной мере могут реализовывать свои контрольные (надзорные) функции в рамках поступающих обращений граждан, поскольку Федеральный закон N от 31.07.2020 N 248-ФЗ направлен на приоритет профилактических мероприятий над контрольными (надзорными) мероприятиями.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена, в том числе на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ).
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований является одним из видов профилактических мероприятий.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" утверждена типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В пункте 4 формы предостережения указываются меры, которые необходимо принять контролируемому лицу для обеспечения соблюдения обязательных требований, а также при необходимости сроки их принятия.
Вместе с тем, в Федеральном законе N 248-ФЗ отсутствует норма, предусматривающая установление сроков исполнения предостережения, а также не предусмотрена обратная связь контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица в части предоставления информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В связи с этим предлагается дополнить статью 49 Федерального закона N 248-ФЗ возможностью установления сроков принятия контролируемым лицом мер для обеспечения соблюдения обязательных требований в рамках предостережения, а также предусмотреть обязанность контролируемого лица направлять в контрольный (надзорный) орган уведомление об исполнении предостережения.
В целях эффективности проведения контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий и дополнительного обеспечения исполнения предостережения предлагается в случае отсутствия у контрольного (надзорного) органа возражения в отношении предостережения или уведомления об исполнении такого предостережения установить применение мер реагирования для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Частью 4 статьи 45 и частью 9 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ используется термин: "явная непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен". При этом частью 12 статьи 66 и пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ используется термин: "непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". Учитывая единую правовую основу, требуется установление единообразия в толковании и применении норм, определяющих степень причинения вреда.
В связи с этим предлагается установить в Федеральном законе N 248-ФЗ применение единого термина "непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен".
Частью 2 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Таким образом, Федеральным законом N 248-ФЗ предусматривается повторная выдача предписания в случае его не исполнения или исполнения ненадлежащим образом.
Поскольку у контролируемых лиц появляется возможность затягивания исполнения либо неисполнения выданного контрольным (надзорным) органом предписания, вышеуказанная норма может повлечь за собой негативные последствия.
Таким образом, предлагается исключить повторное направление контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием новых сроков его исполнения.
Утвержден
приказом руководителя
Главного управления Московской
области "Государственная жилищная
инспекция Московской области"
от 10.03.2023 N 14
Доклад
по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области за 2022 год
I. Цели обобщения правоприменительной практики
Доклад по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области за 2022 год подготовлен Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) на основании статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и постановления Правительства Московской области от 01.03.2022 N 164/8 "О региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области и внесении изменений в Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Деятельность Госжилинспекции Московской области в соответствии со статьей 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) направлена на осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области (далее - лицензионный контроль).
Целью обобщения правоприменительной практики Госжилинспекции Московской области при осуществлении лицензионного контроля является:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Госжилинспекцией Московской области и ее должностными лицами лицензионных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений лицензионных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации лицензионных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В соответствии с частью 2 статьи 196 ЖК Российской Федерации предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
Лицензионными требованиями, предъявляемые к лицензиату в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании) являются следующие требования:
1) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК Российской Федерации;
2) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК Российской Федерации;
3) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК Российской Федерации;
4) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК Российской Федерации;
5) соблюдение требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК Российской Федерации.
II. Информация о проведенных профилактических мероприятий и результаты их проведения
В целях предупреждения нарушений лицензионных требований,
Госжилинспекцией Московской области осуществлялись профилактические мероприятия, в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области на 2022 - 2024 годы, утвержденной приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 22.11.2021 N 88 (далее программа профилактики рисков причинения вреда), а именно:
1) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) актуализирован и размещен в разделе "Контрольно-надзорная деятельность", перечень нормативных правовых актов, содержащих лицензионные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении лицензионного контроля;
2) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены руководства по соблюдению лицензионных требований;
3) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующих осуществление лицензионного контроля;
4) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещен перечень индикаторов риска нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля;
5) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области в сети Интернет сформирован и размещен перечень типичных нарушений лицензионных требований, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности;
6) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещены проверочные листы;
7) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещена программа профилактики рисков причинения вреда;
8) на официальном сайте Госжилинспекции Московской области размещен исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Госжилинспекцией Московской области у лицензиатов.
В соответствии со статьями 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ в 2022 году проведено 19548 профилактических мероприятий, а именно:
проведено 10420 консультирований по вопросам организации и осуществления лицензионного контроля, порядка проведения профилактических мероприятий, предмета лицензионного контроля;
- сформированы и направлены в адрес лицензиатов 6131 предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований;
- проведено 2997 профилактических визитов, в том числе в формате ВКС.
Проводимые Госжилинспекцией Московской области профилактические мероприятия дают положительные результаты. Имеет место тенденция к снижению нарушений лицензионных требований.
III. Информация о проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятиях, анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов осуществлялись на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, с учетом Положения о лицензировании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введены ограничения на проведение внеплановых проверок.
В 2022 году Госжилинспекцией Московской области проведено 2467 проверок, из них внеплановых выездных 1977, внеплановых документарных 489 и 1 инспекционный визит.
Кроме того в 2022 году Госжилинспекцией Московской области проведено 748 мероприятий по наблюдению за соблюдением лицензионных требований (мониторинг безопасности) на основании статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и 97615 выездных обследований на основании статьи 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
По результатам проведенных в 2022 году мероприятий было назначено 2171 административное наказание из них по 2058 назначено административное наказание в виде административного штрафа, по 113 назначено административное наказание в виде предупреждения.
Сумма наложенных административных штрафов составила 187667500 рублей.
По результатам проведенных проверок были выявлены наиболее типичные нарушения лицензионных требований и грубых лицензионных требований, к которым относятся:
- ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно:
неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе неисправное остекление, невыполнение работ по уборке входных помещений, мест общего пользования и лестничных клеток, отсутствие плафонов на светильниках;
неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе отсутствие самозакрывающихся устройств, отслоение покрасочного слоя, повреждение абонентских ящиков, отсутствие освещения лестничных клеток;
не проведение ремонта подъездных козырьков и внутренней отделки подъездов, подтопление подвальных помещений многоквартирных домов, протечка кровли;
- наличие признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;
- не передача технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации;
При выборе вида наказания и меры ответственности за совершение административного правонарушения должностные лица Госжилинспекции Московской области руководствовались положениями КоАП РФ, при которых учитывались смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а также возможность замены административного штрафа предупреждением.
В 2022 году контролируемым лицам было направлено 1317 предписаний об устранении нарушений лицензионных требований.
Анализ результатов проведенных проверок и наиболее типичных нарушений обязательных требований показывает, что лицензиаты недолжным образом соблюдают лицензионные требования, предусмотренные ЖК Российской Федерации, Положением о лицензировании. Указанное свидетельствует, что причинами и условиями нарушений лицензионных требований являются отсутствие необходимого уровня знаний требований жилищного законодательства у руководителей лицензиатов и их работников, отсутствие в штате лицензиатов квалифицированного технического персонала, способного в короткие сроки устранить возникшие проблемы.
IV. Предложения об актуализации обязательных требований и необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)
Как показывает анализ правоприменительной практики существует необходимость в ужесточении лицензионных требований, предъявляемых к лицензиатам. Вопросы лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются главой 19 ЖК Российской Федерации, статьёй 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 4 статьи 192 ЖК Российской Федерации срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьёй 193 ЖК Российской Федерации определены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату.
Предлагается внести изменения в часть 1 статьи 193 ЖК Российской Федерации в части дополнения перечня лицензионных требований к лицензиатам, требованиями об отсутствии следующих сведений:
1) о лицах, являющихся взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, с лицом, лицензия которого аннулирована;
2) о лицах, являющихся взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, с лицом, которое привлекалось к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований в течение 3 лет, предшествующих продлению лицензии;
3) о лицах, являющихся взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, с лицом, признанным банкротом.
Дополнение перечня лицензионных требований к лицензиатам указанными лицензионными требованиями будет способствовать сокращению на соответствующем рынке услуг количества неэффективно работающих недобросовестных компаний.
Кроме того в целях оздоровления рынка услуг по управлению многоквартирными домами необходимо ужесточить порядок продления срока действия лицензии и внести изменения в Положение о лицензировании дополнив перечень новыми условиями для лицензиатов, соблюдение которых необходимо для принятия лицензирующим органом решения о продлении срока действия лицензии. К таким условиям относится:
а) наличие у лицензиата помещений, зданий, по месту выполнения работ, оказания услуг, а также технических средств, оборудования.
б) наличие у работников лицензиата сертификатов соответствия профессиональному стандарту "Специалист по управлению многоквартирными домами", утверждённому приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2019 N 538н;
в) размещение в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства актов сверок по заключенным договорам ресурсоснабжения, подписанных лицензиатом и ресурсоснабжающей организацией, подтверждающих отсутствие задолженности за приобретение коммунальных ресурсов по состоянию на 31 число месяца, предшествующему месяцу обращения с заявлением о продлении срока действия лицензии;
г) наличие квалифицированного работника, ответственного за организацию эксплуатации лифтов.
Также предлагается установить, что лицензиат, обращающийся с заявлением о продлении срока действия лицензии, должен соответствовать следующим требованиям:
а) количество многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, и в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, не превышает 10 процентов от общей площади многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, за год управления многоквартирными домами, предшествующий обращению с заявлением о продлении срока действия лицензии;
б) количество многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, и в отношении которых проведены профилактические мероприятия (профилактические визиты, предостережения), не превышает 40 процентов от общей площади многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, за год управления многоквартирными домами, предшествующий обращению с заявлением о продлении срока действия лицензии;
в) количество многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, и в отношении которых проведены профилактические мероприятия (консультирования), превышает 30 процентов от общей площади многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, за год управления многоквартирными домами, предшествующий обращению с заявлением о продлении срока действия лицензии.
Установление указанных условий будет способствовать сокращению на соответствующем рынке услуг количества неэффективно работающих недобросовестных компаний.
Также Госжилинспекцией Московской области по результатам обобщения правоприменительной практики выявлено, что после введения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ органы государственного жилищного надзора не в полной мере могут реализовывать свои контрольные (надзорные) функции в рамках поступающих обращений граждан, поскольку Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ направлен на приоритет профилактических мероприятий над контрольными (надзорными) мероприятиями.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена, в том числе на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ).
Объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований является одним из видов профилактических мероприятий.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" утверждена типовая форма предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. В пункте 4 формы предостережения указываются меры, которые необходимо принять контролируемому лицу для обеспечения соблюдения обязательных требований, а также при необходимости сроки их принятия.
Вместе с тем, в Федеральном законе N 248-ФЗ отсутствует норма, предусматривающая установление сроков исполнения предостережения, а также не предусмотрена обратная связь контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица в части предоставления информации о принятых им мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В связи с этим предлагается дополнить статью 49 Федерального закона N 248-ФЗ возможностью установления сроков принятия контролируемым лицом мер для обеспечения соблюдения обязательных требований в рамках предостережения, а также предусмотреть обязанность контролируемого лица направлять в контрольный (надзорный) орган уведомление об исполнении предостережения.
В целях эффективности проведения контрольными (надзорными) органами профилактических мероприятий и дополнительного обеспечения исполнения предостережения предлагается в случае отсутствия у контрольного (надзорного) органа возражения в отношении предостережения или уведомления об исполнении такого предостережения установить применение мер реагирования для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Частью 4 статьи 45 и частью 9 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ используется термин: "явная непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен". При этом частью 12 статьи 66 и пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ используется термин: "непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям". Учитывая единую правовую основу, требуется установление единообразия в толковании и применении норм, определяющих степень причинения вреда.
В связи с этим предлагается установить в Федеральном законе N 248-ФЗ применение единого термина "непосредственная угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен".
Частью 2 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Таким образом, Федеральным законом N 248-ФЗ предусматривается повторная выдача предписания в случае его не исполнения или исполнения ненадлежащим образом.
Поскольку у контролируемых лиц появляется возможность затягивания исполнения либо неисполнения выданного контрольным (надзорным) органом предписания, вышеуказанная норма может повлечь за собой негативные последствия.
Таким образом, предлагается исключить повторное направление контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием новых сроков его исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 10 марта 2023 г. N 14 "Об утверждении докладов по результатам обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Московской области за 2022 год"
Опубликование:
сайт Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (gzhi.mosreg.ru) 13 марта 2023 г.