г. Краснодар |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А53-16623/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (г. Ростов-на-Дону, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Мельниковой О.В. (доверенность от 14.06.2012) и Хомяковой А.В. (доверенность от 10.09.2013), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЮжТранс" (г. Шахты, ИНН 6155923235, ОГРН 1056155008414) - Пиленко С.Ф. (доверенность от 31.12.2013) и Давыдовой З.Н. (доверенность от 31.12.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А53-16623/2013 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Николаев Д.В.), установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО "ЮжТранс" (далее - общество) о взыскании 12 679 330 рублей 05 копеек платы за пользование вагонами с августа 2012 года по февраль 2013 года.
Решением от 06.12.2013 (судья Авдеев В.Н.) иск удовлетворен. Суд исходил из того, что взимание соответствующей платы предусмотрено Тарифным руководством N 2, применение которого согласовано сторонами в пункте 3 соглашения о порядке расчетов.
Постановлением апелляционного суда от 14.02.2014 решение от 06.12.2013 отменено, в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что из толкования статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) не следует возможность применения указанной нормы для начисления платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Договором сторон также не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, за время их нахождения на указанных путях и не определен размер платы. Тарифное руководство N 2 к спорным правоотношениям не применяется.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить постановление, оставив в силе решение суда. По мнению заявителя, плата, предусмотренная в пункте 5.3 соглашения о порядке расчетов, является мерой ответственности за занятие ответчиком инфраструктуры истца, то есть штрафной санкцией. Основания для освобождения общества от названной ответственности отсутствовали.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, в августе 2012 года - феврале 2013 года в адрес общества для погрузочно-разгрузочных работ прибыли железнодорожные вагоны.
В актах общей формы, составленных в указанный период и содержащих отметку представителей общества "не согласен", зафиксирован простой вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования.
Ссылаясь на то, что простой вагонов явился следствием действий общества, железная дорога обратилась в арбитражный суд о взыскании платы за пользование вагонами, предусмотренной пунктом 5.3 соглашения о расчетах.
Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 34 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороги, за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Судебные инстанции установили, что спорные вагоны не принадлежат железной дороге на праве собственности или ином праве. Соглашением сторон (договор от 16.07.2010 N 108/9 в редакции дополнительного соглашения от 30.11.2011 и соглашение о порядке расчетов в редакции дополнительного соглашения от 30.11.2011) не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время нахождения их на путях общего пользования; не определен размер такой платы. В частности, такая плата не предусмотрена и пунктом 5.3 в редакции дополнительного соглашения от 30.11.2011.
Позиция о возможности взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, только при наличии соглашения сторон о размере такой платы подтверждена постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 10.03.2009 N 14391/08.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Ссылка истца на то, что плата, предусмотренная в пункте 5.3 соглашения о порядке расчетов, является мерой ответственности за занятие ответчиком инфраструктуры железной дороги, противоречит содержанию названного пункта.
Основания для изменения или отмены постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А53-16623/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.