Приказ Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области от 16 февраля 2023 г. N 27П-40
"Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Министерстве информационных и социальных коммуникаций Московской области"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и в целях соблюдения антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) и предупреждения его нарушения приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Министерстве информационных и социальных коммуникаций Московской области.
2. Определить управление правового и организационного обеспечения Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области уполномоченным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса).
3. Руководителям структурных подразделений Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области ознакомить государственных гражданских служащих и работников соответствующих структурных подразделений с положениями настоящего приказа.
4. Признать утратившими силу:
1) приказ Главного управления социальных коммуникаций Московской области от 20.02.2019 N 37П-16 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении социальных коммуникаций Московской области" (с изменениями, внесенными приказом Главного управления социальных коммуникаций Московской области от 23.12.2021 N 36П-163);
2) приказ Главного управления по информационной политике Московской области от 12.03.2021 N 35п-25 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Главном управлении по информационной политике Московской области" (с изменениями, внесенными приказом Главного управления по информационной политике Московской области от 18.01.2022 N 35П-4).
5. Управлению координации деятельности СМИ Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр информационных и социальных коммуникаций |
К.Г. Швелидзе |
Утверждено
приказом Министерства
информационных и социальных
коммуникаций Московской области
от 16.02.2023 N 27П-40
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Министерстве информационных и социальных коммуникаций Московской области
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве информационных и социальных коммуникаций Московской области (далее соответственно - Положение, МИСК Московской области) разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" (далее - методические рекомендации), и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в МИСК Московской области (далее - антимонопольный комплаенс).
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
антимонопольный комплаенс - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в МИСК Московской области;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
риски нарушения антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски) - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение - подразделение МИСК Московской области, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в МИСК Московской области.
1.3. Целями антимонопольного комплаенса являются:
обеспечение соответствия деятельности МИСК Московской области требованиям антимонопольного законодательства;
профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности МИСК Московской области;
повышение уровня правовой культуры в МИСК Московской области;
сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
контроль соответствия деятельности МИСК Московской области требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса в МИСК Московской области.
1.5. Принципы антимонопольного комплаенса:
заинтересованность руководства МИСК Московской области в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
информационная открытость действующего в МИСК Московской области антимонопольного комплаенса;
непрерывность анализа и функционирования антимонопольного комплаенса в МИСК Московской области;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Организация антимонопольного комплаенса, уполномоченное подразделение и коллегиальный орган
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром МИСК Московской области, который:
вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими и работниками МИСК Московской области правил антимонопольного комплаенса;
принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Уполномоченным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в МИСК Московской области, является управление правового и организационного обеспечения МИСК Московской области.
Уполномоченное подразделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями МИСК Московской области.
2.3. К функциям уполномоченного подразделения относятся:
подготовка и представление министру МИСК Московской области акта об антимонопольном комплаенсе МИСК Московской области (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
выявление конфликта интересов в деятельности государственных гражданских служащих, работников структурных подразделений МИСК Московской области, разработка предложений по их исключению;
консультирование государственных гражданских служащих и работников МИСК Московской области по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
организация взаимодействия с другими структурными подразделениями МИСК Московской области по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
разработка процедуры внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса;
организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками и привлечения к ответственности виновных лиц;
информирование министра МИСК Московской области о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
2.4. Оценку эффективности организации и функционирования в МИСК Московской области антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
2.5. К функциям коллегиального органа относятся:
рассмотрение и оценка мероприятий, проводимых в МИСК Московской области в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства является неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения МИСК Московской области антимонопольного законодательства.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное подразделение на регулярной основе проводит:
анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности МИСК Московской области за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
анализ нормативных правовых актов МИСК Московской области;
анализ проектов нормативных правовых актов МИСК Московской области;
мониторинг и анализ практики применения МИСК Московской области антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях МИСК Московской области, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в МИСК Московской области, который должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных МИСК Московской области на недопущение повторения нарушения.
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа действующих нормативных правовых актов МИСК Московской области реализуются следующие мероприятия:
разработка и размещение на официальном сайте МИСК Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт МИСК Московской области) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов МИСК Московской области, затрагивающих вопросы, регулируемые антимонопольным законодательством (далее - перечень актов), с приложением текстов таких актов;
размещение на официальном сайте МИСК Московской области уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
размещение проекта нормативного правового акта на официальном сайте МИСК Московской области с включением в пояснительную записку информации, содержащей сведения о соответствии проекта нормативного правового акта требованиям антимонопольного законодательства;
осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике от структурных подразделений МИСК Московской области;
подготовка по итогам сбора указанной информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, также о проблемах правоприменения;
проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в МИСК Московской области.
3.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются МИСК Московской области по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением должны разрабатываться (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в МИСК Московской области антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели как для уполномоченного подразделения, так и для МИСК Московской области в целом.
5.2. Уполномоченное подразделение проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в МИСК Московской области.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в МИСК Московской области антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками.
VII. Организация систематического обучения государственных гражданских служащих и работников требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
7.1. Обучение государственных гражданских служащих и работников МИСК Московской области требованиями антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса осуществляется отделом государственной службы и кадров МИСК Московской области.
7.2. Формы организации обучения:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
повышение квалификации.
7.3. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и настоящим Положением проводятся при поступлении (приеме) государственных гражданских служащих и работников МИСК Московской области на государственную службу (работу), в том числе при переводе государственного гражданского служащего, работника на другую должность, если она предполагает другие должностные обязанности.
7.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, настоящего Положения и при выявлении антимонопольным органом или уполномоченным подразделением признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности МИСК Московской области.
7.5. Повышение квалификации государственных гражданских служащих, работников в части изучения требований антимонопольного законодательства осуществляется с периодичностью не реже одного раза в три года.
7.6. Информация о проведении ознакомления государственных гражданских служащих, работников с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
о результатах проведенной оценки рисков нарушения МИСК Московской области антимонопольного законодательства;
об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, должен размещаться на официальном сайте.
Приложение
к Положению об организации системы
внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного
законодательства (антимонопольного
комплаенса) в Министерстве
информационных и социальных
коммуникаций Московской области
Уровни
рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности МИСК Московской области по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
Вероятность выдачи МИСК Московской области предупреждения |
Существенный уровень |
Вероятность выдачи предупреждения и возбуждения в отношении МИСК Московской области дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
Вероятность выдачи предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области от 16 февраля 2023 г. N 27П-40 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Министерстве информационных и социальных коммуникаций Московской области"
Опубликование:
сайт Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области (misc.mosreg.ru) 16 февраля 2023 г.
Приказом Министерства информации и молодежной политики Московской области от 28 января 2025 г. N 27П-21 настоящий документ признан утратившим силу с 29 января 2025 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области от 8 мая 2024 г. N 27П-96
Приказ Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области от 13 октября 2023 г. N 27П-221